СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебная программа

(специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»)

 

Омск, 2006


УДК 008

ББК 77.04я7

С 289

Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Рецензенты:

· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, заведующий сектором региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии Г.Г. Волощенко;

· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, старший научный сотрудник сектора региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологи Н.Ф. Хилько.

 

 

Технологические основы социально-культурной деятельности:учебная программа (специальность 053100 «Социально-культурная деятельность») / Автор-составитель Л.В. Секретова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2006.

 

 

Настоящая учебная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, включает в себя тематические планы и рабочую программу дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности. Программа предназначена для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

 

 

© Омский госуниверситет, 2006


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

Тематический план курса для студентов очного отделения….…………….

Тематический план курса для студентов заочного отделения……………..

Содержание курса………………………………………………………………

Рекомендательный библиографический список………………………………

Список вопросов для подготовки к экзамену…………………………………

 


Введение

Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства - от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.

Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на социально-культурную деятельность преобразовался в направлении повышения требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, и здесь особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики, культурологии.

Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и специалистами, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений социально-культурной сферы используется большое разнообразие социально-педагогических и управленческих технологий. Вполне закономерно, что сегодня освоение технологий является одним из ведущих критериев профессионализма менеджера социально-культурной деятельности. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.

Основной целью курса является раскрытие многообразия и многозначности технологической системы социально-культурной деятельности, изучение основных методов и технологий, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей. Ее задачи состоят в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам знания и навыки в применении технологических основ педагогической организации социально-культурной деятельности различных (возрастных, образовательных, профессиональных, этнических и др.) групп населения в учреждениях социально-культурной сферы различных типов.

Для решения поставленных целей и задач в программе предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, а также выполнение курсовой работы на очном отделении и контрольной работы - на заочном.

Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Изучение студентами технологических основ социально-культурной деятельности позволит охватить основные закономерности и универсальные способы организации социально-культурной деятельности, охарактеризовать наиболее типичные условия протекания технологического процесса. В настоящей учебной программе технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных технологий, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как современного, так и исторического опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга различными народами и этносами.

 

В результате, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как специфического педагогического процесса, на наш взгляд, не только позволит студентам, будущим специалистам, изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования, в том числе и в масштабе конкретного региона.

Тематические планы и содержание курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Они подготовлены на основе материалов, предусмотренных программой по социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств и содержащихся в учебнике «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова (Москва. 2004), а также в учебниках «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой (Тамбов, 2002) и «Культурно-досуговая деятельность» под редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова (Москва, 1998), в учебном пособии Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности» (Москва, 2004). В освещении тем, касающихся технологий организации самодеятельного творчества и клубов по интересам, автор опирался на учебные пособия Л.С. Жарковой «Деятельность учреждений культуры» (Москва, 2003) и В.В. Туева «Технология организации инициативного клуба» (Москва – Кемерово, 1999). При разработке содержания дифференцированных технологий автор опирался на материалы учебной программы И.И. Клявиной «Социокультурные технологии в сфере досуга» (Кемерово, 2004).

Настоящая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, овладевающих квалификацией менеджера социально-культурной деятельности.


Тематический план курса для студентов очного отделения

Название темы Всего Лекц. Сем.
  5-й семестр      
1. Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий  
2. Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности.
3. Педагогические основы социокультурных технологий
4. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях
5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
6. Специфика и виды исследовательских технологий в социально-культурной сфере
7. Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере
8. Структура и технология социально-культурной проектной деятельности
9. Специфика и содержание этнонаправленных технологий
10. Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга
  Итого в 5-м семестре:
  6-й семестр      
11. Технологии информационно-просветительной и рекламной деятельности в сфере культуры и досуга
12. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития
13. Технологии общения и коммуникации в социально-культурной деятельности
14. Технологии PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике
15. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности
16. Анимационные социокультурные технологии
17. Aлгоритм разработки культурно-досуговых программ
  Итого в 6-м семестре:
  7-й семестр      
18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности
19. Культуроохранные и культуротворческие технологии: сущность и типология
20. Теоретические основы технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений в учреждениях социально-культурной сферы
21. Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы
22. Многообразие видов и технологий деятельности клубов по интересам и любительских объединений
23. Технология организации инициативного клуба
24. Социально-защитные и реабилитационные технологии
25. Альтернативные инновационные технологии
26. Управленческие технологии и их роль в реализации социокультурных программ
  Итого в 7-м семестре:
  8-й семестр      
27. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков
28. Технологии социально-культурной деятельности молодежи
29. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста
30. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей
31. Технологии организации семейного досуга
32. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа
33. Технологическое мастерство менеджера социально-культурной деятельности как условие успешной профессиональной деятельности
  Заключение. Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов  
  Итого в 8-м семестре:
  ИТОГО:

