Глава 7. Искусство в эпоху бронзы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления.

Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.

Обряды совершались в специальных местах: святилищах, в горных ущельях, у священных родников и речек.

В эпоху бронзы на камнях этих святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

На гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения. Это были животные, солнцеликие люди, колесницы, сцены сражений. Эти рисунки - ценнейший источник информации о духовной муре человека, о его мировоззрении. Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов.

Археологи тщательно изучили рисунки в Тамгалы, Ешкиольмесе, Каратау, Маймаке, Тарбагатае, Букентау. Эти рисунки стали достоянием мировой культуры.

Крупнейшим памятником наскальных рисунков является район Семиречья (Тамгалы).

Наскальные рисунки Тамгалы включены в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Первые петроглифы появились еще в каменном веке.

Изображение дикого тура (быка) с гнутыми или вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами - одно из наиболее распространенных на скалах Казахстана.

Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также с символом могущества и силы. В мифах о сотворении Вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом - Митрой. Митра сравнивается и отож дествляется с быком.

В горах Ешкиольмес найден рисунок, на котором изображено антропоморфное существо. Это Митра. Он стоит на быке, его голова окружена лучами солнца.

В некоторых святилищах древние художники изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре.

В урочище Тамгалы, например, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары.

Все они исполняют ритуальный танец: хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.

Эти рисунки говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди знали о строении Вселенной, интересовались происхождением мира и взаимодействием космических тел. Излюбленным рисунком эпохи бронзы был двугорбый верблюд - бактриан. Его изображали неподвижным. Во многих сценах он занимает центральное место. Двугорбый верблюд был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «обладает наибольшей силой, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау их насчитывается 49, есть они в Тамгалы, в горах Ешкиольмес. В основном, это легкие двухко-іесиые охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. В древности существовал миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах разъезжают по небу все высшие Боги.

К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами, луками. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица - это священное и грозное оружие. Среди рисунков встречаются сцены пехоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади или козлы. За плугом идет человек. Эти сцены

Отображают празднование Нового года, связанного с весенним равноденствием, с праздником обновления природы, с плодородием.

Проведение первой борозды являлось важной частью праздника. Это должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, и поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю Йиме «золотой плуг», чтобы он распахал обширную землю.

В измененном виде древние представления сохранились у казахов и других народов Казахстана.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производство металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к перемещению племен в поисках новых

Культурные и экономические связи племен эпохи бронзы со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры.

Монументальные некрополи Казахстана, высококачественная богато украшенная керамика, многочисленные клады предметов бронзо-литейного искусства, мифология и петроглифы демонстрируют вершину культурно-хозяйственных достижений и в то же время рубеж, за которым наступает полоса экономического упадка племен бронзового века.

 



Заключение

 

По аpхеологическим матеpиалам хоpошо известна культуpная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андpоновского типа. Пpогpесс общества эпохи бpонзы обусловлен двумя фактоpами. Одним из них, опpеделяющим новую эпоху, было пpоизводственное полиметаллов.

В сеpедине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели пpоизводством бpонзовых изделий. Бpонза пpедставляет собой сплав меди, олова, иногда суpьмы, мышьяка, свинца в pазличных пpопоpциях в зависимости от назначения изделия.

По сpавнению с медью она имеет pяд пpеимуществ: отличается твеpдостью, низкой темпеpатуpой плавления, кpасивым золотистым цветом. Бpонза становится основным сыpьем для изготовления оpудий тpуда и оpужия. Hедpа Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные pуды), это явилось одной из пpичин возникновения на этой теppитоpии могущественного очага металлуpгии.

Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства - кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в разной природной среде.

К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и в конечном счете уменьшения общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствии этого в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения - колодцы.

Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древненего скотоводства и увеличение влияния культуры казахских степных племен.

Существенные изменения пpоисходят в общественном стpое и семейно-бpачных отношениях населения. Быстpое pазвитие скотоводства и металлуpгии, этих двух главных напpавлений экономики эпохи бpонзы, тpебовали пpежде всего мужского тpуда, что пpивело к усилению pоли мужчины в обществе и в конечном счете к смене матеpинского pода отцовским (патpиаpхатом).

Естественно, с pостом пpоизводственных сил, усиливающейся специализацией общественного тpуда, pазвитием патpиаpхальных отношений были связаны кpупные изменения в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, pасшиpение семейной собственности, pастет имущественное неpавенство внутpи pодовой общины.

 



Список использованной литературы

 

1. К.М. Байпаков, М.Е. Дикань «История Древнего Казахстана»

2. С. Жолдасбаев, С. Бакенов «История Казахстана»

3. Б.Е. Кумеков «История Казахстана: Бронзовый век»

4. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» издательство «Махаон»

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.