Биосфера, ее структура и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Решите кроссворд

1. Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота.

2. Естественные циклические процессы превращения и перемещения химических веществ.

3. Разложение (гниение) белков с образованием аммиака, осуществляемая редуцентами (минерализация органического вещества).

4. Органическое вещество почвы, образующееся за счёт разложения растительных и животных остатков и продукции их жизнедеятельности.

5. Функция живого вещества, при которой происходит биогенная миграция атомов: сначала они концентрируются в живых организмах, а затем после их отмирания и минерализации переходят в неживую природу.

6. Круговорот, при котором происходит биогенная миграция атомов.

7. Образование азотистых соединений путём фиксации атмосферного азота свободноживущими почвенными бактериями или бактериями, живущими в симбиозе с корнями бобовых растений.

8. Процесс окисления солей аммиака в соли азотной кислоты. Осуществляется почвенными нитрифицирующими бактериями.

9. Совокупность всех живых организмов на Земле (живого вещества).

10. Наука, изучающая химический состав Земли, находящихся в ней химических элементов и их стабильных изотопов, закономерности распространения химических элементов в различных геосферах, законы их поведения, сочетания и миграции в природных процессах.

11. Количество органического вещества, производимого за определённое время организмами, входящими в состав того или иного биогеоценоза (луга, поля, леса, водоёма).

12. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека как положительная, так и отрицательная.

13. Функция живого вещества, при которой происходит постоянный газообмен с окружающей средой в процессе дыхания растений и животных и фотосинтеза растений.

14. Часть оболочки Земли, населённая живыми организмами.

15. Наука, изучающая химический состав организмов и химические превращения веществ и энергии, составляющих основу жизнедеятельности организмов.

 

2. Выполнить тест:

1. Термин "биосфера" ввел в науку:

 а) В. И. Вернадский;     б) Э. Зюсс;      в) Ж. Ламарк.

2. Биосфера является результатом взаимодействия:

 а) живой и неживой материи;

 б) живой материи и хозяйственной деятельности людей;

 в) неживой материи и космических излучений.

3. Основоположником современных представлений о биосфере является:

 а) В. И. Вернадский;     б) Э. Зюсс;     в) Ж. Ламарк.

4. По В. И. Вернадскому высшей формой развития материи на Земле является:

 а) жизнь;     б) разум;     в) биокосное вещество.

5. Верхняя граница биосферы проходит на высоте:

 а) 10-15 км;     б) 16-25 км;     в) 25-50 км.

6. В литосфере живые организмы обнаружены на глубине:

 а) 3 км;     б) 8 км;      в) 12 км.

7. Нижняя граница биосферыв литосфере теоретически определяется:

 а) наличием воды;     б) условиями аэрации;    в) высокой температурой.

8. Основой динамического равновесия и устойчивости биосферы являются:

 а) эволюция живых организмов;     б) круговороты веществ и энергии;

 в) стабильность внешних границ биосферы.

9. Организмы, создающие органические вещества из неорганических, называются:

 а) продуцентами;       б) консументами;    в) редуцентами.

 10. Основным продуцентом в биосфере являются:

 а) бактерии;       б) грибы;     в) зеленые растения.

 11. Консументы второго порядка питаются:

 а) растениями;     б) травоядными животными;   в) хищниками.

12. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и возвращающие неорганические вещества в окружающую среду, называются:

 а) продуцентами;   б) консументами;   в) редуцентами.

13. Возраст биосферы оценивается в:

 а) 1 млрд. лет;       б) 4 млрд. лет;     в) 5 млрд. лет.

14. Этап эволюции органического мира, связанный с разумной деятельностью человека, В. И. Вернадский назвал:

 а) антропогеном;       б) биосферой;   в) ноосферой.

15. Жизнь можно обнаружить:

а) в любой точке биосферы;   б) в любой точке Земли;

в) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики.

16. Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:

а) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;

б) в биосфере используются другие источники энергии;

в) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно.

17. К какой функции живого вещества можно отнести процессы фотосинтеза:

а) к газовой;  б) к окислительно – восстановительной;

в) к концентрационной; г) ко всем перечисленным функциям;

д) к функциям а) и б).

18. Что является ограничивающим фактором, в большей степени препятствующим существованию жизни в верхних слоях атмосферы?

а) состав воздуха; б) температура; в) ультрафиолетовое излучение; г) влажность.

19. Какие из экологических факторов максимально быстро влияют на изменения биосферы:

а) абиотические; б) антропогенные; в) биотические.

20. Выберите основные факторы среды, от которых зависит процветание организмов в океане:

а) доступность воды;          б) количество осадков;       в) прозрачность среды;

г) рН среды;      д) соленость среды;    е) скорость испарения воды;

ж) концентрация в среде углекислого газа.

21. Какой из факторов, влияющих на атмосферу, наиболее постоянен?

а) давление; б) прозрачность; в) газовый состав; г) температура.

22. Почему необходим приток энергии в биосферу извне?

а) потому что углеводы, образовавшиеся в растении служат источником энергии для других организмов;

б) потому что в организмах происходят окислительные процессы;

в) потому что организмы разрушают остатки биомассы.

23. Жизнь организмов в почве скорее всего может ограничиваться:

а) количеством проникающего света;     б) количеством углекислого газа в почве;

в) количеством наземной растительности; г) количеством выпадающих осадков.

24. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:

а) автотрофных организмов;    б) гетеротрофных организмов

в) и автотрофных, и гетеротрофных организмов

 

3. Выберите из предложенных суждений правильные.

а) Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.

б) Биосфера – это открытая система.

в) Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.

г) Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.

д) Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2 -3 км.

е) Человек – часть биомассы биосферы.

ж) Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.

з) Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.

 

Ноосфера

1. Когда сформировался современный человек?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое ноосфера? Какой ученый считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На какие группы подразделяются неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите причины загрязнения воздуха, как с этим бороться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Охарактеризуйте влияние человека на животный и растительный мир.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Когда возникла проблема радиоактивного загрязнения? На сколько оно опасно? Приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Человек за время своего существования уничтожил множество видов растений и животных, приведите примеры таких видов. Какие виды сейчас находятся на гране вымирания? Какие меры для их сохранения принимаются, что бы вы предложили?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните таблицу:

 

Проблема Негативные факторы Способы решения
Исчезновение лесов    
Загрязнение мирового океана    
Опасность «Водного голода»    
Антропогенные изменения почвы    

Раздел 7. Тема: «Бионика»

 

  1. Бионика- это___________________________________________

_____________________________________________________

  1. Используя дополнительную литературу, приведите примеры достижения бионики реализованные на практике (не менее 3).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Генная инженерия – это_________________________________

_____________________________________________________

  1. Роль генной инженерии для медицины и фармакологии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Клонирование – это_____________________________________

______________________________________________________

  1. Биотехнология – это_____________________________________

______________________________________________________

  1. Роль биотехнологии:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Список литературы

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учебник [Текст ], 13 издание. – М.: КНОРУС, 2017.

Дополнительные источники:

2. Андреева, Н.Д. Биология. 10 – 11 классы [ Текст ] : учеб. для общеобразоват. учре-ждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 327 с. : ил.

3. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека [ Текст ] : учебник / В.И.Архангельский, В.Ф.Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 176 с.: ил.

4. Биология. Общая биология [ Текст ] : учеб. для 10 -11 кл. общеобразоват. учрежде-ний : базовый уровень / [Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.] под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвеще-ние». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 304 с. : ил. – «Академический школьный учебник).

5. Биология : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Текст ] / [Н.В.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. академика Н.В.Чебышева. – 10 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 448 с.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 354.