Предпринимательский потенциал Ульяновской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Картина развития малого бизнеса могла быть другой, если бы нам удалось реализовать предпринимательский потенциал общества.

По данным опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиП), проведенного в 2003 году, около 10% граждан были готовы открыть свое дело. Исследование Института открытой экономики в 2004 году дают похожие данные – как минимум 9,6% экономически активного населения может стать предпринимателями. Данные исследования проводились в целом на уровне Российской Федерации, но можно с уверенностью сказать, что цифра 10% верна и для Ульяновской области.

Если учесть, что численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 лет) составляет у нас в области порядка 840 тыс. человек, то потенциал развития малого предпринимательства составляет 80 тыс. единиц хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), что в 2,6 раза выше общего числа действующих в настоящий момент малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (сейчас их в сумме более 30 тысяч).

Реализация этого потенциала может изменить лицо экономики Ульяновской области.

Общепризнанно, что темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов: качества институциональной среды, социальных связей и личных характеристик.

В этой триаде ключевой фактор, на который влияет государство – институциональная среда.

Для малого бизнеса она характеризуется сейчас:

отсутствием современных законодательных основ;

значительными административными и «рыночными» барьерами;

отсутствием доступа к финансовым ресурсам;

несовершенным налоговым администрированием;

отсутствием доступа к недвижимому имуществу;

затрудненным доступом к рынкам сбыта;

недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.

И, наконец, низким престижем предпринимательской деятельности.

Однако следует отметить, что даже в странах с устоявшейся экономикой и благоприятной инфраструктурой отмечается высокий процент ликвидации мелких фирм и трудности с началом своего дела. Основной причиной высокой «смертности» малого бизнеса является некомпетентность и неопытность начинающих свое дело.

3. Основные проблемы и пути решения

Законодательная основа малого предпринимательства

Первый закон, который конституциировал малое предпринимательство, был принят 11 лет назад – это Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он установил критерии малых предприятий, которые действуют до настоящего времени, закрепил основы формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, дал старт программам поддержки малого бизнеса. На его основании и в его развитие был принят Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 г. №004-ЗО «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области».

По мере принятия специальных законов, закрепивших нормы по развитию малого бизнеса в Налоговом кодексе Российской Федерации, законах о государственной регистрации, о государственных закупках, о проверках и других, роль закона о поддержке малого бизнесе стала менее заметна. К настоящему времени от закона остались лишь отдельные фрагменты. Также потерял свою актуальность и областной закон.

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации подготовлена новая концепция и текст проекта нового федерального закона, который в настоящее время проходит согласования и по имеющейся информации будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу осенью текущего года.

К основным новеллам проекта закона необходимо отнести:

новые типы предприятий, гармонизированные с европейской практикой: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек. (Это означает, что с принятием нового закона, мы будем учитывать малый и средний бизнес как один сектор, и в программы поддержки будут включаться также и средние предприятия);

разграничение полномочий федеральной, региональной и местной власти по развитию малого бизнеса;

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.

Федеральный закон будет носить рамочный характер, и его принятие будет сопровождаться комплексом поправок в другие законы, направленных на развитие малого бизнеса. Соответственно, после принятия Федерального закона будет необходимо скорейшее принятие закона области и необходимых нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 

Административные барьеры

 

Принятие закона не панацея. Законодательство и правоприменение, по-прежнему, создают такие административные барьеры, что начало и ведение бизнеса под силу только отважным людям.

Для открытия бизнеса малыми предпринимателями исключительное значение имеет уровень административных барьеров, связанных с пятью процедурами:

а) регистрация;

б) лицензирование;

в) проверки;

г) сертификация товаров, работ (услуг);

д) использование контрольно-кассовой техники.

При этом необходимо отметить, что порядок осуществления указанных процедур определяется, прежде всего, федеральными нормативными документами и на уровне Российской Федерации за последние годы в данном направлении сделано многое.

Так, произошли существенные изменения процедуры регистрации новых компаний. Количество органов, посещаемых при регистрации предпринимателей, а также время регистрации уменьшились.

Важным шагом в реформировании разрешительной системы стал принятый 2 июля 2005 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым сокращены сроки предоставления лицензии с 60 до 45 дней; предусмотрено поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности, которые активно осуществляются малыми предпринимателями: строительство, туризм, перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси) и другие. Существенной гарантией прав предпринимателей стали изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые вступили в силу с августа 2005 года, предусматривающие запрет внесудебного приостановления деятельности юридических лиц. Принят Федеральный закон о порядке проведения проверок (№134-ФЗ), который несомненно стал шагом вперед в защите предпринимателей. Он закрепил презумпцию добросовестности предпринимателей, ограничил число проверок предприятий одним разом в 2 года, а для начинающих предприятии – одним разом в 3 года.

