Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности субъектов различного масштаба (уровень государства и организации)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бегство капитала»: сущность, масштабы и меры противодействия

В самом общем виде бегство капиталов за границу России представляет собой отток, перемещение капиталов различного происхождения с территории Российской Федерации на территорию любого другого государства и размещение его на этой территории с использованием, различных способов.

Бегство капиталов за границу России означает, прежде всего, их фактический вывоз за пределы Российского государства. Под бегство не подпадает смена российского собственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажа всего предприятия в целом российским бизнесменом иностранному партнеру) в том случае, если капиталы остаются на территории России, но фактически переходят в собственность иностранного государства.

Под понятие “бегство капиталов за границу России” подпадает невозвращение на территорию России капиталов, образовавшихся на территории другого государства в результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник (законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства, гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории.

Таким образом, бегство капиталов за границу России представляет собой их фактический вывоз за пределы российской территории и невозвращение капиталов в Россию, если они фактически – по собственнику или законному владельцу – являются российскими.

Формы бегства капиталов.

- Само “бегство” – фактический вывоз капиталов за границу или их невозвращение оттуда – может осуществляться разными способами. Они могут быть сведены к следующим основным:

1) банковскому, осуществляемому путем переводов и иных банковских операций в отношении денежных средств, находившихся на счетах в российских банках, повлекших их зачисление на счета в иностранных банках;

2) способу вывоза наличной и иной (находящейся, например, на кредитных карточках, в дорожных чеках и т.п.) валюты и валютных ценностей, ценных бумаг при пересечении границы России, при следовании за границу Российской Федерации;

3) невозвращению полученной от экономической деятельности, осуществляющейся за пределами России, валюты на территорию Российской Федерации;

4) ведению заведомо невыгодной для российского партнера официальной экономической деятельности с иностранными партнерами или российскими предприятиями, размещенными за границей, с одновременным получением валютной неофициальной выгоды за пределами России и ее размещением там;

5) способу использования телеграфных и иных небанковских переводов денежных средств за рубеж.

2.2.Виды бегства капитала

Если оценивать способы бегства капиталов с точки зрения их соответствия законодательству, можно выделить:

Криминальные виды бегства капиталов за пределы Российской Федерации.

Криминальное бегство капиталов за пределы Российской Федерации может быть преступным или по причине преступного характера происхождения капиталов, или по причине преступного способа утечки капиталов за границу.

В свою очередь можно различать несколько относительно самостоятельных разновидностей криминального бегства капитала из страны. Такими являются:

1. вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятие уголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

2. вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятие уголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности;

3. вывоз из России законным способом – путем декларирования валюты или с помощью кредитных карточек - капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства; или вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды, тех же самых капиталов).

Незаконные, но не преступные разновидности бегства капиталов за пределы Российской Федерации.

Эти виды бегства капиталов могут быть подразделены на следующие группы:

1. бегство, незаконное, но не преступное, как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов (например, вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды);

2. бегство, законное по характеру происхождения капиталов, но незаконное, но не преступное, по способам его осуществления (например, вывоз из России контрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды);

3. бегство, незаконное, но не преступное, по происхождению капиталов, но законное по способам его осуществления (например, вывоз из России законным способом – путем декларирования валюты или с помощью кредитных карточек и т.п. – капиталов, полученных в результате незаконного предпринимательства).

Легальные формы утечки капиталов за пределы России.

Это законные разновидности бегства капиталов за пределы России. Они имеют место тогда, когда и капитал получен в результате полностью легитимной – законной – деятельности, и способы вывоза его за границу или невозвращения капитала в Россию абсолютно законны. Очевидно, что сюда относится законное инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в полном соответствии с российским законодательством, и др..

Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу.

Ущерб от утечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем:

· государство не может собирать в полном объеме налоги и пошлины;

· отечественные средства инвестируются не в стране, а за ее пределами;

· ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранных капиталовложений;

· криминальный капитал коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников для проведения незаконных операций;

· страдает мораль – общество строится на принципах лицемерия. Например, все знают о том, что значительная часть выручки от экспорта остается за рубежом, но для борьбы с этим ничего не делается.

