САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
САМООЦЕНКА - оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я". Самосознание
Высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Иначе говоря, самосознание – это образ себя и отношение к себе.
САНГВИНИК (лат. sanquis - кровь) - тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus - чувство, ощущение) – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (лат. signum - знак и греч. system - целое, соединение) - первая и вторая - способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов либо непосредственно улавливаемых органами чувств таких, как ощущения цвета, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система).
СЕНСОРНЫЙ - связанный с работой органов чувств.
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - свойство нервной системы. выдерживать длительные и большие нагрузки.
СИМВОЛ (греч. symbolon - условный знак) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.
СИМПАТИЯ (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
СИНТЕЗ (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния.
СИТУАЦИЯ (франц. situation - положение, обстановка) - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.
СКЛОННОСТЬ - предрасположенность к чему-либо.
СОВЕСТЬ - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.
СОВМЕСТИМОСТЬ - способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
СОПЕРНИЧЕСТВО - стремление человека к соревнованию (конкуренции) с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ - сконцентрированность внимания человека.
СОТРУДНИЧЕСТВО - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ - ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
Относительно упрощенный и устойчивый образ социального объекта – человека, группы, общности. Он складывается обычно в условиях временного и информационного дефицита, является следствием обобщения личного опыта человека и представлений, принятых в обществе.
К сожалению, социальные стереотипы не всегда адекватны реальности, могут быть неполными или ложными. Например, у старшеклассников бытует мнение о том (по данным психологических исследований), что все артисты красивые, легкомысленные и счастливые люди.
Новый человек обычно воспринимается, благодаря социальному стереотипу: вначале как социальный объект, а уже позднее как индивидуально-личностный (все бухгалтеры – зануды, все продавцы – обманщики, все "новые русские" – нечестные, чиновники – взяточники и др.).
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
СТАТУС (лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (греч. stylos - букв. стержень для письма и англ. leader - ведущий, руководитель) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных); способы и средства, применяемые лидером (руководителем) для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.
СТИМУЛ (лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
СТРАСТЬ - сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СТРЕМЛЕНИЕ - желание и готовность действовать определенным образом.
СТРЕСС (англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.
Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.
Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.
Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.
Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.
Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.
СТРУКТУРА (лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimare - возносить) - в психоанализе один из механизмов психологической защиты (см. замещение) с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.
Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.
Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:
· сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;
· в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;
· сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.
Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…
З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.
Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").
Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:
· чувственный – физическое удовлетворение;
· эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.
· созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.
Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".
Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.
На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.
В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.
Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.
З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.
СУБСТИТУЦИЯ
Изменение объекта приложения энергии (не поступив в одно учебное заведение, человек поступает в другое; не получив приглашение на значимую вечеринку, устраивает свою и т.д.). Отличие субституции от сублимации в том, что здесь происходит смена объекта, способного удовлетворить влечение. Например, явление смещенной агрессии. При субституции, если человек испытывает агрессию и не может ее реализовать на объект, вызывающий ее (на этого человека), он "выльет" ее на другого человека.
СУБЪЕКТ (лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
СУБТЕСТ - часть психологического теста или его подшкала, имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство.
СУИЦИД (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Т
ТАЛАНТ (греч. talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей) - высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др.
ТЕСТ (англ. test - проверка, опыт, проба) - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
ТЕСТИРОВАНИЕ - метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты.), имеющие определенную шкалу значений.
ТОЛПА - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
ТОРМОЖЕНИЕ - активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
ТОРМОЖЕНИЕ ПЕРЕД ЦЕЛЬЮ - Такое поведение, когда оно под воздействием внешних или внутренних препятствий не способно достичь удовлетворения непосредственно. Оно возможно лишь в обход через другие виды деятельности или отношения, отдаленно приближающиеся к первоначальной цели и дающие ослабленное удовлетворение. Именно этому механизму обязано происхождение чувства нежности и социальных чувств.
ТРЕВОЖНОСТЬ - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
У
УБЕЖДЕННОСТЬ - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
УМЕНИЕ - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений - посылок.
УПРАВЛЕНИЕ - процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с промежуточной задачей.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Уровень притязаний фиксирует статусные претензии личности в значимых для нее видах деятельности или ситуациях. Притязания развиваются в основном по тем же тенденциям, что и самооценки, но имеют и свою специфику. Например, были проведены наблюдения, показывающие, что если ребенок в детском саду, затем в школе был только во главе других детей и никогда не был в позиции "подчинения", то чаще всего у него формируется завышенный уровень притязаний.
УСТАЛОСТЬ - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления.
УСТАНОВКА - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
УТОМЛЕНИЕ - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Ф
ФАНАТИЗМ (лат. fanum - жертвенник) - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
ФАСЦИНАЦИЯ (англ. fascination - очарование) - специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.
ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma - слизь) - тип темперамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой и приспосабливающийся к новой обстановке.
ФОРМИРОВАНИЕ - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ
Защита, с помощью которой вместо вытесненной в бессознательное неприятной информации проявляются и воспринимаются прямо противоположные представления.
