Можно выделить несколько основных этапов ПР-деятельности: исследования и анализа проблемы, планирования ПР-программы, коммуникаций и осуществления программы, оценки результатов. Необходимо понять особенности методов исследования, специфику планирования программ в области ПР, способы коммуникаций и оценки результатов.
Следует подчеркнуть, что перечисленные выше этапы ПР-деятельности (или разработки ПР-программы) нередко преподносятся разными авторами в несколько измененном виде.
Конкретно анализировать принципы разработки ПР-программы впервые начал упоминавшийся нами ранее американский исследователь паблик рилейшнз Э.Бернайз. Еще в 1935 году он предложил собственную модель программы деятельности пиэрмена, содержащую следующие элементы:
1. Формулирование целей. Это основной шаг, отправная точка деятельности. Формулируя цель, необходимо исходить из того, что частные интересы (то есть интересы тех, кто собирается провести масштабную ПР-кампанию среди публики) и общественные интересы должны совпадать. Или нужно, по меньшей мере, доказать, что проводящий кампанию действует во имя общего блага и взаимной пользы (к примеру, корпорации и всей страны).
2. Анализ отношения общественности к корпорации. Его следует проводить на репрезентативном материале, позволяющем показать, как в целом публика относится к товарам и услугам данной корпорации, какие именно действия корпорации или клиента, которого она обслуживает, влияют на это отношение.
3. Изучение данных анализа. Оно необходимо для определения основного подхода к проблеме с учетом текущих действий корпорации. Определение главной линии политики корпорации имеет первостепенное значение в любом ПР-мероприятии, причем мероприятие это должно быть соотнесено со специфическими потребностями данной корпорации, вытекающими из складывающейся ситуации.
4. Использование средств распространения информации. Когда программа утверждена, ее надлежит реализовывать всеми возможными средствами, придерживаясь принципов последовательности и длительности. Эти средства выбираются в соответствии с намеченными целями, но и цели, какое бы содержание в них не вкладывали, должны определяться с учетом особенностей тех средств коммуникации, которые предусматривается использовать.
Э.Бернайз особо подчеркивал, что программа не может быть чем-то временным. Наоборот, она должна стать неотъемлемым элементом в системе функций корпорации, составной частью мышления и деятельности ее руководителей. Только тогда можно рассчитывать на успех. (См.: Bernays E.L. Molding Public Opinion // The Annals of American Academy of Political and Social Science. - 1935. - Vol. 179, May.-P. 86-87).
Как видим, предложенные Э.Бернайзом исходные принципы построения программы действий специалистов по паблик рилейшнз, несмотря на своеобразие последовательности шагов ее реализации, сегодня так или иначе широко используются, хотя и приобретают каждый раз несколько иной вид.
В частности, профессор политических наук Принстонского университета, автор многих монографий по методологическим проблемам изучения общественного мнения и связей с общественностью Х.Чайлдз считает, что прежде чем приступать к формированию общественного мнения по любому вопросу, нужно соблюсти следующие процедуры: четко определить объекты пропагандистской кампании; выделить социальные группы, которые должны стать объектом влияния; проанализировать установки и мнения этих групп относительно организации, а также выяснить, почему эти группы имеют именно такие представления или же проявляют недостаточную осведомленность, низкую информированность по указанному вопросу; сразу же после выполнения предварительного анализа необходимо создать организацию, которая будет выражать цели фирмы. (Выделено нами. - В.К.).
Тогда программа самих ПР-мероприятий будет основываться на следующих четырех компонентах: 1) организации (именно той, что создана для выражения, продвижения целей фирмы); 2) аргументации (подготовка заявлений, статей и пр.); 3) методах убеждения (эмоциональные призывы); 4) паблисити (выбор средств массовой коммуникации, координация их действий во времени, драматизация лозунгов, сопоставление их с текущими событиями). (См.: Childs H.L. Molding Public Opinion on Select Manpower // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. -1959.-VoL 325, Sept-P. 54-56).
