2.1. Общие положения формирования финансовой отчетности 35
2.2. Баланс (балансовый отчет) 41
2.3. Отчет о прибылях и убытках 48
2.4. Отчет об изменениях капитала 54
2.5. Отчет о движении денежных средств 56
2.6. Примечания к финансовой отчетности. Представление учетной политики,
признание, оценка элементов финансовой отчетности и прочие раскрытия информации 65
Вопросы для самоконтроля 68
Задания для самопроверки 68
Тесты 70
Глава 3.Активы и их обесценение 72
3.1. Материальные активы 72
3.2. Нематериальные активы 86
3.3. Обесценение активов 95
Вопросы для самоконтроля 102
Задания для самопроверки 102
Тесты 104
Глава 4. Представление информации о доходах и расходах компании 107
4.1. Выручка 107
4.2. Затраты по займам 112
4.3. Вознаграждения работникам и социальное обеспечение 116
4.4. Инвестиционная деятельность 122
4.5. Финансовые инструменты 138
Вопросы для самоконтроля 143
Задания для самопроверки 143
Тесты 144
Глава 5. Формирование резервов и финансовых результатов компании 148
5.1. Резервы, условные обязательства и условные активы 148
5.2. Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки 154
5.3. Учет налога на прибыль 158
5.4. Доход на акцию 168
Вопросы для самоконтроля 175
Задания для самопроверки 175
Тесты 176
Глава 6. Составление финансовой отчетности компании в случае существенных
Изменений условий ее деятельности 177
6.1. Раскрытие информации о связанных сторонах 177
6.2. Объединение компаний 180
6.3. Прекращаемая деятельность 187
Вопросы для самоконтроля 190
Задания для самопроверки 190
Тесты 191
Глава 7. Направления развития международных стандартов финансовой
Отчетности и адаптация отечественного бухгалтерского учета к МСФО 193
7.1. Конвергенция МСФО (IFRS) и GAAP 195
7.2. Проблемы перехода и перспективы внедрения МСФО в России
Литература201
Введение
Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами и требованиями рыночной экономики.
Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО (международными стандартами финансовой отчетности) приводят к значительным различиям между отчетностью, составляемой в РФ и в западных странах. При этом отчетность, составленная по международным стандартам, позволяет получить более точную картину положения дел в компании. Поэтому инвесторы и финансовые институты (банки, биржи, инвестиционные и лизинговые компании) используют для оценки финансового состояния российских организаций финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.
В условиях повышенных рисков для российской экономики признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций.
Переход российских компаний на МСФО важен и инвесторам, и руководству компаний, и государству.
Интерес государства. Предприятия государств, применяющих МСФО, имеют возможность получить денежные средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки. Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы для стран, заинтересованных в привлечении иностранного капитала. Это поможет оживить российскую экономику и увеличить поступления в бюджет.
Интерес инвесторов и собственников компаний. При отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже. Введение МСФО в РФ сократит затраты на трансформацию отчетности и таким образом уменьшит издержки.
Интерес менеджмента предприятий. Руководство предприятия, использующего МСФО, получает отчетность, которая максимально объективно отражает действительность и на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения.
Укрупненно можно выделить три направления применения МСФО в России.
Первое направление - это непосредственное применение международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности определенными группами организаций. Сейчас в системе российского законодательства нет правовых документов, регулирующих обязательность формирования такой отчетности холдингами, концернами и иными аналогичными образованиями. Поэтому Минфином РФ был подготовлен проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», в котором закрепляется законодательный статус МСФО на территории России. Согласно проекту консолидированная финансовая отчетность российских компаний должна составляться в соответствии с МСФО.
Второе направление - разработка национальных стандартов учета на основе международных. В процессе реформирования отечественных учета и отчетности Минфином России разработаны и утверждены 20 положений по бухгалтерскому учету, направленных на сближение отечественных принципов с положениями МСФО. Однако, несмотря на постоянную работу по обеспечению сближения отечественных принципов учета с международными стандартами, между ними до сих пор остается немало различий. Многие положения международных стандартов отвергаются в силу объективных причин, связанных с требованиями российского законодательства и российской спецификой ведения предпринимательской деятельности. Однако то, что в основе будущих или перерабатываемых положений по бухгалтерскому учету будут лежать МСФО, а не US GAAP, европейские директивы или какие-то иные международно-признанные системы, сомнению не подвергается. Эти принципы заложены в проекте федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете», принятие которого предполагается к 2009 году.
Третье направление – применение международных стандартов на уровне не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной бухгалтерской. На сегодняшний день существует много причин, не позволяющих организациям в России применять для составления индивидуальной финансовой отчетности международные стандарты. Этот аспект также отражен в данном учебном пособии. Однако уже сейчас можно выделить ряд организаций, которые вполне могут это осуществлять: финансовые институты, работающие на рынке ценных бумаг, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и др.
Возможность применения МСФО влечет за собой необходимость совершенствования не только механизма российской системы бухучета и аудита, но и наличия соответствующей рыночной инфраструктуры (рынков по видам активов, развития системы оценок), а также изменения законодательной базы.
Учебное пособие по курсу «Международные стандарты финансовой отчетности» написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Представленный теоретический материал иллюстрируется рисунками, таблицами и примерами расчетов. В конце каждой главы приведены вопросы для самоконтроля, задания для самопроверки и тесты.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 234.