ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная программа
(специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»)
Омск, 2006
УДК 008
ББК 77.04я7
С 289
Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, заведующий сектором региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии Г.Г. Волощенко;
· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, старший научный сотрудник сектора региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологи Н.Ф. Хилько.
Технологические основы социально-культурной деятельности:учебная программа (специальность 053100 «Социально-культурная деятельность») / Автор-составитель Л.В. Секретова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2006.
Настоящая учебная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, включает в себя тематические планы и рабочую программу дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности. Программа предназначена для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».
© Омский госуниверситет, 2006
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Тематический план курса для студентов очного отделения….…………….
Тематический план курса для студентов заочного отделения……………..
Содержание курса………………………………………………………………
Рекомендательный библиографический список………………………………
Список вопросов для подготовки к экзамену…………………………………
Введение
Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства - от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.
Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на социально-культурную деятельность преобразовался в направлении повышения требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, и здесь особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики, культурологии.
Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и специалистами, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений социально-культурной сферы используется большое разнообразие социально-педагогических и управленческих технологий. Вполне закономерно, что сегодня освоение технологий является одним из ведущих критериев профессионализма менеджера социально-культурной деятельности. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.
Основной целью курса является раскрытие многообразия и многозначности технологической системы социально-культурной деятельности, изучение основных методов и технологий, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей. Ее задачи состоят в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам знания и навыки в применении технологических основ педагогической организации социально-культурной деятельности различных (возрастных, образовательных, профессиональных, этнических и др.) групп населения в учреждениях социально-культурной сферы различных типов.
Для решения поставленных целей и задач в программе предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, а также выполнение курсовой работы на очном отделении и контрольной работы - на заочном.
Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Изучение студентами технологических основ социально-культурной деятельности позволит охватить основные закономерности и универсальные способы организации социально-культурной деятельности, охарактеризовать наиболее типичные условия протекания технологического процесса. В настоящей учебной программе технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных технологий, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как современного, так и исторического опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга различными народами и этносами.
В результате, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как специфического педагогического процесса, на наш взгляд, не только позволит студентам, будущим специалистам, изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования, в том числе и в масштабе конкретного региона.
Тематические планы и содержание курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Они подготовлены на основе материалов, предусмотренных программой по социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств и содержащихся в учебнике «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова (Москва. 2004), а также в учебниках «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой (Тамбов, 2002) и «Культурно-досуговая деятельность» под редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова (Москва, 1998), в учебном пособии Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности» (Москва, 2004). В освещении тем, касающихся технологий организации самодеятельного творчества и клубов по интересам, автор опирался на учебные пособия Л.С. Жарковой «Деятельность учреждений культуры» (Москва, 2003) и В.В. Туева «Технология организации инициативного клуба» (Москва – Кемерово, 1999). При разработке содержания дифференцированных технологий автор опирался на материалы учебной программы И.И. Клявиной «Социокультурные технологии в сфере досуга» (Кемерово, 2004).
Настоящая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, овладевающих квалификацией менеджера социально-культурной деятельности.
Тематический план курса для студентов очного отделения
№ | Название темы | Всего | Лекц. | Сем. |
5-й семестр | ||||
1. | Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий | |||
2. | Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности. | |||
3. | Педагогические основы социокультурных технологий | |||
4. | Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях | |||
5. | Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса | |||
6. | Специфика и виды исследовательских технологий в социально-культурной сфере | |||
7. | Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере | |||
8. | Структура и технология социально-культурной проектной деятельности | |||
9. | Специфика и содержание этнонаправленных технологий | |||
10. | Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга | |||
Итого в 5-м семестре: | ||||
6-й семестр | ||||
11. | Технологии информационно-просветительной и рекламной деятельности в сфере культуры и досуга | |||
12. | Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития | |||
13. | Технологии общения и коммуникации в социально-культурной деятельности | |||
14. | Технологии PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике | |||
15. | Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности | |||
16. | Анимационные социокультурные технологии | |||
17. | Aлгоритм разработки культурно-досуговых программ | |||
Итого в 6-м семестре: | ||||
7-й семестр | ||||
18. | Образовательные технологии социально-культурной деятельности | |||
19. | Культуроохранные и культуротворческие технологии: сущность и типология | |||
20. | Теоретические основы технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений в учреждениях социально-культурной сферы | |||
21. | Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы | |||
22. | Многообразие видов и технологий деятельности клубов по интересам и любительских объединений | |||
23. | Технология организации инициативного клуба | |||
24. | Социально-защитные и реабилитационные технологии | |||
25. | Альтернативные инновационные технологии | |||
26. | Управленческие технологии и их роль в реализации социокультурных программ | |||
Итого в 7-м семестре: | ||||
8-й семестр | ||||
27. | Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков | |||
28. | Технологии социально-культурной деятельности молодежи | |||
29. | Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста | |||
30. | Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей | |||
31. | Технологии организации семейного досуга | |||
32. | Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа | |||
33. | Технологическое мастерство менеджера социально-культурной деятельности как условие успешной профессиональной деятельности | |||
Заключение. Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов | ||||
Итого в 8-м семестре: | ||||
ИТОГО: |
Тематический план курса для студентов заочного отделения
№ | Название темы | Всего | Лекц. | Сем. |
5-й семестр: | ||||
1. | Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий, их типология и классификация | - | ||
2. | Педагогические основы социокультурных технологий. Субъекты, объекты, средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные элементы технологического процесса | - | ||
3. | Сущность проектных технологий в социально-культурной сфере; структура и технология проектной деятельности | |||
Итого в 5-м семестре: | ||||
6-й семестр: | ||||
4. | Специфика и содержание этнонаправленных технологий и технологий межнациональной коммуникации | |||
5. | Особенности разработки типовых, отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности | |||
6. | Теория и практика осуществления инновационных социокультурных технологий | |||
Заключение. Защита социокультурного проекта | ||||
Итого в 6-м семестре: | ||||
ИТОГО: |
Содержание курса
Тема 18. Образовательные технологии социально-культурной деятельности.
