1.1 История развития экологического менеджмента
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Менеджмент – это управление социально-экономическими организациями, заведование и организация производства в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими; совокупность принципов, методов средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Основной целью менеджмента является создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
В истории развития менеджмента выделяют несколько этапов:
1 этап (1900 ‒ 1920 гг.) – на данном этапе произошло зарождение менеджмента. Основатель менеджмента Фридерик Уинслоу Тейлор. Он подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технико-организационные нововведения не должны быть самоцелью. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования, — которые не по отдельности, а вместе способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок. Сначала администрация должна научиться управлять по-новому, а затем 6 уже требовать добросовестного труда. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Его дифференциальная система оплаты ‒ успевающий дополнительно вознаграждается, а лодырь депремируется (политика кнута и пряника) ‒ предполагала, что в научно организованном производстве человек не может получить незаработанные деньги. Труд в его системе является главным источником эффективности, а цех — основным звеном применения его системы. Рассматривая процедуру измерения трудовой деятельности в качестве важнейшего средства совершенствования производства.
2 этап (1920-1940 гг.) ‒ Основателем классической школы управления является французский экономист Анри Файоль, который внес большой вклад в науку управления. Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления, выделение менеджмента как науки, ведущий принцип менеджмента: четкая регламентация, распределение работ и строгая дисциплина.
3 этап (1940-1960 гг.) ‒ основателем развития теории «человеческих отношений» в управлении является американский психолог Э. Майо. Согласно его концепции сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. Отсюда он сделал вывод о том, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиции человеческих отношений. Главный принцип менеджмента с гуманистически-психологическим уклоном ‒ усиление инициативы, активности людей.
Основная задача менеджмента ‒ поставить себе на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к «групповому чувству, сплоченности и действиям».
4 этап (1960-1970 гг.) ‒ на данном этапе произошла компьютеризация всей системы управления с применением математики и компьютеров. В настоящее время широко используются математические методы (имитационное 7 моделирование решений, применение общей теории систем для решения управленческих задач).
5 этап (1970-1980 гг.) ‒ ситуативный менеджмент. Понятие ситуационного управления впервые было введено американским ученым Р. Моклером. Значительными результатами разработок в области ситуационного менеджмента в США являются выводы о том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от объективных условий деятельности предприятия.
Одна из задач ситуационного подхода – понять, как организация реагирует на меняющиеся условия и специфические обстоятельства и каким образом можно формировать типы организаций, системы и процессы управления, наиболее соответствующие специфическим ситуациям. Анализ упорядоченных ситуаций и масштаба их развития позволит: во-первых – предугадать, предвидеть проявление той или иной ситуации; во-вторых – качественно и количественно ее оценить; а в-третьих – своевременно ее разрешить с наименьшими потерями для организации.
1.2 Обзор практик экологического менеджмента в Европе и России – конкретные примеры по предприятиям
Актуальность экологического предпринимательства за рубежом не вызывает сомнений. На западе, она имеет, как объективная реальность, признание невозможности игнорирования экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, что заставляет нас искать возможности выхода из кризисной ситуации и новые пути экономического развития. Цивилизованный подход к решению экологических и экономических противоречий позволяет получить как экологические, так и экономические выгоды. Воображаемый экономический успех, основанный на затратах, не принимая во внимание экологический аспект производства, приводит к увеличению экологического кризиса. Необходимость разработки новых экологически чистых технологий, методов добычи и переработки ресурсов, производства природоохранной продукции послужили толчком к развитию экологического бизнеса за рубежом. Заполнение современного рынка экологически чистых продуктов стало условием дальнейшего выживания каждой отдельной взятой страны и международного сообщества в целом.
Начало активного развития экологической деятельности относится к концу 70-х начале 80-х годов прошлого века. Инициаторами выступили США и страны Западной Европы, в результате чего была создана Всемирная конференция промышленности по управлению окружающей средой. В 90-е годы несколько десятков ведущих мировых компаний создали совет устойчивого бизнес развития, который должен был привлечь внимание крупного бизнеса к решению экологических проблем, установить строгие экологические стандарты для своих членов. Ужесточение экологических норм способствовали развитию в этих странах экологического бизнеса. Призыв к переходу к устойчивому развитию был впервые исполнен в 1992 году на Международной конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио–де–Жанейро, на которой была принята «Повестка дня для XXI века». В этом документе подчеркивается необходимость гармоничного сочетания экономических, социальных и экологических составляющих развития как принцип перехода к устойчивому использованию природных ресурсов во всех странах и на всех уровнях государственного управления.
