1.Решите кроссворд
1. Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота.
2. Естественные циклические процессы превращения и перемещения химических веществ.
3. Разложение (гниение) белков с образованием аммиака, осуществляемая редуцентами (минерализация органического вещества).
4. Органическое вещество почвы, образующееся за счёт разложения растительных и животных остатков и продукции их жизнедеятельности.
5. Функция живого вещества, при которой происходит биогенная миграция атомов: сначала они концентрируются в живых организмах, а затем после их отмирания и минерализации переходят в неживую природу.
6. Круговорот, при котором происходит биогенная миграция атомов.
7. Образование азотистых соединений путём фиксации атмосферного азота свободноживущими почвенными бактериями или бактериями, живущими в симбиозе с корнями бобовых растений.
8. Процесс окисления солей аммиака в соли азотной кислоты. Осуществляется почвенными нитрифицирующими бактериями.
9. Совокупность всех живых организмов на Земле (живого вещества).
10. Наука, изучающая химический состав Земли, находящихся в ней химических элементов и их стабильных изотопов, закономерности распространения химических элементов в различных геосферах, законы их поведения, сочетания и миграции в природных процессах.
11. Количество органического вещества, производимого за определённое время организмами, входящими в состав того или иного биогеоценоза (луга, поля, леса, водоёма).
12. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека как положительная, так и отрицательная.
13. Функция живого вещества, при которой происходит постоянный газообмен с окружающей средой в процессе дыхания растений и животных и фотосинтеза растений.
14. Часть оболочки Земли, населённая живыми организмами.
15. Наука, изучающая химический состав организмов и химические превращения веществ и энергии, составляющих основу жизнедеятельности организмов.
2. Выполнить тест:
1. Термин "биосфера" ввел в науку:
а) В. И. Вернадский; б) Э. Зюсс; в) Ж. Ламарк.
2. Биосфера является результатом взаимодействия:
а) живой и неживой материи;
б) живой материи и хозяйственной деятельности людей;
в) неживой материи и космических излучений.
3. Основоположником современных представлений о биосфере является:
а) В. И. Вернадский; б) Э. Зюсс; в) Ж. Ламарк.
4. По В. И. Вернадскому высшей формой развития материи на Земле является:
а) жизнь; б) разум; в) биокосное вещество.
5. Верхняя граница биосферы проходит на высоте:
а) 10-15 км; б) 16-25 км; в) 25-50 км.
6. В литосфере живые организмы обнаружены на глубине:
а) 3 км; б) 8 км; в) 12 км.
7. Нижняя граница биосферыв литосфере теоретически определяется:
а) наличием воды; б) условиями аэрации; в) высокой температурой.
8. Основой динамического равновесия и устойчивости биосферы являются:
а) эволюция живых организмов; б) круговороты веществ и энергии;
в) стабильность внешних границ биосферы.
9. Организмы, создающие органические вещества из неорганических, называются:
а) продуцентами; б) консументами; в) редуцентами.
10. Основным продуцентом в биосфере являются:
а) бактерии; б) грибы; в) зеленые растения.
11. Консументы второго порядка питаются:
а) растениями; б) травоядными животными; в) хищниками.
12. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и возвращающие неорганические вещества в окружающую среду, называются:
а) продуцентами; б) консументами; в) редуцентами.
13. Возраст биосферы оценивается в:
а) 1 млрд. лет; б) 4 млрд. лет; в) 5 млрд. лет.
14. Этап эволюции органического мира, связанный с разумной деятельностью человека, В. И. Вернадский назвал:
а) антропогеном; б) биосферой; в) ноосферой.
15. Жизнь можно обнаружить:
а) в любой точке биосферы; б) в любой точке Земли;
в) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики.
16. Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:
а) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;
б) в биосфере используются другие источники энергии;
в) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно.
17. К какой функции живого вещества можно отнести процессы фотосинтеза:
а) к газовой; б) к окислительно – восстановительной;
в) к концентрационной; г) ко всем перечисленным функциям;
д) к функциям а) и б).
18. Что является ограничивающим фактором, в большей степени препятствующим существованию жизни в верхних слоях атмосферы?
а) состав воздуха; б) температура; в) ультрафиолетовое излучение; г) влажность.
19. Какие из экологических факторов максимально быстро влияют на изменения биосферы:
а) абиотические; б) антропогенные; в) биотические.
20. Выберите основные факторы среды, от которых зависит процветание организмов в океане:
а) доступность воды; б) количество осадков; в) прозрачность среды;
г) рН среды; д) соленость среды; е) скорость испарения воды;
ж) концентрация в среде углекислого газа.
21. Какой из факторов, влияющих на атмосферу, наиболее постоянен?
а) давление; б) прозрачность; в) газовый состав; г) температура.
22. Почему необходим приток энергии в биосферу извне?
а) потому что углеводы, образовавшиеся в растении служат источником энергии для других организмов;
б) потому что в организмах происходят окислительные процессы;
в) потому что организмы разрушают остатки биомассы.
23. Жизнь организмов в почве скорее всего может ограничиваться:
а) количеством проникающего света; б) количеством углекислого газа в почве;
в) количеством наземной растительности; г) количеством выпадающих осадков.
24. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
а) автотрофных организмов; б) гетеротрофных организмов
в) и автотрофных, и гетеротрофных организмов
3. Выберите из предложенных суждений правильные.
а) Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.
б) Биосфера – это открытая система.
в) Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.
г) Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.
д) Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2 -3 км.
е) Человек – часть биомассы биосферы.
ж) Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
з) Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.
Ноосфера
1. Когда сформировался современный человек?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое ноосфера? Какой ученый считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На какие группы подразделяются неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите причины загрязнения воздуха, как с этим бороться?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте влияние человека на животный и растительный мир.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Когда возникла проблема радиоактивного загрязнения? На сколько оно опасно? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Человек за время своего существования уничтожил множество видов растений и животных, приведите примеры таких видов. Какие виды сейчас находятся на гране вымирания? Какие меры для их сохранения принимаются, что бы вы предложили?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните таблицу:
Проблема | Негативные факторы | Способы решения |
Исчезновение лесов | ||
Загрязнение мирового океана | ||
Опасность «Водного голода» | ||
Антропогенные изменения почвы |
Раздел 7. Тема: «Бионика»
_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учебник [Текст ], 13 издание. – М.: КНОРУС, 2017.
Дополнительные источники:
2. Андреева, Н.Д. Биология. 10 – 11 классы [ Текст ] : учеб. для общеобразоват. учре-ждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 327 с. : ил.
3. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека [ Текст ] : учебник / В.И.Архангельский, В.Ф.Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 176 с.: ил.
4. Биология. Общая биология [ Текст ] : учеб. для 10 -11 кл. общеобразоват. учрежде-ний : базовый уровень / [Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.] под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвеще-ние». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 304 с. : ил. – «Академический школьный учебник).
5. Биология : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Текст ] / [Н.В.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. академика Н.В.Чебышева. – 10 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 448 с.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 354.