Сущность и специфика образовательной деятельности в социально-культурной сфере. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Источники и составные части образовательных технологий. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Особенности организации процесса воспитания в социально-культурной сфере, его структура, модели и методы. Особенности организации процесса обучения в социально-культурной сфере: принципы дидактики и методы обучения. Система и методы непрерывного образования. Инновационные модели образовательного процесса в социально-культурной сфере. Интеграция воспитательных функций, возможностей учреждений культуры, образования и социальной работы.
Заключение.
Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов.
Основной
1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002.
2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001.
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998.
6. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1997.
7. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы: Монография. – Омск, 2001.
8. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.
9. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002.
10. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. Учебное пособие. – М., 1999.
11. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.
12. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000.
Дополнительный
13. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992.
14. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999.
16. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998.
17. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005.
18. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе. – М., 1989.
19. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999.
20. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985.
21. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.
22. Досуг, творчество, медиакультура: социально-экологические проблемы: Сборник научных трудов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005.
23. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994.
24. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.
25. Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
26. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.
27. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 19.07.95 г. № 114-ФЗ.
28. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб., 1996.
29. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989.
30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002.
31. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1985.
32. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001.
33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995.
34. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. – М., 1992.
35. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004.
36. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990.
37. Кузнецов И. Технология делового общения. – М., 2004.
38. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999.
39. Мосалев Б.Г. Методология и методика социологических исследований. – М.:МГУК, 1995.
40. Народная культура Сибири: Учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. В 2 ч. – Омск, 2002.
41. Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах. – Иркутск, 2004.
42. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.
43. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под ред. В.А. Пятина. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 1998.
44. Педагогические ресурсы досуга. – Казань: Медицина, 1996.
45. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М., 2004.
46. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994.
47. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
48. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004.
49. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994.
50. Разумный В.А. Клуб и культура общения. – М., 1989.
51. Разумный В.А. Народное творчество и современность. – М., 1990.
52. Руденский Е.В. Режиссура праздничного общения как социальная технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991.
53. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
54. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004.
55. Словарь-справочник социального педагога организатора досуга детей и подростков / Ред.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск, 1998.
56. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие. – М., «Просвещение», 1977.
57. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 2003.
58. Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА – М., 2002.
59. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник науч. статей / Ред. В.В. Туев – Кемерово, Кем ГАКИ, 2002.
60. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Учебное пособие. – М., 2002.
61. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 1991.
62. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. – СПб., 2003.
63. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985.
64. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Лань», 2003.
65. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996.
66. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества: Монография. – М.: РИК, 2004.
67. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.
68. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004.
Список вопросов для подготовки к экзамену
1. Технологические основы социально-культурной деятельности.
2. «Технология» как термин и метапонятие.
3. Технология СКД как социокультурная система.
4. Технология СКД как социокультурная наука.
5. Технология СКД как технологический процесс.
6. Основные подсистемы и элементы технологии СКД.
7. Внутренняя и внешняя среда технологической системы СКД.
8. Структура и функции социокультурных технологий.
9. Критерии технологичности как методологические требования к социокультурным технологиям.
10. Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.
11. Педагогические основы технологий СКД.
12. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
13. Классификация технологий СКД.
14. Специфика исследовательских технологий в СКС.
15. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.
16. Виды исследовательских технологий.
17. Сущность и специфика проектных технологий в СКС.
18. Ценности и идеи как основа технологического моделирования.
19. Характеристика современной базы проектных технологий в СКС.
20. Технологии коммуникаций в практике СКД.
21. PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
22. Общая характеристика информационно-просветительных и рекламных технологий.
23. Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.
24. Демонстрационные технологии: цель, содержание, формы.
25. Технологии избирательных кампаний в пространстве СКС.
26. Сущность, типология и структура образовательных технологий.
27. Технологии культуротворческой деятельности.
28. Назначение и содержание культуроохранных технологий.
29. Общая характеристика рекреативных технологий.
30. Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в СКД.
31. Игровые технологии в СКС.
32. Специфика анимационных технологий.
33. Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.
34. Сущность и классификация социально-защитных технологий.
35. Общая характеристика отраслевых и дифференцированных социокультурных технологий.
36. Технология организации инициативного клуба.
37. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
38. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.
39. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
40. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.
41. Технологии организации семейного досуга.
42. Инновационные и альтернативные технологии..
43. Общая характеристика управленческих технологий в СКС.
44. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.
45. Технологии межнационального культурного сотрудничества.
46. Доктрина культуры мира и ее роль в развитии СКД.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная программа
(специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»)
Омск, 2006
УДК 008
ББК 77.04я7
С 289
Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, заведующий сектором региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии Г.Г. Волощенко;
· кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ, старший научный сотрудник сектора региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологи Н.Ф. Хилько.
Технологические основы социально-культурной деятельности:учебная программа (специальность 053100 «Социально-культурная деятельность») / Автор-составитель Л.В. Секретова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2006.
Настоящая учебная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, включает в себя тематические планы и рабочую программу дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности. Программа предназначена для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».
© Омский госуниверситет, 2006
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Тематический план курса для студентов очного отделения….…………….
Тематический план курса для студентов заочного отделения……………..
Содержание курса………………………………………………………………
Рекомендательный библиографический список………………………………
Список вопросов для подготовки к экзамену…………………………………
Введение
Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства - от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.
Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на социально-культурную деятельность преобразовался в направлении повышения требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, и здесь особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики, культурологии.
Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и специалистами, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений социально-культурной сферы используется большое разнообразие социально-педагогических и управленческих технологий. Вполне закономерно, что сегодня освоение технологий является одним из ведущих критериев профессионализма менеджера социально-культурной деятельности. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.
Основной целью курса является раскрытие многообразия и многозначности технологической системы социально-культурной деятельности, изучение основных методов и технологий, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей. Ее задачи состоят в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам знания и навыки в применении технологических основ педагогической организации социально-культурной деятельности различных (возрастных, образовательных, профессиональных, этнических и др.) групп населения в учреждениях социально-культурной сферы различных типов.
Для решения поставленных целей и задач в программе предусмотрены лекционные, семинарские, практические занятия, а также выполнение курсовой работы на очном отделении и контрольной работы - на заочном.
Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Изучение студентами технологических основ социально-культурной деятельности позволит охватить основные закономерности и универсальные способы организации социально-культурной деятельности, охарактеризовать наиболее типичные условия протекания технологического процесса. В настоящей учебной программе технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных технологий, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как современного, так и исторического опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга различными народами и этносами.
В результате, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как специфического педагогического процесса, на наш взгляд, не только позволит студентам, будущим специалистам, изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования, в том числе и в масштабе конкретного региона.
Тематические планы и содержание курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Они подготовлены на основе материалов, предусмотренных программой по социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств и содержащихся в учебнике «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова (Москва. 2004), а также в учебниках «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой (Тамбов, 2002) и «Культурно-досуговая деятельность» под редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова (Москва, 1998), в учебном пособии Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности» (Москва, 2004). В освещении тем, касающихся технологий организации самодеятельного творчества и клубов по интересам, автор опирался на учебные пособия Л.С. Жарковой «Деятельность учреждений культуры» (Москва, 2003) и В.В. Туева «Технология организации инициативного клуба» (Москва – Кемерово, 1999). При разработке содержания дифференцированных технологий автор опирался на материалы учебной программы И.И. Клявиной «Социокультурные технологии в сфере досуга» (Кемерово, 2004).
Настоящая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, овладевающих квалификацией менеджера социально-культурной деятельности.
Тематический план курса для студентов очного отделения
№ | Название темы | Всего | Лекц. | Сем. |
5-й семестр | ||||
1. | Введение. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий | |||
2. | Типология и классификация технологий социально-культурной деятельности. | |||
3. | Педагогические основы социокультурных технологий | |||
4. | Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях | |||
5. | Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса | |||
6. | Специфика и виды исследовательских технологий в социально-культурной сфере | |||
7. | Сущность, специфика и виды проектных технологий в социально-культурной сфере | |||
8. | Структура и технология социально-культурной проектной деятельности | |||
9. | Специфика и содержание этнонаправленных технологий | |||
10. | Современные технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга | |||
Итого в 5-м семестре: | ||||
6-й семестр | ||||
11. | Технологии информационно-просветительной и рекламной деятельности в сфере культуры и досуга | |||
12. | Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития | |||
13. | Технологии общения и коммуникации в социально-культурной деятельности | |||
14. | Технологии PR как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике | |||
15. | Технологии рекреационно-оздоровительной деятельности | |||
16. | Анимационные социокультурные технологии | |||
17. | Aлгоритм разработки культурно-досуговых программ | |||
Итого в 6-м семестре: | ||||
7-й семестр | ||||
18. | Образовательные технологии социально-культурной деятельности | |||
19. | Культуроохранные и культуротворческие технологии: сущность и типология | |||
20. | Теоретические основы технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений в учреждениях социально-культурной сферы | |||
21. | Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы | |||
22. | Многообразие видов и технологий деятельности клубов по интересам и любительских объединений | |||
23. | Технология организации инициативного клуба | |||
24. | Социально-защитные и реабилитационные технологии | |||
25. | Альтернативные инноваци Дата: 2016-09-30, просмотров: 181. |