Понятие финансового контроля и его принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому ис­пользование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осущес­твляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установ­ленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, эко­номическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесо­образности проводимой финансовой деятельности.

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распре­деления и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных ре­гионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организаци­ями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организаци­ями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприяти­ями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства — возмож­ностей повышения рентабельности хозяйства, роста производи­тельности труда, более экономного и эффективного использова­ния материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укреп­ляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства, субъек­тов местного самоуправления, предприятий, организаций, уч­реждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредству­ется денежными отношениями.

Изменилась система контрольных органов: упразднены орга­ны народного контроля', в связи с изменением системы полити­ческой власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществля­емый Контрольным управлением Президента Российской Феде­рации.

Сформированы и действуют новые органы финансового кон­троля: Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции финансового контроля осуществля­ют органы Федерального казначейства.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех кон­тролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения операций по образованию, распределению и исполь­зованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполне­нию документы, которые служат основанием для осуществле­ния финансовой деятельности,— проекты бюджетов, финансо­вых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. П.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансо­вых обязательств перед государством, получения и использова­ния денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. Д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осу­ществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использова­ния предприятием или учреждением денежных средств и т. П.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

 

Правовые основы аудита

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 дека­бря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осу­ществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декла­рации и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Удиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контро­лем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально упол­номоченными на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие ат­тестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и вклю­чения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Централь­ным Банком РФ – для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ – для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является установление досто­верности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нор­мативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и иници­ативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хо­зяйствующего субъекта.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;

с порядком проведения аудиторской проверки (в частности, предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться);

со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);

с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской де­ятельности и т. Д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, вы­давшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявле­нию хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложе­нию прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяй­ствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдав­шего лицензию: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Органы финансового контроля

Органы общей компетенции осуществляю не только фин. деятельность, но и другие

Органы специальной компетенции.

Счетная

Мин. Фин. РФ

Министерство ПО налогам и сборам -

ЦБ РФ -

МВД РФ -

Гос. таможенные комитеты –

Счетная палата – этот орган подконтрольный, создан Федеральный Собранием РФ. Председатель назначается Гос. Думой, а заместитель – Советом Федерации. Кроме того, в этой палате есть 12 аудиторов: 6 - назначается Гос. Думой, 6-Федеральным Собранием.

Аудиторам подконтрольны штатные работники и инспекторы.

СчП РФ дает обусловленную оценку законов, а именно фин. обеспеченности. Имеет право контролировать субъектов хозяйствования, полученные бюджетные средства, она контролирует движение фин. средств ПО счетам ЦБ РФ.

ПО итогам контроля она имеет право принять предписание или внести представление о приостановлении операций ПО счетам соответствующих субъектов, которое должно быть утверждено Гос. Думой.

Мин. Фин. РФ – это орган исполнительной власти. Его полномочия:

Разрабатывает федеральный бюджет. Имеет право контролировать всех субъектов права, получения бюджетные средства

Министр финансов имеет право осуществлять секвестр расходов (сокращение расходов), он имеет право блокировать расходы и т.д.

Разрабатывают налоговую политику государства

Осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом

Лицензирует и аттестует аудиторскую деятельность, кроме банковской

Лицензирует страховую деятельность.

ЦБ РФ. Цели деятельности ЦБ РФ:

1. защита и обеспечение устойчивости рубля

2. развитие и укрепление банковскую S

3. обеспечение эффективного функционирования платежной S

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 180.