Экономический кризис в РФ в начале 1990-х гг. охватил все регионы без исключения. Его основными признаками являются падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в Российской Федерации имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства и соответственно безработица — в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря государственных заказов), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и снижение покупательского спроса). Инфляционный взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов), и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север :: Дальний Восток). В стране из-за больших расстояний и удорожания транспорта различия между региональными рынками товаров, капитала и труда сглаживаются относительно медленно. Поэтому выход из кризиса также будет неравномерным.
Формирование новых экономических отношений в РФ сочетается с переходом от прежнего унитарного (по существу) государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение государственной собственности, налогов, финансовых трансфертов и т.д. Процесс разделения предметов ведения, функций, полномочий между федеральной властью, субъектами РФ и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев и областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими напряжениями.
Своеобразие и драматизм региональных проблем России в 1990-х гг. определяются происходящими трансформациями экономической и политической систем. Наибольшее влияние оказывают пять переходных процессов[3]:
• формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
• демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;
• открытие национальной экономики для внешнего рынка;
• длительный экономический кризис;
• изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов.
Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд и др.).
Возникли новые приграничные регионы (26 субъектов РФ) с их специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными проблемами. В Россию хлынул поток переселенцев, в основном русскоязычных, которых необходимо было размещать и обустраивать, по возможности с меньшими социальными и экономическими издержками (всего за 1992-1997 гг. в РФ прибыло из ближнего зарубежья около 5 млн чел.)
Либерализация внешнеэкономической деятельности несомненно ускорила рыночные преобразования российской экономики и позволила активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы стали напрямую выходить на мировые товарные и финансовые рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации своей экономики. Однако для различных регионов либерализация внешнеэкономической деятельности имела существенно разные последствия. Выигрывают в основном регионы — экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а также крупные торгово-посреднические центры (Москва, портовые города). В то же время в трудное положение попали регионы, концентрирующие производства, не выдерживающие конкуренции с импортируемой продукцией или сильно зависящие от дорогого импортного сырья (например, «текстильные» районы европейского Центра).
Просто критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как уже нет той системы и сейчас необходима переоценка сложившейся системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов и связей. Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, существование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного предприятия).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.