Глава 6. Религия в эпоху бронзы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых... Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 163.