РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ХИМИЯ
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
в рамках реализации программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности
27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Сыктывкар
2019
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
1.1. Область применения программы: 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4
1.4. Система реализации учебной дисциплины.. 6
1.5.Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке студентов в части: 7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 8
2.2. Сводный тематический план. 9
2.3. Учебно-тематический план по курсам «Химия». 11
2.4. Поурочный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ.. 12
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 18
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. 18
3.2. Информационное обеспечение обучения. 19
3.3. Требования к кадровым условиям.. 21
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 23
4.1. Система оценки достижения планируемых результатов. 23
4.2. Требования к предметным результатам освоения курса «Химия» должны отражать: 23
4.3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин. 24
5. ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.. 27
5.1. Перечень индивидуальных проектов: 27
5.2. Требования к выполнению индивидуального проекта: 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, учитывая региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от17.03.2015 № 06-259) в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом требований к реализации ФГОС СПО ТОП-50,
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» г. Сыктывкар (далее ГПОУ «СТТТ»)
Разработчики:
Маликова Елена Леонидовна, преподаватель ГПОУ «СТТТ»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» рассмотрена на рассмотрена на заседании методического объединения протокол № 9 от 29.05.2019 года, утверждена педагогическим советом от 02.09.2019 года.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
теория | 39 |
лабораторные занятия | 39 |
практические занятия | |
контрольные работы | 1 |
Итоговая аттестация в форме итоговая контрольная работа |
2.2. Сводный тематический план
+ | Содержательные линии (направления) | Количество часов | ||
Теория |
Практика
Курс
Введение 1-
Теоретические основы химии Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 1619
Курс
Органическая химия Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 1818
Химия и жизнь Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 32
Итоговая контрольная работа 1
Итого 78
2.3. Учебно-тематический план по курсам «Химия»
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
КУРС | ||||
Введение | 1 | - | 1 | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ | ||||
Основные понятия и законы химии | 1 | - | 1 | |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | 1 | 3 | |
Строение вещества | 3 | 3 | 6 | |
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 2 | 4 | 6 | |
Классификация неорганических соединений и их свойства | 3 | 3 | 6 | |
Химические реакции | 2 | 3 | 5 | |
Металлы и неметаллы | 3 | 5 | 8 | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | ||||
Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений | 1 | 1 | 2 | |
Углеводороды и их природные источники | 5 | 8 | 13 | |
Кислородсодержащие органические соединения | 7 | 6 | 13 | |
Азотсодержащие органические вещества | 3 | 1 | 4 | |
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на материалы на их основе. | 2 | 2 | 4 | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | ||||
17 | Химия в жизни общества | 4 | 2 | 6 |
ИТОГО | 39 | 39 | 78 | |
|
2.4. Поурочный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | 1. | Содержание учебного материала Научные методы познания веществ и химических явлений. | 1 | 1 | |
Раздел 1. |
Теоретические основы химии | 35 | |||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | 2. |
Содержание учебного материала | 1 | ||
Основные понятия химии. Основные законы химии. | 1 | 1 | |||
Содержание учебного материала | 3 | ||||
Практическая работа | |||||
4. | Связь между строением электронной оболочкой атома и химическими свойствами
| 1 | 2 | ||
5. | Значение периодического закона. | 1 | 1 | ||
Тема 1.3 Строение вещества |
Содержание учебного материала | 6 | |||
6. | Виды химической связи | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
7. | Ионная и ковалентная связь. | 1 | 2 | ||
8. | Металлическая и водородная связь. | 1 | 2 | ||
9. | Чистые вещества и смеси. | 1 | 1 | ||
10. | Дисперсные системы, применение. | 1 | 1 | ||
11. | Лабораторная работа. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | 1 | 2 | ||
Тема 1.4. Содержание учебного материала | 6 | ||||
12. | Вода. Свойства. Растворимость веществ. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
13. | Зависимость растворимости от разных факторов. | 1 | 2 | ||
14. | Приготовление растворов, заданной концентрации. | 1 | 2 | ||
15. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | 1 | 1 | ||
Практическая работа. | |||||
16. | Тепловые явления при растворении веществ | 1 | 2 | ||
17. | Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества. | 1 | 2 | ||
Содержание учебного материала | 6 | ||||
18. | Оксиды, классификации. Химические свойства, применение. | 1 | 1 | ||
19. | Кислоты, основания, классификации. Химические свойства. Получения и применения. | 1 | 1 | ||
20. | Соли, классификации. Химические свойства, применение. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
21. | Свойства кислот. | 1 | 2 | ||
22. | Получение и свойства амфотерного гидрооксида. | 1 | 2 | ||
23. | Гидролиз солей. | 1 | 2 | ||
Содержание учебного материала | 5 | ||||
24. | Классификация химических реакций. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
25. | Реакции соединения, разложения, реакция обмена, замещения. Определение типа химических реакций. | 1 | 2 | ||
26. | Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 2 | ||
27. | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции. | 1 | 2 | ||
28. | Обратимость химических реакций. Факторы, влияющие на химическое равновесие | 1 | 1 | ||
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 8 | |||
29. | Металлы, классификация. Сплавы металлов. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
30. | Металлы главных подгрупп. Исследование свойств алюминия. | 1 | 2 | ||
31. | Металлы побочных подгрупп. Исследование свойств меди и железа. | 1 | 2 | ||
32. | Обзор неметаллов. Исследования свойств серы, фосфора. | 1 | 2 | ||