Несколько позже Х.Чайлдз подробно развернул эти положения в капитальном труде "Общественное мнение", уделив значительное внимание еще одной принципиальной проблеме управления процессом паблик рилейшнз, а именно, ситуации паблик рилейшнз (ПР-ситуаиш). Он, в частности, обратил внимание на то, что в многочисленных публикациях речь идет о стратегии и методах деятельности специалистов, однако почти никогда не анализируются обе стороны ситуации в их единстве: с одной стороны, лицо либо организация, ради которых планируется ПР-программа, и, с другой, - население в целом или его отдельные группы, в среде которых разворачивается работа по реализации программы. Ведь для успешного претворения программы в жизнь, проведения ПР-кампании, отмечал Чайлдз, необходимо комплексное изучение ситуации (ПР-ситуации), всегда состоящей из трех очевидных компонентов: клиента (лицо либо организация), массы (население) и процесса коммуникации (взаимодействие между ними). (См.: Childs H.L Public Opinion: Nature, Formation, and Role.-NJ., 1965.-P. 269-271).
Все эти составные элементы нужно постоянно изучать, анализировать в их динамике и взаимодействии. Пиэрмен обязан знать все: и клиента (его историю, традиции, слабые и сильные стороны), и социальные группы (их состав, структуру, уровень культуры, психологические особенности и т.д.), и средства коммуникации (масштабность действий, способности персонала, профессиональные характеристики, политические предпочтения, среду распространения и др.). Другими словами, нужно учитывать максимальное количество переменных величин, способных повлиять на характер отношений между корпорацией и другими институтами и массами, чтобы разработать и успешно осуществить ПР-программу. Х.Лайлда считал, что только такой подход может быть полезным для анализа любой ситуации, связанной как с вопросами социальных экономических отношений, так и политической жизни.
Итак, какими бы ни были особенности тех или других предлагаемых подходов к управлению процессом паблик рилейшнз, все они начинаются с исследовательской работы, анализа сложившейся ситуации (или содержат их как важный этап).
Особое место в ПР-деятельности занимает стратегическое планирование. Стратегическое планирование в сфере паблик рилейшнз включает принятие решений по программным целям, идентификацию ключевых групп общественности, выработку регламента (правил или процедур) выбора и определения стратегий. Важным условием стратегического планирования является согласование между собой общей программной цели, целей, выдвигаемых относительно каждой группы общественности, и выработанной стратегии. Задача заключается в том, чтобы выбрать стратегии, способные обеспечить конкретный желаемый результат (именно тот, который зафиксирован в виде цели).
Разрабатывая стратегические планы, ПР-специалисты, как правило, делают это совместно с руководителями других подразделений организации. Каждый стратегический план содержит отличительные элементы, но общий подход к их составлению должен оставаться одним и тем же. Обычно процесс планирования и программирования предусматривает следующие основные этапы:
1. Определение роли и миссии организации. Согласовываются содержание и объем работы, который нужно выполнить.
2. Определение ключевых участков, требующих изменений. Определяют, на чем концентрировать внимание, энергию и интеллектуальные усилия.
3. Разработка системы индикаторов эффективности. Определяются факторы, поддающиеся измерению, и факторы, на основании которых могут определяться цели.
4. Выбор и уточнение целей. Определяются результаты, которых необходимо достичь.
5. Подготовка плана действий. Разрабатываются пути достижения дальнейших конкретных целей. При этом используются:
· Программирование. Устанавливается логическая последовательность действий для достижения целей.
· Составление графика. Устанавливаются сроки выполнения мероприятий и достижения целей.
· Составление бюджета. Определяются источники и распределяются финансовые ресурсы, необходимые для достижения целей.
· Разделение ответственности. Назначаются ответственные за конечные результаты и выполнение отдельных заданий.
· Рецензирование и доработка. Проект плана апробируется и обсуждается, прежде чем приступить к действию.
6. Установление контроля. Речь идет об обеспечении контроля за эффективным достижением целей.
7. Коммуникация. Определяются внутриорганизационные каналы коммуникации, необходимые для достижения понимания и поддержки на протяжении всех предшествующих шести этапов.
8. Реализация. Обеспечивается единодушное одобрение всеми ведущими руководителями направлений немедленных и дальнейших практических действий и назначения ответственных за это лиц.В практике паблик рилейшнз очень важно различать понятия стратегии и тактики. В общем, говоря о стратегии, обычно имеют в виду принятие ключевых, долговременных решений. Тактика - решения, принимаемые по ходу проведения операции; это "решения на месте", обусловленные развитием событий, связанных с реализацией стратегического плана Собственно, тактика - это последовательность решений или действий, к которым прибегают для приспособления стратегии к реалиям и особенностям полевой операции.
В практике паблик рилейшнз стратегия относится преимущественно к вопросам общей концепции, подхода или генерального плана разработки программы достижения намеченных целей. Тактика же касается оперативного уровня: реальных событий, средств информации и методов, которые планируются и последовательно используются для реализации стратегии.