Тематический план курса для студентов заочного отделения

Название темы Всего Лекц. Сем.
  5-й семестр:      
1. Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий, их типология и классификация -
2. Педагогические основы социокультурных технологий. Субъекты, объекты, средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные элементы технологического процесса -
3. Сущность проектных технологий в социально-культурной сфере; структура и технология проектной деятельности
  Итого в 5-м семестре:
  6-й семестр:      
4. Специфика и содержание этнонаправленных технологий и технологий межнациональной коммуникации  
5. Особенности разработки типовых, отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности  
6. Теория и практика осуществления инновационных социокультурных технологий
  Заключение. Защита социокультурного проекта      
  Итого в 6-м семестре:
  ИТОГО:

Содержание курса

Тема 18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности.

Сущность и специфика образовательной деятельности в социально-культурной сфере. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Источники и составные части образовательных технологий. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Особенности организации процесса воспитания в социально-культурной сфере, его структура, модели и методы. Особенности организации процесса обучения в социально-культурной сфере: принципы дидактики и методы обучения. Система и методы непрерывного образования. Инновационные модели образовательного процесса в социально-культурной сфере. Интеграция воспитательных функций, возможностей учреждений культуры, образования и социальной работы.

 

Заключение.

Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов.


Основной

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002.

2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998.

6. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1997.

7. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы: Монография. – Омск, 2001.

8. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.

9. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002.

10. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. Учебное пособие. – М., 1999.

11. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.

12. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000.

Дополнительный

13. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992.

14. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998.

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999.

16. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998.

17. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005.

18. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе. – М., 1989.

19. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999.

20. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985.

21. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.

22. Досуг, творчество, медиакультура: социально-экологические проблемы: Сборник научных трудов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005.

23. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994.

24. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.

25. Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.

26. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.

27. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 19.07.95 г. № 114-ФЗ.

28. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб., 1996.

29. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989.

30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002.

31. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1985.

32. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001.

33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995.

34. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. – М., 1992.

35. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004.

36. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990.

37. Кузнецов И. Технология делового общения. – М., 2004.

38. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999.

39. Мосалев Б.Г. Методология и методика социологических исследований. – М.:МГУК, 1995.

40. Народная культура Сибири: Учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. В 2 ч. – Омск, 2002.

41. Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах. – Иркутск, 2004.

42. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.

43. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под ред. В.А. Пятина. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 1998.

44. Педагогические ресурсы досуга. – Казань: Медицина, 1996.

45. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М., 2004.

46. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994.

47. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

48. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004.

49. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994.

50. Разумный В.А. Клуб и культура общения. – М., 1989.

51. Разумный В.А. Народное творчество и современность. – М., 1990.

52. Руденский Е.В. Режиссура праздничного общения как социальная технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991.

53. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

54. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004.

55. Словарь-справочник социального педагога организатора досуга детей и подростков / Ред.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск, 1998.

56. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие. – М., «Просвещение», 1977.

57. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 2003.

58. Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА – М., 2002.

59. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник науч. статей / Ред. В.В. Туев – Кемерово, Кем ГАКИ, 2002.

60. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Учебное пособие. – М., 2002.

61. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 1991.

62. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. – СПб., 2003.

63. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985.

64. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Лань», 2003.

65. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996.

66. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества: Монография. – М.: РИК, 2004.

67. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

68. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004.


Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Технологические основы социально-культурной деятельности.

2. «Технология» как термин и метапонятие.

3. Технология СКД как социокультурная система.

4. Технология СКД как социокультурная наука.

5. Технология СКД как технологический процесс.

6. Основные подсистемы и элементы технологии СКД.

7. Внутренняя и внешняя среда технологической системы СКД.

8. Структура и функции социокультурных технологий.

9. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям.

10. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.

11. Педагогические основы технологий СКД.

12. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.

13. Классификация технологий СКД.

14. Специфика исследовательских технологий в СКС.

15. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.

16. Виды исследовательских технологий.

17. Сущность и специфика проектных технологий в СКС.

18. Ценности и идеи как основа технологического моделирования.

19. Характеристика современной базы проектных технологий в СКС.

20. Технологии коммуникаций в практике СКД.

21. PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.

22. Общая характеристика информационно-просветительных и рекламных технологий.

23. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.

24. Демонстрационные технологии: цель, содержание, формы.

25. Технологии избирательных кампаний в пространстве СКС.

26. Сущность, типология и структура образовательных технологий.

27. Технологии культуротворческой деятельности.

28. Назначение и содержание культуроохранных технологий.

29. Общая характеристика рекреативных технологий.

30. Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в СКД.

31. Игровые технологии в СКС.

32. Специфика анимационных технологий.

33. Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.

34. Сущность и классификация социально-защитных технологий.

