Методы обучения персонала и их выбор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение персонала – это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые определяются в свою очередь стратегией компании.

Все методы обучения персонала можно разделить на следующие категории:

1. Профессиональное обучение знаниям, умениям, навыкам (ВУЗы, СУЗы)

2. Ротация персонала

3. Дополнительное образование (ВУЗы, тренинги сторонних организаций и своей организации)

Обучение в организации может проводиться как с отрывом от производства, так и без отрыва. Можно выделить традиционные и современные методы обучения. К традиционным методам относят: лекции, семинары, практические занятия. К современным методам относят: видеообучение, дистанционное, тренинг (видео и живой), деловые игры, кейс-стади, мозговой штурм, ролевая игра, поведенческое моделирование, наставничество.

Разработка и реализация методов обучения

Состоит из следующих шагов:

1. Определить: потребности персонала в обучении, уровень профессионального и личностного развития сотрудников, целесообразность обучения тех или иных сотрудников.

2. Разработать: систему обучающих мероприятий, систему поддержки результатов обучения.

3. Включить систему обучения в систему мотивирования персонала.

4. Организовать обучающие мероприятия, адаптированные к потребностям и особенностям вашей компании.

5. получить обратную связь по результатам обучения.

Современные организации используют большое количество методов развития профессиональных знаний и навыков своих сотрудников. Все методы обучения могут быть разделены на две большие группы:

обучение на рабочем месте;

обучение вне рабочего места.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение в стенах организации может предусматривать при­глашение внешнего преподавателя для удовлетворения кон­кретных потребностей в обучении сотрудников. С другой сторо­ны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и жесткими временными рамками.

Важнейшими методами обучения на рабочем месте явля­ются:

- "копирование" - работник прикрепляется к опытному специалисту, копируя действия этого человека;

- наставничество - занятия менеджера со своим персона­ лом в ходе ежедневной работы;

- делегирование - передача сотрудникам четко очерчен­ ной области задач с полномочиями принятия решений по ого­воренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчи­ненных в ходе выполнения работы;

- метод усложняющихся заданий - специальная програм­ма рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключи­тельный этап - самостоятельное выполнение задания;

- ротация - сотрудник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта обычно на срок от несколь­ких дней до нескольких месяцев. Широко применяется органи­зациями, требующими от работников поливалентной квалифи­кации, т.е. владения несколькими профессиями.

Обучение вне рабочего места включает все виды обуче­ния за пределами самой организации. Такое обучение позволяет отделить обучающихся на какое-то время от повседневной тру­довой деятельности. Процесс обучения в данном случае лучше спланирован, дидактически глубже проработан.

К числу основных методов обучения вне работы относят­ся:

- лекции - традиционный метод профессионального обу­чения, позволяющий лектору изложить большой объем учебно­го материала в короткий срок;

- кейсы - реальная или выдуманная управленческая ситуа­ция с вопросами для анализа.

- деловые игры - коллективная игра, включающая разбор учебного примера. При этом участники игры получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают последствия приня­тых решений.

- моделирование - воспроизведение реальных условий
работы.

- ролевые игры - работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта и получает подтверждение правильности своего поведения.

Особым видом обучения является самообразование, т.е. самостоятельное обучение работников.

 

Этапы процесса обучения

Процесс обучения — это суть жизни. Благодаря ему мы растем. Так мы добиваемся успеха — осознавая, как устроен мир и используя полученные знания для устройства собственной жизни. Процесс обучения состоит из нескольких этапов.

1. Намерение и желание. Обучение начинается с намерения — интереса узнать больше. Оно растет с готовностью познавать новые идеи, мнения и навыки, подпитываясь желанием. Чем больше вы хотите узнать, тем больше вы узнаете. Я люблю говорить: «Если ты зеленый, ты растешь. Если ты созрел, ты гниешь». Согласитесь, всегда есть чему поучиться. Тот, кто считает, что знает все, зачастую не знает ничего.

2. Осознанность. Осознавать — значит отчетливо и ясно понимать. Видеть, что происходит вокруг. Слышать, что говорят и чувствуют другие люди. Постигать, что движет окружающим миром. Осознанность — это и восприимчивость к внешнему миру, и настроенность на мир внутренний. С осознанностью приходит и ощущение направления. Что еще вы хотите узнать? Что еще вам нужно узнать? Что хотят от вас или в чем нуждаются другие? На направление вашей жизни оказывают влияние многие факторы. Но главное — ценности, управляет им то, что возможно, — и сегодня, и в будущем.

3. Информация. Осознанность обеспечивает нам различные типы информации. Факты и цифры — для левого полушария. Образы, звуки и видение — для правого. Чувства — для сердца. Все это дает нам информацию об окружающей реальности.

4. Действие. Если вы хотите познавать, просто читать недостаточно — вам необходимо действовать. Применять полученные знания на практике. Внедрять их. Отрабатывать. Именно это обусловливает наш опыт. Только так вы извлечете максимум пользы.

5. Результаты. Познавая, вы получаете три типа результатов.

Первый — радость познания. Большинство из нас получают удовольствие, сумев по-иному взглянуть на вещи, поняв нечто важное, что ранее от них ускользало, почувствовав, что мы выросли.

Второй — обнаружение того, как можно использовать новые знания. Мы обретаем большую власть, позволяющую нам реализовать свои мечты и желания.

Третий — наша готовность поделиться знаниями. Обучение других и помощь им дарит ни с чем не сравнимое удовлетворение.

Упражнение — важнейшая составляющая обучения

Многим людям не нравится выполнение упражнений. Они ассоциируются с выполнением чего-то такого, что делать совершенно не хочется, но надо. Посмотрите на них с иной точки зрения.

Упражнение — это способ развить навыки и умения, которыми вы хотите владеть. Скажем, вы мечтаете стать предпринимателем. Тогда телевизионные передачи, рассказывающие об успешных бизнесменах, можно считать формой упражнения (попробуйте объяснить это своей супруге вечером!). Если вы хотите обрести большую уверенность и научиться рисковать — например, выступать с речью на собраниях, на которых вы раньше боялись вымолвить слово, — это тоже своего рода упражнение. Если вы хотите зарядиться энергией или изменить ход мыслей, вам поможет прогулка или пробежка.

Аттестация персонала

Аттестация позволяет:

- оценить уровень знаний работника;

- соответствие работников занимаемой должности;

- выявить перспективу потенциальных способностей сотрудников организации;

- выявить необходимость обучение персонала либо переобучение.

Аттестация может проводиться в несколько этапов:

1. Подготовка проекта аттестации – установление стандартов, разработка методик, тестов.

2. Пробная аттестация – выявить ошибки в постановке оценок

3. Подготовительный этап

4. Проведение аттестации

5. Подведение итогов

Аттестация может проводиться с помощью:

1. Анкетирования

2. Опроса

3. Собеседования

4. Деловой игры

5. метом Кейс-стади

Аттестация может быть:

- очередной – не реже 1 раза в 5 лет;

- внеочередная

Проведение аттестации основным органом, принимающим решения является аттестационная комиссия. В ходе проведения аттестации составляются следующие документы:

1. приказ на проведение аттестации в организации

2. график проведения аттестации

3. отзыв (характеристика) руководителя на сотрудника

4. аттестационный лист

5. аттестационный бланк

6. заключение аттестационной комиссии

7. протокол заседания аттестационной комиссии

8. бюллетень тайного голосования аттестационной комиссии

Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.