Федеральная налоговая служба как орган финансового контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляет ряд полномочий, в частности осуществляет контроль и надзор:

1. за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

2. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

3. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

4. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей и т. д.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Продолжительность выездной налоговой проверки не должна превышать более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до трех месяцев. В срок проведения проверки не засчитывается период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов, на основании которых у налогоплательщика имеется пять дней для предоставления требуемых документов.

По общему правилу проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

  • истребование документов;
  • инвентаризация имущества;
  • осмотр;
  • выемка (изъятие) документов;
  • встречные проверки;
  • привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;
  • проведение экспертиз.

 

Формы финансового контроля

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

 

Понятие и значение бюджета

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами. Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

 

Бюджетное право и его источники

Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. БП – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Бюджетное право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её Субъектов и МО, и соответствующих представительных и исполнительных органов.

Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе Субъектов) и МО, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Т.о. бюджетное право регулирует –

- бюджетное устройство РФ;

- структуру доходов и расходов бюджетной системы;

- компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета;

- бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Источники БП – Конституция РФ (ст.ст. 71, 72), закон РФ «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ, принятый 31 июля 1998г. и введенный в действие с 1 января 2000г.

 

Бюджетные правоотношения.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъективного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории.

Б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства.

В) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или МО, или соответствующие органы государственной власти и МСУ, представляющие их интересы.

Бюджетные правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть процессуальными и материальными.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);

2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).

 



Дата: 2016-09-30, просмотров: 174.