В теории и практике паблик рилейшнз вопрос тактики, с помощью которой реализуется стратегический план организации, для пиэрменов обретает форму разработки программы действий или программирования составных элементов последовательного разворачивания связей с различными группами общественности для воплощения в жизнь социальной миссии организации.
Программирование паблик рилейшнз в каждом конкретном случае может иметь особое содержание (в основном в зависимости от стратегических целей и того, с какими группами общественности приходится иметь дело каждому социальному институту). Однако существует некоторый перечень элементов, которые всегда нужно принимать во внимание в процессе программирования ПР-деятельности. Эти элементы содержат:
1. Определение темы программы действий и подготовку обращений, адресованных группам общественности.
2. Определение содержания действий и характера специальных мер, к которым должна прибегнуть организация.
3. Определение средств информации (подконтрольных или неконтролируемых), которые будут использованы для коммуникации с группами общественности.
4. Выбор принципов эффективной коммуникации.
Данный перечень элементов, как правило, предусматривает необходимость определенной рабочей концепции или теоретической гипотезы, на основании которой будет определяться содержание перечисленных элементов ПР-деятельности. Рабочая теоретическая гипотеза должна давать пиэрмену уверенность в его деятельности. Он должен твердо знать: в случае осуществления данных акций и коммуникативных действий будут достигнуты определенные изменения в среде общественности, которые приблизят реализацию программной цели. Рабочая теоретическая гипотеза (концепция) будет определять также и выбор той или иной тактики.
Опытные специалисты по паблик рилейшнз, на практике осуществляющие программу действий, следят за сменой объективных обстоятельств, часто заблаговременно замечая, когда срабатывают причинно-следственные связи между проведенными мероприятиями и полученными результатами, а когда нет.
К широко используемым в практике паблик рилейшнз акциям или специальным событиям (мероприятиям) можно отнести:
специальные дни, вечера, недели, месячники;
торговые шоу, экспозиции, выставки, ярмарки, фестивали;
встречи, семинары, "круглые столы", конференции, съезды,
симпозиумы, конгрессы, народные вече;
годовщины, юбилеи, знаменательные даты;
специальные награды, приветствия, проводы на пенсию;
дни открытых дверей, экскурсии по предприятию, встречи с ветеранами;
митинги, публичные дебаты, тематические вечера, коллективные обеды, ужины, кофе, чай, банкеты, фуршеты;
соревнования, викторины;
парады, конкурсы красоты;
события и мероприятия, организованные спонсорами для общественности;
спонсорские премии, именные стипендии, пожертвования;
создание благотворительных и просветительских фондов;
приемы, презентации;
концерты и театральные турне;
визиты, специальные поездки как награда за особые заслуги;
пикники, выезды на природу;
выставки даров природы, самостоятельно выращенных цветов, продукции приусадебных участков;
церемонии открытия новых строительных площадок, закладка первого камня в фундамент;
демонстрации готовой продукции, передвижные экспозиции;
визиты заслуженных и выдающихся людей, церемонии встреч и проводов;
выборы официальных должностных лиц;
отчеты о разрешении проблем, сообщение статистических данных;
оглашение результатов опросов общественного мнения, социологических исследований;
церемонии открытия фестивалей, спартакиад и других масштабных мероприятий;
оглашение новых назначений на ответственные посты;
провозглашение нового политического курса, программ, изменений в политическом курсе, программах деятельности; сообщения, пресс-конференции по поводу важных событий в жизни и деятельности организации, отдельного лица; ПР-персоналии (олимпийские чемпионы, "мисс очарование" и др.);
посвящения;
выпускные школьные вечера, школьные собрания, концерты, олимпиады;
танцевальные вечера, дискотеки, балы;
кинофестивали, демонстрации мод;
выставки домашних животных (собак, кошек, птиц);
спортивно-оздоровительные мероприятия, туристические походы, лыжные прогулки, любительские соревнования; встречи с известными спортсменами, ветеранами спорта;
коллективное посещение музеев, выставок, концертов, театральных спектаклей;
встречи с выдающимися людьми, церемонии раздачи автографов;
участие в общественных мероприятиях, благоустройство парков, улиц, детских площадок и др.;
уход за престарелыми людьми;
публичные слушания, встречи с депутатами;
встречи и конференции при участии лидеров общественного мнения;
специальные образовательные программы: как быть бережливым, здоровым и пр.;
специальные программы для политических лидеров;
торжественные события, празднования государственных, национальных, религиозных праздников;
тематические мероприятия и празднования национальных исторических событий;
мероприятия по чествованию дат истории и культуры других стран и народов.