33. | Исследования свойств фтора, хлора. | 1 | 2 | ||
34. | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
35. | Решение экспериментальных задач. | 1 | 2 | ||
36. | Контрольная работа | 1 | 3 | ||
Раздел.2 | Органическая химия. II курс | 36 | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений |
37. | Предмет органической химии. Предпосылки возникновения теории строения органических соединений. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Изомерия и изомеры | 1 | 1 | |
Практическая работа | |||||
38. | Составление химических формул. | 1 | 2 | ||
39. | Алканы. Метан, его строение. Применение алканов, получение . | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
40. | Номенклатура алканов. | 1 | 2 | ||
41. | Химические свойства алканов. Составление уравнений реакций. | 1 | 2 | ||
42. | Лабораторная работа. Построение модели молекул. | 1 | 2 | ||
43. | Практическая работа. Определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. | 1 | 2 | ||
44. | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. | 1 | 2 | ||
45. | Алкены. Этилен, его строение и физические свойства. Получение и применение алкенов. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
46. | Номенклатура алкенов. | 1 | 2 | ||
47. | Получение этилена и опыты с ним. | 1 | 2 | ||
48. | Диеновые углеводороды. Каучук. | 1 | 1 | ||
49. | Алкины. Ацетилен. Строение. Химические свойства ацетилена, применение. | 1 | 1 | ||
50. | Практическая работа Обобщение знаний по углеводородам. Решение задач. | 1 | 2 | ||
51. | Арены. Бензол. Строение молекулы, физические и химические свойства, применение. | 1 | 1 | ||
Тема 2.3 52. | Спирты и фенолы. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Строение и физические свойства. Номенклатура и изомерия спиртов. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
53. | Химические свойства этанола. Составление уравнений реакций. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение | 1 | 2 | ||
Практическая работа | |||||
54. | Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Лабораторная работа. Свойства глицерина. | 1 | 2 | ||
55. | Фенол. Лабораторная работа. Свойства фенола. | 1 | 2 | ||
56. | Обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Решение задач. | 1 | 2 | ||
57. | Содержание учебного материала | ||||
58. | Альдегиды. Строение, получение, применение. | 1 | 1 | ||
59. | Химические свойства альдегидов. Составление уравнений реакций. | 1 | 1 | ||
60. | Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. | 1 | 1 | ||
61. | Химические свойства карбоновых кислот. Составление уравнений реакций. | 1 | 2 | ||
62. | Сложные эфиры. Составление уравнений реакций получения сложных эфиров.Применение. | 1 | 1 | ||
63. | Жиры. Строение, свойства. Виды и применение жиров в кулинарии. | 1 | 1 | ||
Содержание учебного материала | |||||
64. | Углеводы. Классификация. Глюкоза строение, химические и физические свойства, применения. | 1 | 1 | ||
| Практическая работа | ||||
65. | Крахмал, целлюлоза строение, свойства, применение. Лабораторная работа. | 1 | 2 | ||
66. | Амины. Анилин, свойства | 1 | 1 | ||
67. | Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Свойства аминокислот и применение | 1 | 1 | ||
Практическая работа | |||||
68. | Белки. Строение, применение и биологические функции белков. Лабораторная работа Химические свойства белков. | 1 | 2 | ||
Тема 2.5. 70. | Пластмассы. Распознавание пластмасс.Строение. Получение. Термопластичные и термореактивные пластмассы | 1 | 2 | ||
71. | Волокна, их классификация. Получение. Распознавание волокон. | 1 | 2 | ||
72. | Генетическая связь между классами органических веществ | 1 | 1 | ||
Раздел.3 |
| Химия и жизнь | 6 | ||
Всего
| 78 | ||||
Максимальная нагрузка
| 78 | ||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационно-образовательная среда ГПОУ «СТТТ» включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде ГПОУ «СТТТ» образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья студентов;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (студентов, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- осуществления самостоятельной познавательной деятельности студентов;
- включения студентов в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов;
- создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
- развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;
- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами; программирования;
- наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в информационно-образовательной среде ГПОУ «СТТТ»;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- экран
Требования к кадровым условиям
реализации основной образовательной программы среднего общего образования включают:
Квалификация педагога реализующего учебную дисциплину «Химия» должна отражать:
1. компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
2. сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
3. самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения студентами планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе умения:
1. обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования студентов;
2. осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
3. разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,
рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
4. выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых
образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
5. организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность студентов, выполнение ими индивидуального проекта;
6. реализовывать педагогическое оценивание деятельности студентов в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутреннего мониторинга, осуществление комплексной оценки способности студентов решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
7. использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
8. проводить интерпретацию результатов достижений студентов;
9. использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том
числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
4.1. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы среднего общего образования должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно
дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, олимпиады, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников,
характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, при оценке деятельности образовательного учреждения, педагогических работников и системы образования разного уровня.
