В платоновском «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Аристотель называл человека «политическим животным». Августин рассматривал общество, «град Земной», в свете «града Божьего». В Новое время Гоббс и Локк разработали концепцию общественного договора. Позитивизм (Конт, Спенсер) способствовал вычленению из философии науки об обществе – социологии.
Конт называл социологию «социальной физикой».
Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Но не всякая общность является обществом. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий» - «то, что вокруг».
Понятие общество следует отличать от понятий «народ», «нация», «государство».
Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением.
Нация – это форма организации жизни народа (народов), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.
Государство – основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.
Общество – форма разумно организованной, культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями.
Итак, общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное – это системные характеристики общества.
Философское понимание общества включает в себя два главных признака:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) общество развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы.
Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что:
1) социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи;
2) в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе;
3) в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.
Законы общественного развития по своей сути соответствуют законам природного мира, но имеют некоторые особенности:
1. проявляются через деятельность людей, обладающих разумом и волей.
2. почти всегда имеют вероятную основу (формируют определенные тенденции, реализация которых зависит от конкретных людей).
Природа общества
В.П. Кохановский выделил подходы:
Натуралистический.
Человеческое общество рассматривается как продолжение природы, мира животных и Космоса.
Тип общественного устройства и ход истории определяется:
А) А. Чижевский, Л. Гумилев – ритмами солнечной активности и космическими излучениями.
Б) Ш.Монтескье, Л. Мечников – особенностями географической и природно-климатической среды.
В) Э.Уилсон, Р.Докинс- спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями.
Идеалистический.
Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
История знает немало примеров существования государств, связанных одной религией; тоталитарных государств, связанных идеологией. Рупором этих идей выступает вождь.
Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека.
Например, пока была идея существовал СССР.
Атомистический.
Общество как сумма индивидов, связанных договором. Хотя в «естественном состоянии человек человеку волк» (Гоббс), люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить себе существование. Общество представляет конгломерат индивидов, связанных условиями договора.
В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями.
Органистический.
Общество существует как система.
Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Концепция социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс) – человек выполняет несколько ролей (врач, отец,…), которые осваивает в результате социального опыта. У. Шекспир: «Весь мир театр – в нем все актеры». Индивид формируется в результате социальных взаимодействий - так происходит его социализация. Социальное является свойством любой личности и усваивается индивидом, а это означает, что он социализируется.
5. Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим».
Дата: 2019-11-01, просмотров: 249.