Название методического материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Название методического материала

для ____________студентов______________________

 

МДК ____ОУД.13 Биология ______________________

  

Тема «_______рабочая тетрадь _по биологии__________

 

по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

           34.02.01 Сестринское дело

очная форма обучения

 

Ревда

2019

 

 

Рассмотрено                                    На заседании ЦМК ________________________                 (название ЦМК) Протокол № ______                 от «____»_________ 20__г.   Заведующий ЦМК   _______ _________________ (подпись)              (Ф.И.О.)   Утверждено на заседании методического совета Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г.   Методист   ________ ___________________ (подпись)                   (Ф.И.О.)  

 

 

Составитель: Баландина Светлана Андреевна, преподаватель биологии.

 

                                                                            ã _Баландина С.А.

                                                                                                                                   (Ф.И.О. составителя),

ã ГБПОУ «СОМК», 20____

 

 

Содержание

Пояснительная записка                                                                            5

Введение в биологию                                                                                 6

Раздел 1. Учение о клетке

1.1 Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки 7                                          

1.2 Органические вещества клетки и живых организмов. Белки            8

1.3 Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы.

Липиды                                                                                                  11

1.4 Органические вещества клетки и живых организмов. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ                                                                                   13

1.5-1.7 Строение и функции клетки                                                          15

1.8 – 1.10 Обмен веществ и превращение энергии в клетке                   27

1.11 Жизненный цикл клетки                                                                    31

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие

2.1 -2.3 Формы размножения организмов                                                35

2.4 -2.5 Эмбриональный этап онтогенеза                                                41

Раздел 3. Основы генетики и селекции

3.1 Основные понятия генетики                                                                46

3.2 -3.4 Закономерности наследования признаков                                  47

3.5 -3.6 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование                  56

3.7 Множественный аллелизм. Группы крови, резус- фактор               60                  

3.8 – 3.9 Взаимодействие аллельных генов                                             63

3.10 -3.14 Основные закономерности изменчивости                              64

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.

4.1-4.2 Эволюционное учение                                                                   72

4.3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем

естественного отбора                                                                                       75                                                                                                                                   

4.5 Вид, его критерии и структура                                                            78

4.6 – 4.7 Микроэволюция и макроэволюция                                            81

4.8 Доказательства эволюции                                                                    84

Раздел 5. Происхождение человека                                                       85

Раздел 6. Основы экологии                                                                     88

6.4. Биосфера, ее структура и функции                                                    91

Раздел 7 Бионика                                                                                      98

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь создана в соответствии с программой для студентов учреждения среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса. В тетради предлагается материал для самостоятельной деятельности студента, что облегчит процесс усвоения знаний, поисковой деятельности, развития познавательной мотивации.

Как работать с тетрадью

Эта тетрадь предназначена для самостоятельной работы на занятиях и дома. В нее включены вопросы и задания.  К каждой теме даны вопросы, задания разных уровней сложности, требующие простого воспроизведения изученного материала или творческого подхода к решению вопросов, задач.

Кроме работы с текстом учебника, вам предстоит выполнить задания с рисунками в тетради, решить кроссворды, подготовить доклады на заданные темы. 

 «Введение в биологию»

1. Что такое биология? Кто из ученых впервые ввел понятие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные признаки живого.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите уровни организации живой материи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие существуют методы изучения биологии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каково значение биологии в вашей будущей профессии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Внеаудиторная самостоятельная работа. Описание экскурсии «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Естественные и искусственные экосистемы своего города»

Строение и функции клетки.

I. Клеточная мембрана. Цитоплазма.

1. Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны.

Какие функции она выполняет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вирусы

1 . Ответьте на вопросы:

Кем и когда были открыты вирусы? ________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

На каком этапе эволюции появились вирусы__________________________

Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.

1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.

________________________________________________________

Прокариотическая клетка

    1. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:

            

                                                                                                                                          

     2. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических.              Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:


     А – прокариоты,                                         Б – эукариоты.


1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные

11. Есть рибосомы.

12. Есть клеточная стенка

13. Все организмы одноклеточные.

14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.


 

3. Найдите ошибки в тексте:

Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4. Выберите правильные утверждения:

а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

II. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.  Клеточный центр.

1. Заполните таблицу:




























Жизненный цикл клетки

1. Деление клетки — ______________________________________________________________________________________________________________
2. Увеличение числа клеток происходит в результате их деления. Деление клеток лежит в основе_____________________________

_______________________________________________________

3.Записать определения:

Жизненный цикл клетки - _________________________________

_______________________________________________________

Митотический цикл - _____________________________________

_______________________________________________________

Этот цикл состоит из :

1)________________________ 2)_________________________

1) Интерфаза состоит из 3 периодов:

G1____________________________________________________________________________________________________________

S_____________________________________________________________________________________________________________

G2____________________________________________________________________________________________________________

4. Митоз - ______________________________________________________________________________________________________________
5. Описать и зарисовать этапы митоза:

 

1) Профаза
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Метафаза
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Анафаза
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Телофаза
___________________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Значение митоза ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Амитоз - ______________________________________________________________________________________________________________

Какие ткани могут делиться амитозом?______________________

_______________________________________________________

 

8. Мейоз - ______________________________________________________________________________________________________________

 

9. Заполните таблцу, используя материал учебника.