Введение ответственности производителя за упаковкой отходов внесло свой вклад в развитие европейского рынка управления отходами. Была создана мощная индустрия сбора и переработки с много миллиардными оборотами. В Канаде подобные законы способствовали созданию переработки отходов промышленности. В Германии ― рост поставок дешевой целлюлозы из вторичного сырья, освоение новых рынков сбыта, в результате чего выиграла немецкая целлюлозно–бумажная промышленность. Введение законодательных ограничений на содержание вредных веществ в выхлопных газах вызвало революцию в автомобильной промышленности, и способствовали быстрому развитию производства устройств, снижающей количество вредных выбросов. Эффективное использование экологических требований в конкуренции наглядно демонстрируется вытеснением с рынка видов воздушного транспорта и воздушных судов с высокими шумовыми характеристиками. Очевидно, что реализация интересов экологического бизнеса в западных странах осуществляется посредством законодательства и соответствующих бизнес – ассоциаций.
На сегодняшний день лидерами по внедрению экологических технологий и экспорта экологически ориентированных продуктов являются Соединенные Штаты, Япония и страны Западной Европы, такие как Германия, которая имеет целый ряд экологических патентов на продукты, которые пользуются спросом во всем мире. Объем продукции, произведенной на экологическом рынке, по мнению некоторых экспертов, оценивается от 600 млрд. до 2 трлн. долларов, а темп роста составляет от 5,5% до 7% в год. Вклад экологического бизнеса в ВВП стран «Большой восьмерки» составляет от 10 до 24%.
В Канаде, более 3,5 тысяч компаний занимаются производством природоохранного оборудования и предоставляют соответствующие услуги. Эти компании используют более 150 тысяч чел. В Японии с 1988 года функционирует специальный совет по вопросам экологического бизнеса. Американские компании тратят ежегодно около 80 миллиардов долларов на экологических меры, что составляет 1,5–1,7% от ВВП, с самым серьезным вниманием к праву человека на здоровую окружающую среду. В США производятся по очистке сточных вод оборудование, экологически чистые продукты: потребительские органические продукты питания, чистые краски и т.д. Производство этих продуктов считается престижным и прибыльным, и таким образом создается своя собственная рекламная компания и положительный имидж на рынке. Параметры продукта влияют на окружающую конкурентоспособность компании на мировом рынке.
Придерживаясь экологических принципов, страны и предприятия могут иметь значительные конкурентные преимущества и обеспечивать международную конкурентоспособность национального бизнеса (рис. 1).
Рисунок 1 – Конкурентные преимущества предприятий, ориентированных на экологическое предпринимательство.
Каждый предприниматель должен отражать в своей деятельности экологические аспекты. Экологические предприниматели – физические лица, которые создают новые, зачастую ориентированные на прибыль, предприятия, которые помогают решать экологические проблемы.
Предприниматели, в частности, на быстро растущих развивающихся рынках, уже предоставляют решения экологических и социальных проблем путем создания и роста компаний, которые сохраняют ресурсы и улучшают средства к существованию. Находя новые способы получения энергии или чистой воды, например, предприниматели, создают компании, которые выгодны и людям, и ресурсам, от которых они зависят. И предприниматели, которые ведут малые и средние предприятия, часто являются лучше оборудованы, чтобы понять несметные ресурсы и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей среде, и найти пути для их решения.
Предприниматели могли бы решить многие из наших экологических проблем путем внедрения новых экологически доброкачественных продуктов и услуг. Вполне возможно, что предпринимательство является решением всех наших экологических проблем. Однако многое предстоит сделать, чтобы понять потенциал и пределы экологической предпринимательства. Предприниматели могут разработать способы, чтобы улучшить маркетинговые экологические характеристики для тех, кто ценит их (решения информационной асимметрии с клиентами), найти пути повышения стоимости переработанных материалов и других экологических товаров, или создать технологию, которая предоставляет права собственности на товары безвредные для окружающей среды (помогает стимулировать предоставление общественных благ). Необузданной личный интерес экономических субъектов не может быть устойчивым в мире, в котором ресурсы ограничены. Экологические предприниматели могут быть в состоянии перестроить отношения между бизнесом и окружающей среды таким образом, что одновременно создают личное экономическую ценность и общественную экологическую ценность.
В настоящее время лидером в области экологического бизнеса является Япония. Она придает большое значение этому виду бизнеса. Примером может служить создание плазменного преобразователя, сжигание токсичных промышленных отходов. После получается обработанный синтез-газ, имеющий потребление энергии на 90% по сравнению с его природным аналогом, который также может быть использован для производства электроэнергии. В качестве твердого преобразователя производят экологически чистый камень, со свойствами, похожими на обсидиан. Использование в производстве дорожных работ и строительстве.
Экологический бизнес в России была образован в конце 80-х годов под влиянием «зеленого движения». Тем не менее, поведение российских предпринимателей слабо ориентировано на охрану окружающей среды. Из общего числа предприятий малого и среднего бизнеса, только 15% включили реализацию природоохранных мероприятий в их учредительные документы. В то же время, в Германии, например, приходится 85% предпринимателей в экологических аспектах их деятельности (рис. 2).
Рисунок 2. – Эколого-ориентированные предприятия в России и за рубежом, 2015 г.
