В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, преддипломная практика является обязательным разделом образовательной программы бакалавриата и относится к блоку «Практики».
Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности приобретения студентами компетенций в области профессиональной деятельности в соответствии к уровню подготовки выпускника. Она логически завершает осознанное и углубленное изучение профессиональных дисциплин, предусмотренных учебным планом и подготавливает к написанию выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВО и ОПОП вуза.
Прохождение преддипломной практики базируется на освоении и закреплении компетенций таких курсов, как «Бухгалтерский учет», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика организации», «Управление затратами предприятия (организации)», «Производственный менеджмент», «Организация инновационной деятельности предприятия», «Оценка и управление стоимостью предприятия», «Стратегический менеджмент».
Содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Общая трудоемкость практики составляет 2 недели, 3 зачетных единицы, 108 часов.
№ п/п |
Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость, в часах | Формы текущего и промежуточного контроля
| ||||
Контактная (инструктаж) | Контактная аудиторная (выполнение заданий) | Контактная внеаудиторная | Выполнение производственных функций | итого | |||
1 | Подготовительный (организация практики, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности) | 10 | 10 | 20 | Составление календарного плана. Запись в дневнике практики | ||
2 | Производственный | 25 | 25 | 50 | Запись в дневнике практики | ||
3 | Аналитический, | 10 | 10 | 20 | Запись в дневнике практики | ||
4 | Отчетный | 18 | 18 | Защита отчета о прохождении практики | |||
Всего – 108 часов | 108 | Зачет с оценкой |
Требование к форме отчетности по практике. Промежуточная аттестация по итогам преддипломной практики .
После прохождения практики студент на основании проведенного исследования деятельности соответствующей организации (предприятия) составляет развернутый отчет. Практика оценивается научным руководителем на основе письменного отчета, подписанного руководителем от организации и заверенного печатью. Отчет представляется руководителю практики от кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента не позднее 7 дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни).
Аттестация по итогам практики проводится комиссионно на основании защиты оформленного отчета и отзыва руководителя (куратора практики). По результатам аттестации выставляется итоговая оценка в ведомость и зачетную книжку. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность. По итогам промежуточной аттестации выставляется зачет с оценкой.
По итогам практики обучающийся предоставляет следующие материалы:
1. Дневник производственной практики (преддипломной). В дневнике отражаются результаты текущей работы и выполненные задания. Дневник производственной практики (преддипломной) заполняется обучающимся лично. Достоверность изложенного в дневнике материала проверяется руководителем практики и заверяется его подписью.
2. Календарный план, который составляется в первый день практики, подписывается руководителем практики от предприятия и кафедры.
3. Отчет о прохождении производственной практики: преддипломная практика.
Данный отчет имеет следующую структуру:
Отчет производственной практики: преддипломная практика должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист;
2. Календарный план прохождения практики;
3. Дневник практики;
4. Содержание;
5. Введение;
6. Основная часть;
7. Индивидуальное задание;
8. Заключение;
9. Список использованных источников;
10. Приложения.
Титульный лист отчета должен содержать указание места прохождения практики, данные о руководителях практики от организации и кафедры. Допуск к защите отчета подтверждается подписями двух руководителей. Подпись руководителя от организации заверяется печатью.
В содержании отчета указывается перечень разделов и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.
Во введении должны быть сформулированы цель и задачи производственной практики (преддипломной), объект исследования, указана информационная база и методы исследования. Объем введения – 2-3 страницы.
Основная часть отчета включает разделы, указанные в содержании практики. Здесь должны найти отражение ответы по всем позициям программы производственной практики (преддипломной). Основная часть отчета о практике должна быть структурирована и отражена в следующих разделах.
1 Теоретический раздел по программе исследования ВКР. Исследование теоретических аспектов и существующих методических подходов по проблеме исследования
2 Характеристика объекта исследования. Название предприятия (организации, учреждения), форма собственности, организационно–правовая форма; – краткая историческая справка о его деятельности; – производственный профиль предприятия (организации, учреждения); – виды выпускаемой продукции; – технологическая схема производства; – основные экономические показатели предприятия (организации, учреждения) за последние три года.
3 Организационная структура и структура управления. Охарактеризовать организационную структуру предприятия (организации, учреждения), включая подразделения основного производства, объекты производственной и социальной инфраструктуры, функциональные подразделения (службы, отделы). Привести численность персонала в каждом подразделении. Осуществить анализ существующей структуры управления. С этой целью приложить штатное расписание, схему структуры управления с учетом линейного и функционального соподчинений.