Требования к предметным результатам освоения курса «Химия» должны отражать :
"Химия"- требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
4.3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» студентов должен уметь: • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений; • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов; • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью; • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. В результате освоения учебной дисциплины «Химия» студентов должен знать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева; • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений; • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; | Текущий контроль в форме: ü самостоятельных работ; ü лабораторных и практических работ; ü тематических тестов; ü химических диктантов; ü контрольных работ по темам учебной дисциплины. Текущий контроль в форме: ü самостоятельных работ; ü лабораторных и практических работ; ü тематических тестов; ü химических диктантов; ü контрольных работ по темам учебной дисциплины. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
Требования к выполнению индивидуального проекта:
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется студентами в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Форма итогового контроля по учебной дисциплине – «Химия» - итоговая контрольная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ХИМИЯ
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
в рамках реализации программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности
27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Сыктывкар
2019
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
1.1. Область применения программы: 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4
1.4. Система реализации учебной дисциплины.. 6
1.5.Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке студентов в части: 7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 8
2.2. Сводный тематический план. 9
2.3. Учебно-тематический план по курсам «Химия». 11
2.4. Поурочный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ.. 12
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 18
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. 18
3.2. Информационное обеспечение обучения. 19
3.3. Требования к кадровым условиям.. 21
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 23
4.1. Система оценки достижения планируемых результатов. 23
4.2. Требования к предметным результатам освоения курса «Химия» должны отражать: 23
4.3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин. 24
5. ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.. 27
5.1. Перечень индивидуальных проектов: 27
5.2. Требования к выполнению индивидуального проекта: 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, учитывая региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от17.03.2015 № 06-259) в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом требований к реализации ФГОС СПО ТОП-50,
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» г. Сыктывкар (далее ГПОУ «СТТТ»)
Разработчики:
Маликова Елена Леонидовна, преподаватель ГПОУ «СТТТ»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» рассмотрена на рассмотрена на заседании методического объединения протокол № 9 от 29.05.2019 года, утверждена педагогическим советом от 02.09.2019 года.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
Область применения программы:
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Россииот17.03.2015 № 06-259) с учетом требований к реализации ФГОС СПО ТОП-50.
Программа реализуется в рамках реализации ФГОС СПО по ТОП 50 по подготовке специалистов среднего звена по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» изучается в разделе учебного плана - общеобразовательная подготовка – ОУД.06.
Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении специальностей СПО технического профиля обучающиеся изучают химию как профильный учебный предмет в объеме 78 часов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
•формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
•формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
•развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
•приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•личностных:
−чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
−готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
−умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
•метапредметных:
−использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
•предметных:
−сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
−владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
−сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
−владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
−сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Система реализации учебной дисциплины
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
-материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
-причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
-познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
-объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
-конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
-законы природы объективны и познаваемы;
-знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
-наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
-развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Примерное содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе студентов (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т. д.).
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами. При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у студентов специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность студентов. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание студентов на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
1.5.Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке студентов в части:
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у студентов профессиональных компетенций.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
теория | 39 |
лабораторные занятия | 39 |
практические занятия | |
контрольные работы | 1 |
Итоговая аттестация в форме итоговая контрольная работа |
2.2. Сводный тематический план
+ | Содержательные линии (направления) | Количество часов | ||
Теория |
Практика
Курс
Введение 1-
Теоретические основы химии Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 1619
Курс
Органическая химия Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 1818
Химия и жизнь Материальное единство веществ, природы и их генетическая связь Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость мира и закономерностей химических процессов 32
Итоговая контрольная работа 1
Итого 78
2.3. Учебно-тематический план по курсам «Химия»
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
КУРС | ||||
Введение | 1 | - | 1 | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ | ||||
Основные понятия и законы химии | 1 | - | 1 | |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | 1 | 3 | |
Строение вещества | 3 | 3 | 6 | |
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 2 | 4 | 6 | |
Классификация неорганических соединений и их свойства | 3 | 3 | 6 | |
Химические реакции | 2 | 3 | 5 | |
Металлы и неметаллы | 3 | 5 | 8 | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | ||||
Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений | 1 | 1 | 2 | |
Углеводороды и их природные источники | 5 | 8 | 13 | |
Кислородсодержащие органические соединения | 7 | 6 | 13 | |
Азотсодержащие органические вещества | 3 | 1 | 4 | |
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на материалы на их основе. | 2 | 2 | 4 | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | ||||
17 | Химия в жизни общества | 4 | 2 | 6 |
ИТОГО | 39 | 39 | 78 | |
|
2.4. Поурочный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | 1. | Содержание учебного материала Научные методы познания веществ и химических явлений. | 1 | 1 | |
Раздел 1. |
Теоретические основы химии | 35 | |||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | 2. |
Содержание учебного материала | 1 | ||
Основные понятия химии. Основные законы химии. | 1 | 1 | |||
Содержание учебного материала | 3 | ||||
Дата: 2019-11-01, просмотров: 209. |