Название методического материала
для ____________студентов______________________
МДК ____ОУД.13 Биология ______________________
Тема «_______рабочая тетрадь _по биологии__________
по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
34.02.01 Сестринское дело
очная форма обучения
Ревда
2019
Рассмотрено На заседании ЦМК ________________________ (название ЦМК) Протокол № ______ от «____»_________ 20__г. Заведующий ЦМК _______ _________________ (подпись) (Ф.И.О.) | Утверждено на заседании методического совета Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г. Методист ________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель: Баландина Светлана Андреевна, преподаватель биологии.
ã _Баландина С.А.
(Ф.И.О. составителя),
ã ГБПОУ «СОМК», 20____
Содержание
Пояснительная записка 5
Введение в биологию 6
Раздел 1. Учение о клетке
1.1 Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки 7
1.2 Органические вещества клетки и живых организмов. Белки 8
1.3 Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы.
Липиды 11
1.4 Органические вещества клетки и живых организмов. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ 13
1.5-1.7 Строение и функции клетки 15
1.8 – 1.10 Обмен веществ и превращение энергии в клетке 27
1.11 Жизненный цикл клетки 31
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие
2.1 -2.3 Формы размножения организмов 35
2.4 -2.5 Эмбриональный этап онтогенеза 41
Раздел 3. Основы генетики и селекции
3.1 Основные понятия генетики 46
3.2 -3.4 Закономерности наследования признаков 47
3.5 -3.6 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 56
3.7 Множественный аллелизм. Группы крови, резус- фактор 60
3.8 – 3.9 Взаимодействие аллельных генов 63
3.10 -3.14 Основные закономерности изменчивости 64
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.
4.1-4.2 Эволюционное учение 72
4.3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем
естественного отбора 75
4.5 Вид, его критерии и структура 78
4.6 – 4.7 Микроэволюция и макроэволюция 81
4.8 Доказательства эволюции 84
Раздел 5. Происхождение человека 85
Раздел 6. Основы экологии 88
6.4. Биосфера, ее структура и функции 91
Раздел 7 Бионика 98
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь создана в соответствии с программой для студентов учреждения среднего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса. В тетради предлагается материал для самостоятельной деятельности студента, что облегчит процесс усвоения знаний, поисковой деятельности, развития познавательной мотивации.
Как работать с тетрадью
Эта тетрадь предназначена для самостоятельной работы на занятиях и дома. В нее включены вопросы и задания. К каждой теме даны вопросы, задания разных уровней сложности, требующие простого воспроизведения изученного материала или творческого подхода к решению вопросов, задач.
Кроме работы с текстом учебника, вам предстоит выполнить задания с рисунками в тетради, решить кроссворды, подготовить доклады на заданные темы.
«Введение в биологию»
1. Что такое биология? Кто из ученых впервые ввел понятие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите основные признаки живого.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите уровни организации живой материи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие существуют методы изучения биологии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Каково значение биологии в вашей будущей профессии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Внеаудиторная самостоятельная работа. Описание экскурсии «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Естественные и искусственные экосистемы своего города»
Строение и функции клетки.
I. Клеточная мембрана. Цитоплазма.
1. Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны.
Какие функции она выполняет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вирусы
1 . Ответьте на вопросы:
Кем и когда были открыты вирусы? ________________________________________________________________________________________________________________
На каком этапе эволюции появились вирусы__________________________
Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.
1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.
________________________________________________________
Прокариотическая клетка
1. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:
2. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:
А – прокариоты, Б – эукариоты.
1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные
11. Есть рибосомы.
12. Есть клеточная стенка
13. Все организмы одноклеточные.
14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.
3. Найдите ошибки в тексте:
Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выберите правильные утверждения:
а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.
II. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
1. Заполните таблицу:
Жизненный цикл клетки
1. Деление клетки — ______________________________________________________________________________________________________________
2. Увеличение числа клеток происходит в результате их деления. Деление клеток лежит в основе_____________________________
_______________________________________________________
3.Записать определения:
Жизненный цикл клетки - _________________________________
_______________________________________________________
Митотический цикл - _____________________________________
_______________________________________________________
Этот цикл состоит из :
1)________________________ 2)_________________________
1) Интерфаза состоит из 3 периодов:
G1____________________________________________________________________________________________________________
S_____________________________________________________________________________________________________________
G2____________________________________________________________________________________________________________
4. Митоз - ______________________________________________________________________________________________________________
5. Описать и зарисовать этапы митоза:
1) Профаза
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Метафаза
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Анафаза
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Телофаза
___________________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Значение митоза ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Амитоз - ______________________________________________________________________________________________________________
Какие ткани могут делиться амитозом?______________________
_______________________________________________________
8. Мейоз - ______________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните таблцу, используя материал учебника.