 

Название фазы Рисунок Описание процессов
Профаза 1      
Метафаза 1    
Анафаза 1    
Телофаза 1      
Профаза 2 – Телофаза 2    

 

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































Периоды онтогенеза

а) эмбриональный, постэмбриональный   б) предэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный

в) предэмбриональный, постэмбриональный г) эволюционный, эмбриональный, постэмбриональный

Гаструла – это

а) многоклеточный зародыш          б) многослойный зародыш

в) многослойный зародыш, имеющий полость - гастроцель

г) многослойный зародыш, состоящий из мезодермы

Эктодерма – это

а) наружный зародышевый листок      б) внутренний зародышевый листок

в) однослойный зародыш                          г) средний зародышевый листок

Энтодерма – это

а) двухслойный зародыш                        б) однослойный зародыш

в) средний зародышевый листок          г) внутренний зародышевый листок

Мезодерма – это

а) однослойный зародыш                     б) внутренний зародышевый листок

в) средний зародышевый листок        г) двухслойный зародыш

Нейрула – это

а) многоклеточный зародыш                               б) многослойный зародыш

в) зародыш с комплексом осевых органов      г) зародыш, состоящий из экто- и энтодермы

Из мезодермы образуются

а) нервная система, кожа        б) половая система, выделительная система

в) кожа, органы дыхания         г) пищеварительные железы

Основные понятия генетики

1. Дайте определение термину генетика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково значение генетики для селекции и медицины

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите определения к основным понятиям генетики

Наследственность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Изменчивость_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ген___________________________________________________________________________________________________________
Локус_________________________________________________________________________________________________________
Доминантный признак _________________________________
Рецессивный признак ___________________________________
Гомозигота______________________________________________

_______________________________________________________
Гетерозигота____________________________________________

_______________________________________________________
Генотип_______________________________________________________________________________________________________
Фенотип_______________________________________________________________________________________________________

 

4.Напиши генетические обозначения:

Родительская особь обозначается________________________
Знак скрещивания ____________________________________
Женская особь________________________________________
Мужская особь_______________________________________
Гаметы _____________________________________________
Гомозигота по доминантному признаку__________________
Гомозигота по рецессивному признаку__________________
Гетерозигота_______________________________________

 















Доказательства эволюции»

  1. Доказательства эволюции – это__________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Опишите доказательства эволюции более подробно:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Ноосфера

1. Когда сформировался современный человек?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое ноосфера? Какой ученый считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На какие группы подразделяются неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите причины загрязнения воздуха, как с этим бороться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Охарактеризуйте влияние человека на животный и растительный мир.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Когда возникла проблема радиоактивного загрязнения? На сколько оно опасно? Приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Человек за время своего существования уничтожил множество видов растений и животных, приведите примеры таких видов. Какие виды сейчас находятся на гране вымирания? Какие меры для их сохранения принимаются, что бы вы предложили?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните таблицу:

 

Проблема Негативные факторы Способы решения
Исчезновение лесов    
Загрязнение мирового океана    
Опасность «Водного голода»    
Антропогенные изменения почвы    

Раздел 7. Тема: «Бионика»

 

  1. Бионика- это___________________________________________

_____________________________________________________

  1. Используя дополнительную литературу, приведите примеры достижения бионики реализованные на практике (не менее 3).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Генная инженерия – это_________________________________

_____________________________________________________

  1. Роль генной инженерии для медицины и фармакологии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Клонирование – это_____________________________________

______________________________________________________

  1. Биотехнология – это_____________________________________

______________________________________________________

  1. Роль биотехнологии:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Список литературы

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учебник [Текст ], 13 издание. – М.: КНОРУС, 2017.

Дополнительные источники:

2. Андреева, Н.Д. Биология. 10 – 11 классы [ Текст ] : учеб. для общеобразоват. учре-ждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 327 с. : ил.

3. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека [ Текст ] : учебник / В.И.Архангельский, В.Ф.Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 176 с.: ил.

4. Биология. Общая биология [ Текст ] : учеб. для 10 -11 кл. общеобразоват. учрежде-ний : базовый уровень / [Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.] под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвеще-ние». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 304 с. : ил. – «Академический школьный учебник).

5. Биология : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Текст ] / [Н.В.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. академика Н.В.Чебышева. – 10 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 448 с.

Название методического материала

для ____________студентов______________________

 

МДК ____ОУД.13 Биология ______________________

  

Тема «_______рабочая тетрадь _по биологии__________

 

по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

           34.02.01 Сестринское дело

очная форма обучения

 

Ревда

2019

 

 

Рассмотрено                                    На заседании ЦМК ________________________                 (название ЦМК) Протокол № ______                 от «____»_________ 20__г.   Заведующий ЦМК   _______ _________________ (подпись)              (Ф.И.О.)   Утверждено на заседании методического совета Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г.   Методист   ________ ___________________ (подпись)                   (Ф.И.О.)  

 

 

Составитель: Баландина Светлана Андреевна, преподаватель биологии.

 

                                                                            ã _Баландина С.А.

                                                                                                                                   (Ф.И.О. составителя),

ã ГБПОУ «СОМК», 20____

 

 

Содержание

Дата: 2019-11-01, просмотров: 232.