Ясно, что приведенный перечень специальных ПР-мероприятий или событий далеко не полон. Кроме того, в каждой стране, местности, где, как правило, сложились определенные исторические или политические традиции, такие мероприятия могут приобретать особую окраску. В целом же специальные события очень полезны с точки зрения обеспечения "заслуженной" прессы. Если содержание организованных событий, масштабы, состав их участников и приглашенных гостей таковы, что сами по себе заслуживают быть новостью, то, несомненно, средства массовой информации не могут обойти их молчанием. Они получают освещение в виде репортажей с места событий, фотоматериалов, выдержек из пресс-релизов, где непременно будут упомянуты инициаторы специального события, то есть организация получит заслуженное положительное освещение, что очень важно для реализации целей.
Эффективность коммуникационной составляющей реализации ПР-программы в значительной мере зависит от того, какие именно формы коммуникации используются для распространения сообщений. Обычные средства коммуникации, применяемые в паблик рилейшнз, пиэрмены, как правило, классифицируют на неконтролируемые и контролируемые.
Использование неконтролируемых средств означает рассылку новостей об организации в средства массовой информации или специализированные каналы. Поэтому ответственные за работу этих каналов издатели или главные редакторы становятся для пиэрменов целевой общественностью, от которой зависит возможность распространения сообщения об организации. Цель такой формы коммуникации заключается в том, чтобы добиться положительного освещения акций и событий, устраиваемых организацией. Типичными формами распространения новостей о жизни организации через средства массовой информации выступают пресс-релизы, статьи, фотоматериалы и пресс-конференции.
Неконтролируемыми они называются потому, что пиэрмен, послав сообщение в средства массовой информации, теряет контроль за его дальнейшим распространением. Редактор или другие работники канала новостей могут без согласования с пиэрменом, по собственному усмотрению, напечатать его целиком, частично или вообще не обратить на него внимания; может случиться и так, что, отложив в сторону сообщение пиэрмена, редактор пошлет корреспондента в организацию, чтобы тот самостоятельно подготовил материал о ней. Поскольку ни организация, ни пиэрмен не оплачивают каналу информации стоимость публикации или иной формы распространения сообщения, как это бывает в случае размещения рекламы, судьба данного материала полностью зависит от воли работников средств информации.
В отличие от неконтролируемых контролируемыми являются те средства коммуникации, которые распространяют информацию об организации за ее счет. В этом случае форма, содержание материала, место его размещения находятся в руках организации, которая" готовит сообщение. Формами контролируемых средств коммуникации могут быть брошюры, бюллетени новостей, отчеты; такие формы видеоматериалов, как киноленты, слайды и др.; межличностное общение типа выступлений, митингов, заседаний, интервью и пр. К контролируемым средствам можно отнести также институциональную рекламу, рассчитанную на укрепление имиджа организации; рекламу пропагандистского характера, отстаивающую точку зрения организации по какому-либо спорному вопросу, и другие формы рекламных материалов. Ниже приведен более полный перечень неконтролируемых и контролируемых средств распространения информации:
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ СРЕДСТВА
Пресс-релизы.
Электронные пресс-релизы (для радио и телевидения).
Статьи, очерки.
Фотоматериалы.
Пресс-конференции.
Комплекты материалов для прессы.
Радио- и телеобъявления (некоммерческих организаций).
Интервью:
для печатных изданий;
для электронных каналов информации.
Личные выступления по радио и телевидению.
Записи новостей на магнитной пленке для радио.
Распространение новостей в виде слайдов и кинолент для телевидения.
Специальные программы для радио и телевидения.
Репортажи с места событий.
Информирование редакторов, журналистов и репортеров.
Специальные статьи по вопросам бизнеса.
Финансовое паблисити.
Товарное паблисити.
Иллюстрированное паблисити.
Дополнительные материалы для редакции (аргументации).
Письма к редактору.
Опровержения (ответы на обвинения).
