Точки зрения на материнство и развитие ребёнка в психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Точки зрения на материнство:

М. Мидпоказал, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств.

Кросс-культурные исследования [И. Кон, М. Мид, M.E. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и др.] свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенок собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение.

Элизабет Бадинтер Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX века), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций.

Развитие ребёнка в психологии???

4. Единство и самостоятельность матери и ребёнка в системе их взаимодействия.

Специфика взаимодействия матери с ребенком:

1. Содержанием функционирования системы «мать — ребенок» является обеспечение

матерью определенных функций для развития ребенка. Это предполагает выяснение того, что это за

функции.

2. Поскольку это функции, обеспечиваемые матерью для развития ребенка, то необходимо

выяснение того, какие особенности развития ребенка требуют этих функций.

3. Поскольку мать вступает во взаимодействие с ребенком, уже обеспеченная некоторым

исходным уровнем развития своих материнских функций, то это предполагает выяснение развития

этого исходного уровня до возникновения системы «мать — ребенок».

4. Поскольку ребенок тоже вступает во взаимодействие с матерью не с самого начала своего

возникновения как биологического индивида, то предполагается также выяснение исходного уровня его

развития.

5. Ребенок — представитель не только вида Homo sapiens, но и его конкретно-культурного

варианта. Это предполагает выяснение того, есть ли различия в материнских функциях по

видотипичному и конкретно-культурному критериям и как обе категории материнских функций

обеспечены в индивидуальном развитии женщины.

6. Система взаимодействия матери с ребенком есть система реального взаимодействия двух

самостоятельных субъектов с разными уровнями развития психики, причем эти различия двух видов:

а) онтогенетически разные уровни развития;

б) уровни развития, обеспеченные филогенетически различными формами регуляции

деятельности: сознательный у матери и досознательный у ребенка.

Это предполагает выяснение того, как можно изучать взаимодействие субъектов с разными

уровнями развития психики.

7. Мать является субъектом своих собственных потребностей и субъективных переживаний,

а потребности ребенка и обеспечение необходимых условий для его развития не могут быть полноценно

представлены в ее субъективном отражении, тем более на исторически ранних стадиях развития. Эти

закономерности развития ребенка, требующие абсолютно адекватного выполнения материнских

функций, только в последние десятилетия, и то не полностью, стали предметом научного исследования,

а мать их успешно обеспечивает уже сотни тысяч лет. Это предполагает выяснение того, каким образом

выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие содержания этого

отражения являются осознанными и какова их взаимосвязь с неосознаваемыми в обеспечении и

развитии материнского поведения.__

Методологические основания изучения материнства в псих-ии.

Периодизация псих-ого развития реб-а и материнские функции в разных направлениях.

Психологии

Материнские функции в пренатальном периоде развития реб-а.

Пренатальный период

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы,развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитиемозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована инеизменна, само развитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой поосновным параметрам для всех представителей человеческого рода среде.

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретация психологии эмоционального развитияребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и врамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональнойсферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферырассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения еесобственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением кребенку.

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых психоэмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль преватального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультурного фактора развития ребенка.

Деятельностный подход. Практически не рассматривает этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный Период как выходящий за рамки психологического исследования Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиций этого направления.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 349.