Борьба с бегством капитала

Борьба с оттоком капитала в мире в основном сводится к антикризисным мерам, защите национальной валюты и, следовательно, контролем по движению средств по капитальным статьям. Большинство предложенных мер ведут к усилению административных барьеров при переводах валюты за рубеж, регистрации сделок и расширения прав банков задерживать проведение операций, вызывающих подозрение по определенным признакам. Можно сказать, что новые меры ЦБ и правительства направлены на создание мелкоячеистой сети, которая малоэффективна против крупных экспортеров капитала.

Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности субъектов различного масштаба (уровень государства и организации)

Обеспечение экономической безопасности -- это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.

Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента от 13 мая 2017 г. № 208 «экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности: макроэкономический (экономика государства); региональный или отраслевой; микроэкономический (агенты рынка); семейно-личностный.

 Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.

Структуру экономической безопасности можно представить через уровни (организационная структура) и виды (функциональная структура) (рассмотрены в гл. 2).

Принято различать пять уровней экономической безопасности:

— международная (глобальная и региональная);

это комплекс международных условий, при котором каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество о стороны остальных государств.

— национальная;

Национальная экономическая безопасность – это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.

— региональная (внутри страны);

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой – региональной независимости.

— организации (предприятия, фирмы);

Экономическая безопасность организации – это состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.

— личности.

Экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности.

Виды экономической безопасности:

¾ финансовая безопасность, при которой государство обеспечивает финансовую устойчивость, финансовую стабильность и рыночную активность.

¾ энергетическая безопасность. Это важное звено в обеспечении национальной безопасности, зависящее от уровня энергоснабжения населения страны;

¾ оборонная безопасность, которая определяется готовностью армии и эффективностью работы в части противодействия внешним угрозам;

¾ оборонно-промышленная безопасность, характеризующаяся состоянием военно-промышленного комплекса;

¾ продовольственная безопасность, при которой население имеет в свободном доступе необходимые ресурсы, не понижая государственного продовольственного резерва.

Ключевыми принципами экономической безопасности государства являются:

· верховенство закона. В основе обеспечения экономической безопасности должна лежать система нормативно-правовых актов, исполнение которых контролируется уполномоченными органами; соблюдение баланса между экономическими интересами личности, семьи, общества. В экономике неизбежно возникновение противоречий, конфликта интересов. Поиск баланса является сложной задачей;

· взаимная ответственность субъектов экономической деятельности – от отдельных личностей до государства;

· адекватность и своевременность мер, предпринимаемых для нейтрализации угроз и защиты национальных интересов; приоритет договорных мероприятий при решении экономических конфликтов;

· интеграция в международную систему экономической безопасности.

Принципы экономической безопасности предприятия:

· комплексность, предполагающая создание целостной системы безопасности, охватывающей различные аспекты деятельности (производственный, финансовый и т.п.);

· приоритет профилактических мер, который подразумевает, что система экономической безопасности должна выявлять угрозы на ранних стадиях, предотвращать их или минимизировать ущерб;

· непрерывность, означающая, что система должна функционировать постоянно;

· законность – все мероприятия должны соответствовать действующему законодательству;

 

· компетентность – специалисты служб экономической безопасности должны иметь достаточные знания, умения, навыки для оценки обстановки и принятия правильных решений;

· баланс конфиденциальности и гласности – с одной стороны, все сотрудники должны знать об основных направлениях работы системы экономической безопасности; с дугой – конкретные методы, средства и способы должны быть засекречены;

· иерархичность – экономическая безорпасность реализуется на шести уровнях (собственники (акционеры), высший менеджмент, менеджмент среднего звена, уровень бизнес-процессов, уровень текущей хозяйственной деятельности, уровень контроля, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности), причем более высокие уровни имеют приоритет.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 439.