Название фазы | Рисунок | Описание процессов |
Профаза 1 | ||
Метафаза 1 | ||
Анафаза 1 | ||
Телофаза 1 | ||
Профаза 2 – Телофаза 2 |
Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Периоды онтогенеза
а) эмбриональный, постэмбриональный б) предэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный
в) предэмбриональный, постэмбриональный г) эволюционный, эмбриональный, постэмбриональный
Гаструла – это
а) многоклеточный зародыш б) многослойный зародыш
в) многослойный зародыш, имеющий полость - гастроцель
г) многослойный зародыш, состоящий из мезодермы
Эктодерма – это
а) наружный зародышевый листок б) внутренний зародышевый листок
в) однослойный зародыш г) средний зародышевый листок
Энтодерма – это
а) двухслойный зародыш б) однослойный зародыш
в) средний зародышевый листок г) внутренний зародышевый листок
Мезодерма – это
а) однослойный зародыш б) внутренний зародышевый листок
в) средний зародышевый листок г) двухслойный зародыш
Нейрула – это
а) многоклеточный зародыш б) многослойный зародыш
в) зародыш с комплексом осевых органов г) зародыш, состоящий из экто- и энтодермы
Из мезодермы образуются
а) нервная система, кожа б) половая система, выделительная система
в) кожа, органы дыхания г) пищеварительные железы
Основные понятия генетики
1. Дайте определение термину генетика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каково значение генетики для селекции и медицины
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите определения к основным понятиям генетики
Наследственность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Изменчивость_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ген___________________________________________________________________________________________________________
Локус_________________________________________________________________________________________________________
Доминантный признак _________________________________
Рецессивный признак ___________________________________
Гомозигота______________________________________________
_______________________________________________________
Гетерозигота____________________________________________
_______________________________________________________
Генотип_______________________________________________________________________________________________________
Фенотип_______________________________________________________________________________________________________
4.Напиши генетические обозначения:
Родительская особь обозначается________________________
Знак скрещивания ____________________________________
Женская особь________________________________________
Мужская особь_______________________________________
Гаметы _____________________________________________
Гомозигота по доминантному признаку__________________
Гомозигота по рецессивному признаку__________________
Гетерозигота_______________________________________
Доказательства эволюции»
__________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ноосфера
1. Когда сформировался современный человек?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое ноосфера? Какой ученый считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На какие группы подразделяются неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите причины загрязнения воздуха, как с этим бороться?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте влияние человека на животный и растительный мир.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Когда возникла проблема радиоактивного загрязнения? На сколько оно опасно? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Человек за время своего существования уничтожил множество видов растений и животных, приведите примеры таких видов. Какие виды сейчас находятся на гране вымирания? Какие меры для их сохранения принимаются, что бы вы предложили?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните таблицу:
Проблема | Негативные факторы | Способы решения |
Исчезновение лесов | ||
Загрязнение мирового океана | ||
Опасность «Водного голода» | ||
Антропогенные изменения почвы |
Раздел 7. Тема: «Бионика»
_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: учебник [Текст ], 13 издание. – М.: КНОРУС, 2017.
Дополнительные источники:
2. Андреева, Н.Д. Биология. 10 – 11 классы [ Текст ] : учеб. для общеобразоват. учре-ждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – 6-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013. – 327 с. : ил.
3. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека [ Текст ] : учебник / В.И.Архангельский, В.Ф.Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 176 с.: ил.
4. Биология. Общая биология [ Текст ] : учеб. для 10 -11 кл. общеобразоват. учрежде-ний : базовый уровень / [Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.] под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвеще-ние». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 304 с. : ил. – «Академический школьный учебник).
5. Биология : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Текст ] / [Н.В.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. академика Н.В.Чебышева. – 10 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 448 с.
Название методического материала
для ____________студентов______________________
МДК ____ОУД.13 Биология ______________________
Тема «_______рабочая тетрадь _по биологии__________
по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
34.02.01 Сестринское дело
очная форма обучения
Ревда
2019
Рассмотрено На заседании ЦМК ________________________ (название ЦМК) Протокол № ______ от «____»_________ 20__г. Заведующий ЦМК _______ _________________ (подпись) (Ф.И.О.) | Утверждено на заседании методического совета Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г. Методист ________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель: Баландина Светлана Андреевна, преподаватель биологии.
ã _Баландина С.А.
(Ф.И.О. составителя),
ã ГБПОУ «СОМК», 20____
Содержание
Дата: 2019-11-01, просмотров: 279.