Однако предприниматели не перестали считать проверки серьезной проблемой. Наибольшие проблемы представляют проверки налоговых органов и МВД. Правительством Российской Федерации уже внесены и сейчас готовятся ко второму чтению в Государственной Думе изменения в Налоговый кодекс, улучшающие налоговое администрирование. Также готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях по упразднению избыточных полномочий органов внутренних дел по контролю на потребительском рынке и новая редакция закона о проверках. Одна из мер этого законопроекта – признание недействительными результатов проверки при нарушении процедуры ее проведения.

Серьезной проблемой, которая может быть разрешена также только на федеральном уровне является проблема применения контрольно-кассовой техники, а именно:

обязательность использования криптографической защиты контрольно-кассовых машин;

обязательность использования контрольно-кассовых машин при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Четыре года назад введено незаконное требование об обязательном применении электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ), которое никак не повлияло на собираемость налогов, но дорого стоило предпринимателям. Кассовые аппараты одномоментно подорожали с 5 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, что привело к массовым возмущениям предпринимателей.

Три года вопрос ЭКЛЗ будоражит бизнес и остается не решенным.

Не менее важен второй вопрос – обязательное применение контрольно-кассовой техники плательщиками налога на вмененный доход. Только у нас в области обязательность контрольно-кассовой техники обходится предпринимателям в 270 млн. рублей ежегодно (около 18 тыс. плательщиков ЕНВД). Для сравнения, за 2005 год поступления Единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет Ульяновской области составили 311 млн. рублей.

С точки зрения Минэкономразвития России применение ЭКЛЗ должно быть добровольным, также как добровольным должно быть применение контрольно-кассовой техники при вмененном налоге. Минэкономразвития России подготовлен соответствующий проект федерального закона. К сожалению, по имеющимся данным, Министерство финансов Российской Федерации имеет другую точку зрения на данный вопрос.

Область и муниципальные образования также не должны оставаться в стороне от решения вопросов, связанных с преодолением административных барьеров. В данном направлении делаются и запланированы конкретные шаги.

Так в ближайшее время под председательством Министра развития предпринимательства будет образован межведомственный совет по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, в состав которого войдут представители территориальных органов федеральных контролирующих структур.

На базе ОГУП «БТИ» активно развивается сеть центров «Единое окно» по оформлению документов, связанных с земельными вопросами, недвижимостью, строительством.

В целях информирования предпринимателей и упорядочения проверок со стороны контролирующих организаций организуются и проводятся круглые столы «Административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности и пути преодоления» в муниципальных образованиях с участием представителей УВД, Управления государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора и ряда других федеральных служб.

Также в ближайшее время будет необходимо силами районных советов предпринимателей с участием администраций районов организовать систему мониторинга за нарушением законных прав предпринимателей со стороны государственных и муниципальных органов и должностных лиц с целью принятия соответствующих мер.

«Рыночные» барьеры

Помимо барьеров административных, т.е. созданных государством ограничений на ведение бизнеса, развитие малого предпринимательства сдерживается «рыночными» барьерами, т.е. ограничениями, создаваемыми доминирующими хозяйственными субъектами либо условиями ведения бизнеса.

Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам – один из таких рыночных барьеров.

Доступ к финансовым ресурсам

Кредиты банков для малых предприятий в Ульяновской области занимают незначительную часть в источниках их финансирования.

Основными причинами, препятствующими увеличению объема кредитования малого предпринимательства являются: высокие риски при кредитовании субъектов малого предпринимательства, ненадежность заемщиков, отсутствие у них ресурсной базы.

Также, как в целом в Российской Федерации три ключевые проблемы препятствуют росту объемов кредитования в Ульяновской области малого бизнеса:

недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения;

жесткие нормативные требования Центрального Банка к коммерческим банкам;

относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий – в полтора раза выше, чем у других заемщиков.

В целях развития кредитования субъектов малого предпринимательства и повышения доступности для них кредитных ресурсов предлагается уже в текущем году начать работу по созданию системы гарантий для малых предпринимателей, используя при этом не суверенные гарантии (прямые гарантии областного или муниципального бюджета), а гарантии банка-агента или гарантии / поручительства иных третьих лиц с субсидированием субъекту малого предпринимательства – получателю кредита части стоимости предоставляемой гарантии. Именно этот механизм позволит формировать программы поддержки, не вмешиваясь директивно в рыночные механизмы кредитования, расширять кредитование стартующих предприятий при дефиците обеспечения и отказаться от суверенных государственных гарантий.

Также предлагается разработать и начать реализацию у нас в области механизма по компенсации части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства (прежде всего в сфере производства), в целях обновления оборудования и модернизации технологических процессов.

По имеющимся данным Минэкономразвития уже в этом году представит предложения по программе развития кредитования субъектов малого предпринимательства для ее реализации в пределах средств федерального бюджета 2006 года на поддержку малого бизнеса.

 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.