Чаще всего черты характера, высоко коррелирующие с тревожностью (стыдливость, застенчивость и др.), связаны с такими свойствами как нерешительность, боязнь, излишняя скромность, но возможно и инверсионные действия – показная грубость, повышенная агрессивность и др. Это поведение формируется у людей со слабым личностным Я и действующей защитной агрессией на фрустратор. Кроме того, указанные черты характера, такие как стыдливость, застенчивость связаны с "обратным" поведением по отношению к желаемому, с завуалированием способов проявления своих искренних чувств. В качестве иллюстрации приведем пример, описанный М.Е. Литваком.
Мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Происходит это часто неосознанно. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Последняя вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении. Да и девушки часто выставляют на посмешище тех юношей, к которым испытывают влечение. При такой форме защиты восстанавливается чувство самоуважения, но человек лишается необходимого ему тепла и любви. Если сюда еще примешиваются такие формы защиты, как рационализация и интеллектуализация, происходит теоретическое обоснование жесткого, вплоть до садизма, отношения к ближним, но может, и напротив, наблюдаться и заласкивание детей, которых по-настоящему не любят.
Противоположные реакции встречаются не только в личной жизни, но и на производстве. Осознавание индивидом этого факта довольно часто ничего не меняет в поведении, а только увеличивает страдания. Подобные ситуации часто лежат в основе сюжета многих художественных произведений.
Установлено, что противоположные реакции хорошо уживаются с заниженной самооценкой индивида и он бессознательно снижает статус человека, к которому "не равнодушен". Образование такого типа реакций начинается в раннем детстве. "Снятие" защит следует начинать с анализа и осознания личностью своего отношения к окружающим.
ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции.
ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio - исполнение и systema - целое, соединение) - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.
Х
ХАРАКТЕР (греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.
ХАРИЗМА — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также зависит от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение. Вот некоторые характеристики харизматических личностей: 1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей; 2) внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится; 3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других; 4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению; 5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие; 6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
ХОЛЕРИК (греч. chole - желчь) - тип темперамента человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.
Ц
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
Ч
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.
ЧУВСТВО - высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Э
ЭВРИСТИКА - наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
ЭГО (лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда.
ЭГОИЗМ (лат. ego - Я) - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.
ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego - Я и centrum - центр круга) - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭЙФОРИЯ (греч. eyphoria) - состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
ЭКРАНИРОВАНИЕ
Временное отгораживание человеком от психических нагрузок, страхов, беспокойств, вынесение этих переживаний в сферу предсознания.
Экранирование по своему механизму сходно с вытеснением. При вытеснении человек переводит энергию негативных переживаний в бессознательную сферу, а при экранировании перевод энергии происходит из сознательной сферы в предсознание.
Благодаря своей локализации в предсознании, экранирование позволяет отгораживаться от психических нагрузок в очень короткий срок, так как экранирование для удержания устраненной информации не требует большой энергии (в отличие от вытеснения). Экранирование, как и любой механизм психологической защиты, имеет свои преимущества и недостатки. С помощью экранирования возможно отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и, как следствие, – удовлетворительное временное освобождение.
В современной специальной литературе содержатся представления о том, что экранирование является формой психологической защиты, когда для снятия психотравмирующих переживаний принимаются транквилизаторы. Они помогают при тревоге, навязчивости, психологических зависимостях, имеют эффект релаксации. Такой способ экранирования создает видимость благополучия, но нерешаемые вопросы остаются, углубляются и становятся причиной психологических срывов, депрессии, личностной деструкции, так как человек продолжает вести себя прежним способом.
Вместе с тем, частое использование данного способа освобождения от негативных переживаний приводит к тому, что симптомы исчезают без устранения вызвавших их причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний, что может стать причиной возникновения различных неврозов.
Таким образом, экранирование позволяет человеку отгораживаться от негативных воздействий извне неким "защитным экраном", который "отражает" их и не допускает нанесения "психологического вреда". Поставив этот "экран", человек моментально отвлекается от отрицательных переживаний и забывает про них, не прилагая никаких усилий, никакой энергии для этого. Но стрессирующие, аффектогенные факторы окружают его повсюду. Ослабив внимание к "отраженным" ранее или под воздействием новых человек вновь подвергается негативным переживаниям. Для того, чтобы отгородиться от тревоги, требуется уже дополнительная энергия.
ЭКСПЕКТАЦИИ (англ. expectation - ожидание) - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.
ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение) - выразительность; сила проявления чувств, переживаний.
ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra - вне, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
ЭМОЦИИ (лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения. Нередко эмоциональное сгорание рассматривается как следствие феномена профессиональной деформации в сфере профессий человек-человек.
ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (лат. effectivus - дающий определенный результат, действенный) - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.
ЭФФЕРЕНТНЫЙ - процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
ЮМОР
Защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.
Я-КОНЦЕПЦИЯ
Относительно устойчивая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.
ТЕСТЫ И ОПРОСНИКИ[1]
Дата: 2016-09-30, просмотров: 292.