Такая классиф. включает в себя 4 гр. счетов:
1) Основные счета. В группу осн. счетов входят:
– основные активные счета (счета, кот. имеют только дебетовое сальдо, они исп. для учёта средств – касса, расч. счёт, валютн. счета, гот. прод-ия, финансовые влож-я),
– основные пассивные счета – счета для учёта источников, имеют только кредитовое сальдо (80, 82, 83, 84, 86, 66, 67)
2) Регулирующие счета:
– контрактивные счета,
– дополнительные счета.
Регулир. счёт ввод. в сист Б.У. для того, чтобы можно было исчислить настоящую ст-ть ср-в, учитываемых в составе регулируемых счетов.
Дополнительные счета вводятся в систему Б.У. для оценки заготовленных мат. ценностей (15, 16).
15, 16 исп. для нормирования ст-ти заготовит. мат-лов. Если Дс по сч.10 + Дс по сч. 16, то получ-ся полная ст-ть заготовл-ных мат. ценностей. Сч.15 на кон. мес. закрыв-ся.
3) Распределительные счета
– бюджетно-распределит-ые счета служат для распределения расходов и доходов по смежным отчётным периодам (97, 98);
– собирательно-распределит-ые счета предназначены для контроля за косвенными видами расходов на произ-во (для сбора информации о косвенных расх. исп. 25, 26).
4) Операционные счета
– калькуляционные. Эти счета предназначены для формиров-я ст-ти хозяйств. средств. Расчёт, при помлщи кот. опред. с/ст хозяйств. средств наз. калькуляцией. К этой группе счетов относят счета: 08, 20, 23, 28, 29.
В том случае, если п/п не имеет незаверш-го произв-ва, с/сть ГП (кредит. обор. по сч.20) б. равна сумме текущих затрат, собранных по дебету сч.20. В том сл., если имеется незаверш. произв-во, с/сть гот. прод. будет рабна:
С/сть ГП = Остаток незаверш-го пр-ва на нач. мес. + Текущие затраты (дебет. обор. сч.20) – остаток незаверш. пр-ва на кон. месяца.
– сопоставляющие. Предназначены для выявления финанс. рез-тов от к.-л. процессов. Такое выявление производится путём сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов на сопоставляющих счетах. По дебету таких счетов отраж. убытки и расходы, а по кредиту прибыли и доходы.
Сопоставляющие счета можно разделить на 2 гр.: 1) финансоворезультатные (99), 2) операционнорезультатные (90, 91).
Операц.рез-ные сч. предназначены для обобщения инф-ии об отдельн. процессах хоз. деят-ти п/п, а также для определ-я по каждому из них фин-го рез-та. По отнош-ю к балансу опер.рез-ные счета явл. активно-пассивными.
– активно-пассивные счета. Они характериз. тем, что на них могут учитыв-ся одновременно ср-ва и источники. Также счета имеют дебет-ое и кредит-е сальдо. На таких счетах учитыв. различные виды расчётов (62, 60, 70, 76).
Забалансовые счета. На них учитыв. ср-ва , не принадлежащие данному п/п, но в наст. момент нах-ся у него во временном польз-ии (аренда осн. ср-в; товары, приняьые на комиссию; товары и мат. ценности, принятые на хранение; обор-е, принятое в монтаж и др.). На забалансов. счетах опер. отраж-ся без применения принципа двойной записи.
Экономическая классификация счетов. План счетов.
При орг-ии Б.У. на п/п прежде всего необх. наметить перечень счетов, применение кот-ых будет достаточно для отражения всех средств и источников и всех хоз. операций, происходящих на п/п.
В основе экономич-кой классиф. счетов лежит подразделение счетов на счета для учёта средств и счета для учёта источников:
1. Счета средств:
а) счета производственного потребления:
осн. произв-во, вспомогательные материалы,
общехозяйств. расходы, общепроизв. расходы;
б) счета произв. запасов:
материалы, НДС по приобретённым ценностям,
расходы на заготовку и транспортировку – заготовит. расходы отклонения в с/ст мат. ценностей;
в) счета распределения обращения:
готовая продукция, расходы на продажи, касса, расчётный счёт, валютные счета, расчёты с покупателями, товары отгруженные;
г) счета непроизводств. потребления:
обслуживающие произв-ва и хоз-ва;
д) внеоборотные активы:
осн. ср-ва (износ осн- ср-в), нематериальные активы (износ нематер. активов).
2. Счета источников:
а) прибыль:
прибыли и убытки, доходы будущих периодов;
б) кредиторская задолженность:
задолженность поставщикам;
в) кредиты и займы:
расчёты с банками по краткосрочным ссудам, расчёты с банками по долгосрочным ссудам;
г) резервы;
д) обязательства по распределению:
задолженность по з/пл., задолж-ть бюджету, задолж-ть соц. фондам;
е) финансирование.
Классиф. счетов послужила основой по составлению расчётного плана.
План счетов Б.У. – систематизир-й перечень средств и источников п/п с указанием полного наименования и цифровых кодов. Каждая строка представл. собой синтетич. счёт.
