Общество как объект философского анализа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество как объект философского анализа.

План:

1. Общество и его природа.

2. Сферы общества.

3. Социальная структура общества.

4. Социальная динамика.

5. Общество как саморазвивающая система.

6. Взаимодействие личности и общества.

 

Социальная философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём.

 

В платоновском «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Аристотель называл человека «политическим животным». Августин рассматривал общество, «град Земной», в свете «града Божьего». В Новое время Гоббс и Локк разработали концепцию общественного договора. Позитивизм (Конт, Спенсер) способствовал вычленению из философии науки об обществе – социологии.

Конт называл социологию «социальной физикой».

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Но не всякая общность является обществом. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий» - «то, что вокруг».

Понятие общество следует отличать от понятий «народ», «нация», «государство».

Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением.

Нация – это форма организации жизни народа (народов), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.

Государство – основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Общество – форма  разумно организованной, культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями.

Итак, общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное – это системные характеристики общества. 

 

Философское понимание общества включает в себя два главных признака:

1) общество есть обособившаяся часть природы;

2) общество развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы.

Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что:

1) социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи;

2) в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе;

3) в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.

 

Законы общественного развития по своей сути соответствуют законам природного мира, но имеют некоторые особенности:

 

1. проявляются через деятельность людей, обладающих разумом и волей.

2. почти всегда имеют вероятную основу (формируют определенные тенденции, реализация которых зависит от конкретных людей).

 

Природа общества

В.П. Кохановский выделил подходы:

 

Натуралистический.

Человеческое общество рассматривается как продолжение природы, мира животных и Космоса.

Тип общественного устройства и ход истории определяется:

А) А. Чижевский, Л. Гумилев – ритмами солнечной активности и космическими излучениями.

Б) Ш.Монтескье, Л. Мечников – особенностями географической и природно-климатической среды.

В) Э.Уилсон, Р.Докинс- спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями.

 

Идеалистический.

Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.

История знает немало примеров существования государств, связанных одной религией; тоталитарных государств, связанных идеологией. Рупором этих идей выступает вождь.

Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека.

Например, пока была идея существовал СССР.

 

Атомистический.

Общество как сумма индивидов, связанных договором. Хотя в «естественном состоянии человек человеку волк» (Гоббс), люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить себе существование. Общество представляет конгломерат индивидов, связанных условиями договора.

В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями. 

 

Органистический.

 

Общество существует как система.

Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Концепция социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс) – человек выполняет несколько ролей (врач, отец,…), которые осваивает в результате социального опыта. У. Шекспир: «Весь мир театр – в нем все актеры». Индивид формируется в результате социальных взаимодействий - так происходит его социализация. Социальное является свойством любой личности и усваивается индивидом, а это означает, что он социализируется.

 

5. Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим».

 

Теологическая.

Бог создал человека и общество, установил законы и управляет обществом и историей.

Семантическая концепция.

Человек как биологическое существо не способен в одиночку противостоять другим биологическим видам – это заставляет его объединять свои усилия в борьбе за выживание. Общество дает преимущество перед животными.

Инструментальная концепция.

Производство орудий труда повышало эффективность охоты, земледелия, защиты и способствовало выживанию племени. Эти навыки передавались, происходило раздеоение труда и обязанностей. Появилось неравенство. Это способствовало появлению сложной системы устройства человеческой жизни.

 

Основные сферы жизни общества:

Экономическая;

Социальная;

Политическая;

Духовная.

 

1. Экономическая сфера (подсистема) – базовая, определяющая в жизни общества.

Она включает в себя:

а) производство;

б) распределение;

в) обмен;

г) потребление материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Она существует в следующих формах:

 экономическое производство – то, где осуществляется хозяйственная деятельность;

 деятельность институтов управления экономикой;

 способ производства материальных благ.

Данная сфера для развития общества является основополагающей.

2. Социальная сфера (подсистема) – это сфера взаимоотношений всех социальных групп (классов, профессиональных и социально-демографических слоев, национальных общностей) по поводу условий их жизни и деятельности.

 

Общество – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями).

 

3. Политическая сфера (подсистема) – это пространство деятельности основных элементов социальной структуры (классов, национальных общностей, партий, движений, общественных организаций), направленной на осуществление своих политических интересов, которые касаются, прежде всего, достижения или удержания государственной власти и расширения своих прав и свобод. В конечном итоге все стремятся оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. В настоящее время роль политической сферы в жизни

общества значительно усилилась.

4. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.).

 

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

} природные факторы - французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считал определяющими;

} духовный фактор - «Идеи правят миром», немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум»;

} материальные факторы - значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс.

 

 

Биологический детерминизм

Социальный дарвинизм.

Развитие человека и общества происходит по тем же законам, что и природы, т.е. цель человека –выжить. Вместе выжить легче. Заботясь о других, человек заботиться о себе.

Развитие общества – это постоянное стремление выжить.

Особое место в теории биологического детерминизма занимает теория З. Фрейда. Фрейд объясняет зависимость культурных факторов от биологических.

 

 

  Сверх – Я (социальные нормы)  
 

Я

 
Эрос (жизнь) Тонатос (смерть)
   
  ОНО (природные инстинкты)  

 

 

Культурный детерминизм

1. Теория социальных ролей – человек играет роли

2. Теория социального обмена – цель жизни –извлечение выгоды. Жизнь общества –это обмен выгодами. Конфликты возникают из-за различных методов извлечения выгоды.

3. Теория социального действия. Поведение человека есть естественное социальное действие. В обществе сущ. Много норм, поэтому возникают конфликты.

Общество как объект философского анализа.

План:

1. Общество и его природа.

2. Сферы общества.

3. Социальная структура общества.

4. Социальная динамика.

5. Общество как саморазвивающая система.

6. Взаимодействие личности и общества.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 249.