Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А.Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов.
Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. При начале специальных занятий в первые месяцы и годы жизни ребенка можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических двигательных стереотипов. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.
Моторное развитие при ДЦП не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом этапе. В основе физического воспитания этих детей лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболевания. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированное основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи: формирование контроля над положением головы и ее движениями; обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину); формирование функции сидения и самостоятельного присаживания; обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении; обучение вставанию на колени, затем на ноги; развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой; стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка.
Наряду с лечебной гимнастикой и массажем при ДЦП в большинстве случаев необходимо применение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых случаях целесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство. Большое место в комплексе восстановительных мероприятий занимает физиотерапевтическое лечение (лечебные ванны, горячие укутывания, криотерапия, лекарственный электрофорез, электростимуляция мышц), а также медикаментозная терапия.
Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма — питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма.
Список литературы
1. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – СПб., 1998.
2. Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М, 1989.
4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М, 1993.
5. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами / Психологические исследования в практике врачебно – трудовой и социально – трудовой реабилитации. – М, 1989.
6. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
7. Масюкова Е.М. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М, 1985.
8. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.
9. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
10. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989.
Приложение
Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I- VIII видов
Вид учреждения |
Категория детей
Уровень общеобразовательных программ
Специфика образовательного процесса
Неслышащие
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7лет (с учётом подготовительного класса);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет);
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 г.)
Преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определённым образом структурированного содержания обучения.
Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, музыкальные работники, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи, учителя-дефектологи слухового кабинета и др. специалисты.
Слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи);
Позднооглохшие (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь)
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 4-5 лет, во 2 отделении 5-6 лет или 6-7 лет);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях 6 лет);
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 2 года).
Слабослышащие дети:
Развитие слухового восприятия и работа над формированием устной речи с обеспечением активной речевой практики путём создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию.
Позднооглохшие дети:
Организация специальной индивидуальной помощи по обучению восприятию устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе с момента восстановления их устной коммуникации со слышащими.
Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.
Примечание: 1 отделение – для воспитанников с лёгким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Незрячие
Обучение и воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования, с учётом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.
Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию осязательного (III) вид и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
Педагогические работники:
учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый, логопед, переводчик слепого учителя, библиотекарь и др.
Слабовидящие дети;
Дата: 2019-11-01, просмотров: 319.