35. Общая характеристика отраслевых и дифференцированных социокультурных технологий.

36. Технология организации инициативного клуба.

37. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.

38. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.

39. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.

40. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.

41. Технологии организации семейного досуга.

42. Инновационные и альтернативные технологии..

43. Общая характеристика управленческих технологий в СКС.

44. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.

45. Технологии межнационального культурного сотрудничества.

46. Доктрина культуры мира и ее роль в развитии СКД.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебная программа

(специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»)

 

Омск, 2006


УДК 008

ББК 77.04я7

С 289

Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Рецензенты:

· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, заведующий сектором региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии Г.Г. Волощенко;

· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, старший научный сотрудник сектора региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологи Н.Ф. Хилько.

 

 

Технологические основы социально-культурной деятельности:учебная программа (специальность 053100 «Социально-культурная деятельность») / Автор-составитель Л.В. Секретова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2006.

 

 

Настоящая учебная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, включает в себя тематические планы и рабочую программу дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности. Программа предназначена для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

 

 

© Омский госуниверситет, 2006


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

Тематический план курса для студентов очного отделения….…………….

Тематический план курса для студентов заочного отделения……………..

Содержание курса………………………………………………………………

Рекомендательный библиографический список………………………………

Список вопросов для подготовки к экзамену…………………………………

 


Введение

Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства - от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.

Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на социально-культурную деятельность преобразовался в направлении повышения требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, и здесь особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики, культурологии.

Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и специалистами, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений социально-культурной сферы используется большое разнообразие социально-педагогических и управленческих технологий. Вполне закономерно, что сегодня освоение технологий является одним из ведущих критериев профессионализма менеджера социально-культурной деятельности. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.

Основной целью курса является раскрытие многообразия и многозначности технологической системы социально-культурной деятельности, изучение основных методов и технологий, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей. Ее задачи состоят в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам знания и навыки в применении технологических основ педагогической организации социально-культурной деятельности различных (возрастных, образовательных, профессиональных, этнических и др.) групп населения в учреждениях социально-культурной сферы различных типов.

Для решения поставленных целей и задач в программе предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, а также выполнение курсовой работы на очном отделении и контрольной работы - на заочном.

Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Изучение студентами технологических основ социально-культурной деятельности позволит охватить основные закономерности и универсальные способы организации социально-культурной деятельности, охарактеризовать наиболее типичные условия протекания технологического процесса. В настоящей учебной программе технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных технологий, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как современного, так и исторического опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга различными народами и этносами.

 

В результате, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как специфического педагогического процесса, на наш взгляд, не только позволит студентам, будущим специалистам, изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования, в том числе и в масштабе конкретного региона.

Тематические планы и содержание курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Они подготовлены на основе материалов, предусмотренных программой по социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств и содержащихся в учебнике «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова (Москва. 2004), а также в учебниках «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой (Тамбов, 2002) и «Культурно-досуговая деятельность» под редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова (Москва, 1998), в учебном пособии Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности» (Москва, 2004). В освещении тем, касающихся технологий организации самодеятельного творчества и клубов по интересам, автор опирался на учебные пособия Л.С. Жарковой «Деятельность учреждений культуры» (Москва, 2003) и В.В. Туева «Технология организации инициативного клуба» (Москва – Кемерово, 1999). При разработке содержания дифференцированных технологий автор опирался на материалы учебной программы И.И. Клявиной «Социокультурные технологии в сфере досуга» (Кемерово, 2004).

Настоящая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, овладевающих квалификацией менеджера социально-культурной деятельности.


Тематический план курса для студентов очного отделения

Название темы Всего Лекц. Сем.
  5-й семестр      
1. Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий  
2. Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности.
3. Педагогические основы социокультурных технологий
4. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях
5. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
6. Специфика и виды исследовательских технологий в социально-культурной сфере
7. Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере
8. Структура и технология социально-культурной проектной деятельности
9. Специфика и содержание этнонаправленных технологий
10. Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга
  Итого в 5-м семестре:
  6-й семестр      
11. Технологии информационно-просветительной и рекламной деятельности в сфере культуры и досуга
12. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития
13. Технологии общения и коммуникации в социально-культурной деятельности
14. Технологии PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике
15. Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности
16. Анимационные социокультурные технологии
17. Aлгоритм разработки культурно-досуговых программ
  Итого в 6-м семестре:
  7-й семестр      
18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности
19. Культуроохранные и культуротворческие технологии: сущность и типология
20. Теоретические основы технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений в учреждениях социально-культурной сферы
21. Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы
22. Многообразие видов и технологий деятельности клубов по интересам и любительских объединений
23. Технология организации инициативного клуба
24. Социально-защитные и реабилитационные технологии
25. Альтернативные инноваци

Дата: 2016-09-30, просмотров: 159.