План счётов Б.У. утверждён МинФином РФ 31.10.2000г (введён в действ. 1.01.01г.), имеет силу закона и обязателен для применения на п/п всех форм собств-ти, кроме кредитных и бюджетных. П/п-ия на основе типового счётного плана разрабатывают рабочий план счетов и утверждают его приказом руководителя: «Учётная политика п/п». Набор счетов д.б. произведён из типового счётного плана.
Формы Б.У.
Формы БУ – утверждённый порядок систематизации первичной отчётной докум-ции и применение опред. набора регистров синтетич. учёта. Исп-ся след. формы БУ:
1. Мемориально-ордерная форма учёта предполагает составление материальн. ордеров на кажд. хоз. операцию или группу однородных хоз. операций. Мемориальный ордер – запись хоз. опер., включающая корреспонденции счетов. На их основании составл-ся журнал хоз. опер. (перечень мемориальн. ордеров, записанных в опред. последов-ти). Кроме того, данные мемор-ых ордеров записыв. в главную книгу, по кот-ой составл. баланс и др. формы отчётности.
2. Журнально-ордерная форма – наиболее доступная и пригодная для п/п всех форм собств-ти.
3. Журнал «Главная». Эта форма исп-ся на п/п с небольшим кол-вом хоз. опер., для отражения кот-ых достаточно 20-25 счетов.
4. Микрокомпьютерная
5. Таблично-перфокарточная
6. Таблично-автоматизир.
8. Классиф. бух.докум., их реквизиты. Элементы бух. записи. Документооборот.
Важнейшим треб-ем к БУ явл. сплошное отражение хоз. операций. Для осущ-я этого треб-я исп-ся бух. док-ция
Документом наз. спец. бланк или лист бумаги, заполненный записью факта хоз. опер-ии, удостоверенный подписями лиц, отвечающих за совершение операции. Документ регистрирует, оформляет операцию и служит основанием для её совершения. Бух. док-ция, регистрируя каждую опер. даёт учётные сведения, необходимые для оперативного руководства и контроля, а также явл. способом первичного учётного отражения всех хозяйств. действий и источников дальнейших записей в БУ.
Сведения, содерж-ся в док-те и обеспечивающие ему юрид. силу, наз. реквизитами.
Реквизиты м.б. обязательными (назв-е док-та; дата; порядковый номер док-та; назв-е и адрес п/п, к кот. составлен док-т; назв-я сторон, участвующих в соверш-ии опер.; измерители; сумма; подписи лиц, ответственных за соверш-е хоз. опер.) и дополнительными (представл. собой сведения, характериз. узкоспециализир. деят-ть).
Док-ты м.б. типовыми и специализированными. Тип. назыв. док-ты, пригодные для применения на большинстве п\п. К специал-ым относят док-ты, кот. можно применять в данной отрасли. Типовая учетная документация – доверенность, ордера. Специал-ые – накладные, товаро-транспортные док. В соответ. с з-ом о «Б.У.» первичные учетные док. принимаются к учету если они составлены по формам содерж. В альбомах унифиц-ой формы первичной отчетной организации. Унификация форм первичной учетной орг-ций имеет большое значение для совеш-ия учета, т.к. устанав-ет и закрепляет единые требования к документированию хоз. деят. орг-ии, систематизирует учет, исключает из оборота устаревшие произвольные формы, способствует рацион-ой орг-ии учета. Орг-ия имеет право вносить в унифиц-ые формы допол. реквизиты, не изменяя утверж-ых. Допускается расширение и сужение граф в зависим. от знач-ти показателей, а также включение своб. листов и вкладышей.
Унифицир. первичные док. могут составляться на бумажных и первичных носителях, однако юр. силу эти док. получают после того, как они б. преобраз. из элект. формы в бумаж., и проставлением всех подписей. Если док. получен из ЭВМ, то он д. б. потвержден элек-ой цифровой подписью.
Док. первичные подразделяются на гр. в зависим. от их назначения :
- оправдательные (приходные и расходные кассовые ордера, накладные, требования).
- док. бух. оформления (расчеты, справка)
По способу содержания:
- единичные (оправдат-ые)
- сводные (лимитно-заборная карта)
По способу составления:
- первичные (док. регистр-ие непосредственно хоз. операцию)
- накопительные (ведомости, журналы, ордера)
2-ым этапом явл. накапливание однородных док-тов и запись итоговых или разовых сумм в учётные регистры. Учётн. рег. – расграфлённые спец. образом листы бумаги, в кот. производ-ся учётные записи. В них отраж-ся типовая корреспонденция счетов и данные о движ-ии ср-в и источников, запис. в соотв. с этой корреспонд. В практике БУ примен-ся уч. регистры различные как по форме, так и по содерж-ю. По вшешн. виду уч. рег. формируют опред. образом (книги, свободные листы, карточки). По назнач-ю уч. регистры подраздел. на рег. аналит. и синтетич. учёта.
Для рациональн. орг-ии движ-я док-тов на п/п составл. график документооборота. Документооб-т – движ-е док-та от момента его составл-я до момента его использ-я. Часто на п/п док.-об. составл-ся в виде графика с указ-ем дат прохождения док-тов ч/з отделы и ответственных лиц.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.