Наследие СССР в области региональной политики.
1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.
1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.
1.3. Региональные особенности кризисной экономики.
Перспективы региональной политики в Российской Федерации.
2.1. Регионализация и интеграция регионов.
2.2. Модели реформ в области региональной политики.
2.3. Новая стратегия территориального развития РФ.
Реализация региональной политики в Самарской области.
3.1. Состояние экономики Самарской области.
3.2. Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.
Заключение.
Введение
Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Модели реформ
В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:
осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);
ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;
завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т. п.);
сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.).
Существует также в современной региональной политике проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции. Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития, а именно:
• привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляемой путем разрешения макроэкономических проблем страны;
• выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики;
• поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;
• способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или уменьшить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов;
• способствуя принятию региональными органами власти методов стратегии развития, основанных на партнерстве с региональными государственными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрасли, что слишком часто используется сегодня.
Заключение
Российская Федерация – великая держава, переживающая очередной трудный этап в своей истории.
Россия по-прежнему сохраняет доминирующую роль в рамках СНГ. При этом она обладает самым большим природным, хозяйственным и научным потенциалом среди государств СНГ. Ее отличает большое разнообразие природных ресурсов и ландшафтов. Особое влияние на развитие экономики оказывает ассиметричное освоение территории страны: разрыв между ресурсной базой в европейской части страны, что обуславливает контрасты между центром и периферией на всех уровнях.
В хозяйстве России сочетаются громоздкие сырьевые отрасли с развитыми наукоёмкими производствами на фоне слабого развития аграрного и сервисного секторов экономики.
Все отмеченные и многие другие особенности хозяйства в значительной степени осложняют перестройку экономики в переходный («от плана к рынку») период. Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами страны, что является основной задачей региональной политики.
Список используемой литературы.
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. РегионоведениеоссиР. М., 2000.
2. Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996.
3. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001.
4. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999.
5. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2000.
6. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002.
[1] Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999. С.180.
[2] Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002. С.264.
[3] Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999. С.78.
[4] Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002. С.265.
[5] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С.89.
[6] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С. 281.
[7] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С.288.
Наследие СССР в области региональной политики.
1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.
1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.
1.3. Региональные особенности кризисной экономики.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.