4 Планирование на предприятии (организации, учреждении). Организационная структура планового отдела. Круг задач, решаемых отделом. Анализ функций взаимодействия специалистов, участвующих в планировании с другими специалистами. Регламентирующие и методические документы. Виды планов, используемых на предприятии (организации, учреждении).
5 Управление качеством труда и продукции. Проанализировать действующую систему контроля качества и дать ей оценку. Показать основные функции работников управления по контролю за качеством продукции и труда (анализ регламентирующих документов для работников аппарата управления). Методы и показатели оценки качества труда и продукции. Мероприятия по повышению качества труда и продукции. Провести анализ оценки качества труда и продукции на примере отдельной категории работников службы или подразделения (вида продукции).
6 Управление персоналом. Охарактеризовать систему работы с кадрами. Состав отдела кадров. Выполняемые функции. Кадровые документы. Сведения о разработке должностных инструкций работников управления (имеются разработанные, пользуются типовыми, отсутствуют). Изучить и проанализировать выполнение функций по управлению трудовыми отношениями; оформлению и учету приема, увольнений и перемещений; планированию потребности кадров; подбору, расстановке и деловой оценке кадров управления; развитию кадров.
Изучить существующую на предприятии систему развития персонала: повышение квалификации, переподготовка (учебное заведение, организация, изучаемые проблемы, программа обучения, получаемая квалификация, сроки, затраты предприятия). Периодичность обучения различных категорий рабочих и служащих. Практика деловой оценки, аттестации персонала (положение о порядке их проведения, результативность и действенность данных процедур). Контрактная система. Изучить особенности ее применения для различных работников. Приложить копии документов.
7 Финансовый и производственный менеджмент. Финансовый менеджмент и производственный менеджмент на предприятии (организации, учреждении). Диагностика экономического состояния предприятия. Структура баланса предприятия. Оценка финансового состояния предприятия.
8 Индивидуальная часть. Задание на практику по индивидуальной части выдает научный руководитель с учетом избранной темы выпускной.
В заключении обучающийся на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия) формулирует выводы и экономически обосновывает пути развития объекта исследования.
В приложения необходимо помещать бухгалтерскую отчетность предприятия (организации), рецензию (характеристику) руководителя практики от организации (предприятия) – объекта практики.
Оформление текста. Законченная работа выполняется на компьютере с использованием 14 размера шрифта и полуторного междустрочного интервала.
Текст работы располагается на одной стороне стандартного белого листа формата А4, при этом соблюдаются следующие размеры полей левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. На каждой странице размещают 28–30 строк, за исключением начальных, концевых и тех страниц, на которых расположены таблицы или иллюстрации. Если страница не полностью занята таблицей или иллюстрацией, то на ней размещают, кроме того, соответствующее количество строк. При переходе от изложения одной мысли к другой текст начинают с нового абзаца. При этом абзацный отступ должен быть равен пяти буквенным знакам.
Введение, каждый раздел (кроме подразделов), выводы и предложения, список использованной литературы, приложения начинают с новой страницы.
Нумерация страниц. Все страницы работы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией по всей работе, включая таблицы и иллюстрации, расположенные на отдельных страницах. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки. Титульный лист, календарный план, дневник включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не ставят.
Содержание включает наименования частей работы, начиная с введения, а в правой стороне листа указываются номера страниц. Перед наименованием разделов, глав и параграфов пишутся их номера. Слово "Содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Требования к стилю и языку изложения. Излагать материал следует четко, ясно, последовательно, применяя научную терминологию, избегая общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях.
В тексте академического стиля не принято делать ссылки на себя, но если это необходимо, то следует употреблять выражения в третьем лице, «автор полагает», «по мнению автора», или во множественном числе: «мы считаем», «по нашему мнению», «на наш взгляд» и т.д.
Использование в работе дословных цитат, цифровых данных, схем, формул, заимствованных из различных источников, обязательно должно сопровождаться ссылкой на источник (автора). Списывание без ссылки не допускается и является грубым нарушением научной этики.
Сокращения в тексте. Сокращения слов в тексте не допускаются, за исключением особых случаев, приведенных в правилах библиографического описания. Например, допускаются следующие сокращения то есть – т.е., и так далее – и т.д., и тому подобное – и т.п., и другие – и др., год (годы) – г. (гг), тысячи, миллионы, миллиарды – тыс., млн., млрд., рубли – руб., тонны – т (без точки), килограммы – кг (без точки), граммы – г (без точки). Могут применяться такие общеизвестные сокращения, как ЭВМ, АСУ, АПК и др. Разрешается применение узкоспециализированных сокращений с их детальной расшифровкой после первого упоминания. Например, ОПХ (опытно–производственное хозяйство). Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов.