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СРЕДСТВА
Средства печатной коммуникации:
собственные печатные органы;
брошюры, информационные материалы;
справочники, пособия, книги;
письма, бюллетени;
доски объявлений, плакаты, листовки;
информационные полки;
внутренние периодические издания;
годовые отчеты;
памятные знаки;
выставки, экспозиции;
передвижные библиотечки, книжные автолавки;
обзоры информационных материалов;
ящики для жалоб и предложений;
инструкции и распоряжения;
платные вкладки;
письменные отчеты;
счета-вкладки;
финансовые выкладки;
прайс-листы;
учебные материалы, сообщения, пособия;
информационные материалы для потребителей и других
групп населения;
подборки законодательных актов;
витрины печатных материалов.
Средства аудиовизуальной коммуникации:
фильмы о работе организации;
слайдовые материалы;
киноленты;
диапроекторные, стендовые презентации материалов;
пленки для диапроектирования на стену;
телефонные звонки, телефонные справочники, магнитофонные записи;
мультиэкранная подача материалов;
кассеты для видеомагнитофонов;
устные выступления с использованием видеоматериалов;
тренажорные игры и сообщения;
специально оборудованные автофургоны, другие транспортные средства.
Средства межличностного общения:
официальные речи, лекции и семинары;
заседания "круглых столов";
совместные дискуссии;
сессии вопросов и ответов;
устные заявления, свидетельства;
совещания служащих;
медицинские и иные консилиумы;
консультации;
собрания, заседания комитетов;
производственные совещания;
неформальное обсуждение;
демонстрации;
учебные программы;
интервью;
личные инструктажи, советы;
коллективные мероприятия;
персональные отчеты.
ПР-рекламирование (не рассчитанное на стимулирование торговли):
печатные и радио- или телеобъявления;
обращения к общественности, заявления о миссии организации или института, заявления относительно позиции по определенным спорным вопросам;
рекламирование организации по почте;
внешнее оформление: афиши, вывески, логотипы, символика;
институционная реклама в сборниках "Желтые страницы";
рекламные объявления в транспорте и на транспортных средствах, с использованием авиации, воздушных шаров;
реклама при помощи специальных изделий: на календарях, пепельницах, ручках, карандашах, спичечных коробках, записных книжках и других канцелярских или текстильных изделиях;
трюки или хитроумные проделки, привлекающие внимание.
Процесс оценки плана действий в сфере паблик рилейшнз, хода реализации свойственных ей программ и их результатов получил название "оценочного исследования". Оно представляет собой систематическое использование определенных процедур анализа для оценки концепции, плана, реализации и рентабельности ПР-программ социального вмешательства в ситуацию. Американские специалисты Питер Росси и Говард Фриман, так очерчивают круг принципиальных вопросов, которые в первую очередь поддаются оценке:
1. Концептуализация программы и плана.
2. Мониторинг и подотчетность реализации программы.
3. Оценка реализации программы: влияние и эффективность.
Организация оценочных исследований имеет свою логику и этапы выполнения работы определенного содержания. В самом общем виде оценочный процесс начинается преимущественно с таких предварительных шагов:
1. Согласование вопросов проведения оценок с теми, кто будет пользоваться их результатами.
2. Обязательство организации проводить оценку и пользоваться исследованием как основной составляющей реализации программы.
3. Достижение консенсуса внутри отдела паблик рилейшнз относительно оценочного исследования.
4. Формулирование четких, доступных для измерения программных целей.
5. Определение максимально эффективных критериев.
6. Определение оптимальных путей сбора фактов.
7. Ведение подробных записей ПР-программы.
8. Учет данных предшествующих оценок.
9. Отчет о результатах оценки.
10. Обогащение профессиональных знаний.
Приведенный перечень предварительных шагов организации процесса оценки является наиболее общим и, вероятно, в какой-то мере он может быть свойственен любой сфере управления. Но, если речь идет об отдельных составляющих управления ПР-процессом, он принимает более конкретный вид и содержание, что обусловлено необходимостью поиска специальных показателей и индикаторов, релевантных для оценки каждого отдельного уровня и этапа ПР-программы.
Исследователи сферы паблик рилейшнз, как правило, выделяют следующие уровни (этапы) оценки ПР-программ: подготовка критериев оценки плана программы; оценка хода реализации программы; оценка результатов выполнения программы.
Подготовка критериев оценки программы
Первый шаг этого этапа связан с выяснением степени полноты базовой информации, необходимой для разработки программы.
Второй шаг направлен на определение действий организации, установление соответствия этим действиям стратегии и тактики ПР-программы и распространяемых информационных сообщений.
Последним шагом в подборе методов оценки является определение критериев установления качества подачи сообщений и экспонирования других элементов программы.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 216.