Впервые в России, сущность предпринимательства как экологической категории было определено в документе «Об основах экологического предпринимательства», который был принят в июне 2000 года на пятнадцатой пленарной сессии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Этот закон определяет экологический бизнес, как производственную, научно-исследовательскую, кредитно–финансовую деятельность по производству товаров, выполнение работ и оказание услуг, предназначенных для того, чтобы обеспечить сохранение и восстановление окружающей среды и сохранения природных ресурсов.
В России, экологическое предпринимательство рассматривается как фактор, способствующий обеспечению экологической безопасности предпринимательской деятельности в целом, и как направление предпринимательской деятельности в области экологического менеджмента.
Основными направлениями экологического бизнеса в нашей стране являются следующие: (рис. 3).
В России право на здоровую окружающую среду закреплено Конституцией, законами «Об охране окружающей среды» и «О защите прав потребителей». Присутствие сертификата соответствия, что гарантирует качество продукции и услуг, не удовлетворяет общество, так как необходимо обеспечить безопасность не только человека, но и окружающей среды. Принятие нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 году создает правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Законодательство возлагает значительную роль экологических инноваций в решение экологических вопросов, в частности, ожидается, предоставлять налоговые и другие льготы при внедрении наилучших доступных технологий (на основе новейших достижений науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционные формы энергии, использование вторичных ресурсов и обращения с отходами. Допускается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.
Ежегодный ущерб от загрязнения окружающей среды и нерационального потребления ресурсов в России составляет около 10-20 % ВНП.
На заседании Совета Безопасности (январь 2008 года) отметили, что «на территории России накоплено около 80 миллиардов тонн твердых отходов ... В России есть условия для решения масштабных экологических проблем: увеличение и финансово - экономические возможности, и стимулы внедрения в промышленность экологически чистых программ повышения эффективности технологий, ресурсов и энергии, а также создание отходоперерабатывающей промышленности» .
Насущными на сегодня являются вопросы экологической безопасности при обращении с отходами, экологически безопасных методов и технологий для переработки и утилизации отходов. Более половины отходов образует угольная промышленность, 16% приходится на цветную металлургию, 17 % – на чёрную, 12 % – на остальные отходы, включая твёрдо–бытовые (рис. 4). При этом степень опасности отходов не совпадает с объёмными показателями. Особую опасность для жизни и здоровья людей представляют твёрдо–бытовые отходы, захороненные в необорудованных местах вблизи городов и промышленные отходы высоких классов опасности (тяжёлые металлы и высокотоксичные вещества).
Рисунок 4 — Структура отходов на территории 2016 г.
На ухудшение экологической ситуации в Российской Федерации влияют различные экономические и юридические факторы, которые представлены на рисунке 5 .
Рисунок 5 – Факторы, влияющие на экологическую ситуацию в России
Как видно в России достаточно много проблем, связанных с развитием экологического предпринимательства. Большая часть из них связана именно с государственным регулированием данного вида бизнеса.
В России на сегодняшний день, экологический рынок практически не регулируется, нет достаточных юридических оснований для его функционирования. Для того чтобы обеспечить баланс между интересами бизнеса и благоприятным качеством окружающей среды необходимо создать механизм для поощрения и поддержки экологического предпринимательства. В связи с этим, мы можем согласиться с мнением авторов, предлагающих создать единый государственный орган в области охраны окружающей среды, в котором будут рассмотрены актуальные проблемы. В России, понимание роли экологических проблем и экологической политики далеко отстает от развитых стран. Несмотря на растущую заинтересованность в окружающей среде, для России экологическое предпринимательство находится пока в зарождающей стадии.
Тем не менее, следует отметить, что работа по совершенствованию природоохранного законодательства активизировалась с начала 2008 года после передачи соответствующих полномочий указом президента РФ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Слово «экология» впервые за последние годы появилось в федеральном органе исполнительной власти. 30 декабря 2008 был принят Федеральный Закон № 309, в соответствии с которым малые и средние предприятия получили право объявлять данные по утилизации отходов, а не получать соответствующие разрешения. Упрощенна процедура лицензирования по управлению с отходами и создан институт экологической экспертизы при строительстве объектов по обезвреживанию и захоронению отходов.
В настоящее время Правительством РФ предусмотрено повышение платы за загрязнение окружающей среды:
– по выбросам и сбросам при превышении установленных нормативов плата будет применяться со следующими повышающими коэффициентами:
5 – до 31 декабря 2011 г.;
25 – с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2015 г.;
100 – с 1 января 2016 г.;
– плата за размещение отходов сверх установленных нормативов (будет применяться повышающий коэффициент – 5), при отсутствии установленных лимитов плата соответственно повышается еще в пять раз.
Первым шагом к сокращению отходов стал подготовленный по инициативе Минприроды России законопроект об утилизации пришедших в негодность автомобилей.
Стимулирование и поддержка экологического бизнеса в России со стороны государства позволит обеспечить конкурентные преимущества фирмам, производящим экологически приемлемые товары, и снизить антропогенное воздействие на окружающую среду.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 284.