Если в работе приводится ряд числовых значений, имеющих одну и ту же единицу измерения, то ее указывают только в конце последнего числового значения. Например: 125, 347 и 963 тыс. руб., или 14, 49 и 78%.
Оформление таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицу необходимо располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Размещение таблицы должно быть удобным для чтения без поворота работы. Если это невозможно, то таблицу располагают так, чтобы для ее чтения нужно было повернуть работу по часовой стрелке.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), слово «Таблица» и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
На все таблицы, приведённые в работе, должны быть ссылки в тексте. При первой ссылке указывается сокращенное слово «таблица» и её номер, например, (табл. 2). При повторной ссылке добавляется сокращенное слово «смотри», например, (см. табл. 2). Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистических сборников или другого источника, то необходимо сделать ссылку на первоисточник.
Таблица ______ – _________________________________
номер название таблицы
|
|
| ||
Боковик (графа Графы (колонки)
для заголовков)
Рисунок 1 – Пример оформления таблицы
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблиц, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.
Оформление иллюстраций. Все иллюстрации (графики, схемы и пр.) именуются рисунками. Они помещаются сразу после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, то рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
При ссылках на иллюстрации следует писать "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела.
Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Каждый рисунок сопровождается названием, которое помещается под рисунком в одну строку с его номером. Точку в конце названия не ставят.
Оформление формул. Формулы следует выделять из текста в отдельную строчку, выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Помещаемые в работе формулы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами в пределах всей работы. Номер формулы приводится в круглых скобках и помещается в крайнем правом положении на строке. Если в работе только одна формула, то она не нумеруется. После формулы ставится запятая, а на следующей строке, начиная со слова «где» с прописной буквы и без знаков препинания, даются пояснения значений символов и числовых коэффициентов в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.
Формулы могут быть выполнены с помощью редактора формул или вписаны в машинописный текст, всех экземпляров отчета тщательно и разборчиво, полностью от руки тушью или чернилами (черной пастой).
Прописные и строчные буквы, надстрочные индексы в формулах должны обозначаться меткой. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7:8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – не менее 2 мм.
Знаки, цифры, буквы быть одинаково опущены или подняты (по отношению к линии основной строки). Скобки необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте заключенные в них формулы. Открывающие и закрывающие скобки одного вида должны быть одинаковой высоты. В случае применения одинаковых по начертанию скобок внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние.
Знак корня должен быть такой величины, чтобы он охватывал элементы подкоренного выражения. Знаки над буквами и цифрами необходимо писать точно над ними. При написании дробей, особенно многострочных, основная линия должна быть длиннее линии других дробей, входящих в состав данной формулы.
Условные буквенные обозначения физических, математических и других величин, а также условные географические обозначения должны соответствовать установленным стандартам. В тексте отчета перед обозначением параметра дают его объяснение, например: "удельное сопротивление".
В формулах в качестве символов применяются обозначения, установленные соответствующими стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводятся непосредственно перед формулой.
Размерность одного и того же параметра в пределах всего отчета должна быть постоянной в одной из установленных стандартами единиц измерения.
Оформление приложений. Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения могут быть обязательными и информационными.
Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением информационного приложения "Библиография", которое располагают последним.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово "обязательное", а для информационного – "рекомендуемое" или "справочное".
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается "Приложение А".
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4 3, А4 4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Оформление ссылок на источники. Использование в работе цитат, цифровых данных, а также мыслей и мнений, близких к оригиналу работ других авторов, должно сопровождаться обязательными библиографическими ссылками на источник информации. Цитаты следует заключать в кавычки.
Ссылка предусматривает расположение библиографической информации об источнике в списке литературы. При упоминании автора работы или работы в квадратных скобках указывается номер источника в пределах списка литературы, например: [8]. При ссылке на несколько работ одного автора или работы нескольких авторов приводят номера этих работ, например: [7, 9, 18], При ссылках на определённые страницы указывают порядковый номер источника и страницу, на которой расположен данный текст, например: [5, с. 8]. Если ссылаются на многотомное издание, кроме того, указывают номер тома, например: [12, т. 3, с. 98].
Оформление списка литературы. Список литературы размещается после основного текста работы. Все использованные документы должны быть пронумерованы и описаны в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
Дата: 2019-11-01, просмотров: 167.