В журналах пишут, что секрет прочной семьи и длительных отношений – в компромиссах, а на самом деле он в стабильности психики членов семьи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда мать долго и «через силу» находится в декрете по уходу за ребенком, чувствует себя его заложницей или сознательно, волевым решением «проводит с ребенком много времени», потому что вот такая она ответственная, или еще хуже «посвящает сыну (дочке) всю себя», или даже еще хуже – «живет ради него» – детям от этого точно не легче.

Из такого подхода вообще ничего хорошего не получается – ни для жизни, ни для психики ребенка. Дети все считывают и прекрасно понимают, когда с ними «сидят» или гуляют из чувства вины. Или, например, приходит мать вечером уставшая. С одной стороны, у нее угрызения, что дети требуют внимания. С другой – кто их будет кормить, если она бросит работу? И вот она пытается поддержать с ними разговор, а ей хочется только одного – лечь и умереть от усталости… И ей тяжело, и им непросто. Ищите помощников, разговаривайте с детьми, просите их поддержки – не надо все тащить на себе! В конце концов, устала – обнимите детей, умывайтесь и идите спать. Завтра пообщаетесь. Лучше так, чем ежевечерние истерики «На мне весь дом держится, я и работаю, и у плиты стою, а вы…»

И когда из чувства вины от них откупаются с помощью игрушек, дети тоже прекрасно знают. «Извини, я снова поздно пришел с работы, а на выходные вообще уеду в командировку, поэтому на тебе, сынок, новый конструктор "Лего"…» Такие отношения, с изначально неверными настройками, отражаются и на детской психике, и даже на физиологии.

Здоровая ситуация, когда мать с нетерпением (и ни в чем себя не обвиняя) предвкушает, как она обнимет дочку или сына, спешит с работы домой. С работы, где она реализуется, общается, получает удовлетворение и где она успевает по ребенку соскучиться. И те пару часов или меньше, что родитель и ребенок проводят вместе, действительно ценны, наполнены любовью, искренним интересом друг к другу и много дают обеим сторонам.

И кстати, жить ради кого-то – очень нездорово. Но это отдельная сложная тема.

 

И повторяю: счастливые дети вырастают только у счастливых мам и пап. И до тех пор, пока у взрослых имеются тайные и явные комплексы, – дети в зоне риска. Ибо ребенок – это идеальный объект и совершенно беззащитная жертва психологических проблем родителей.

Чтобы ваши дети были счастливы или как минимум не выросли невротиками, постарайтесь обнаружить и признать в себе какие-то особенности, которые негативно влияют на жизнь вашего ребенка. (Например, самооценка дочери напрямую связана с самооценкой матери.) Все поправимо! Тревожные родители вполне способны, если захотят, справиться со своими тревогами и страхами – и освободить от них детей. Холодные, замкнутые – могут иногда вынуть из себя эмоцию и поделиться ею со своим ребенком. Было бы желание.

Знаете, некоторые выросли под рассказы родителей о том, как семье тяжело было его растить, как семья из-за него стала хуже жить и отказывать себе в привычных вещах, как стало меньше денег, развлечений, путешествий, как им «пришлось» то-то и то-то, но они пожертвовали… Когда дети, которым такое внушили, вырастают, сами они часто не хотят иметь детей, потому что уверены, что родительство – это сплошная жертва, борьба за выживание и отказ от собственных интересов. Вот такая каша у людей в головах.

Другой вариант, когда родители возлагают на дитя все свои надежды и чаяния в связи с тем, что сами всегда о чем-то там мечтали, но «не склалось». «Так пусть же мой сын!..» А бывает еще, что, наоборот, родители ого-го с какими успехами и наградами, и тогда текст в сторону наследника звучит так: «У тебя в семье все чего-то достигли, и мы очень рассчитываем, что ты не посрамишь и не уронишь…» Это всё путь в никуда.

Беда в том, что большинство родителей до какого-то возраста сюсюкают с детьми, а когда тем исполняется года четыре, вдруг отказываются понимать, что перед ними ребенок. И начинают что-то требовать, давить, ждать… Когда хочешь, чтобы дети носили твою фамилию – это нормально, но когда хочешь, чтоб допели то, что ты не успел, – это чревато.

Ребенка, как и себя, надо любить просто за то, что он родился и есть. А все эти амбиции, требования, недовольство сыном или дочкой – явные признаки недовольства собой, собственных неудовлетворенных амбиций и собственной, извините, несостоятельности.

– У меня трехлетний сын, я вышла на работу и теперь переживаю, что, может, лучше было дома сидеть, общаться с ребенком…

– А вы сами хотели выйти на работу?

– Да, очень хотела… Думала, удастся совместить работу и семью.

– Это странная идея – «совместить». Если человек психически здоров и благополучен, он никогда не подумает «попытаюсь совместить». Он на работе работает и, как может, получает от этого удовольствие, потом идет домой и радуется возможности пообщаться с семьей. А вот если человек тревожный, депрессивный, он дома парится, что ему завтра на работу и что он на работе устает и ничего не успевает. А потом на работе страдает, что уделяет мало времени домашним, что дети заброшены, и все в таком роде… В общем, если человек несчастен, он найдет повод заморочиться.

Если вы хотите сохранить доверительные отношения со взрослеющим ребенком – закройте рот, когда он вам что-то рассказывает. Он сам захотел чем-то поделиться? Не надо вставлять замечания типа «а я тебе говорила», «как так можно?!», «мы же тебя предупреждали»… Спросит совета или комментария – дадите, не спросит – просто выслушали и приняли к сведению.

– Ребенок пошел в детский сад, и расставания по утрам проходят очень драматично: он плачет, не отпускает меня. Но, как говорят воспитатели, когда я ухожу, он тут же успокаивается и играет со всеми. А вечером, когда забираю, – снова сцена со слезами: «Почему в 15:40, хотя обещала в 15:30?»; «Почему поцеловала один раз, а обычно три?». Посоветуйте, что делать?

– Советую не раскаиваться. И не оправдываться. Забрала, когда смогла. Могла бы вообще не забирать. (Шутка.) Дело в том, что, когда мать сама сомневается, что поступает правильно, и сама себя все время за что-то ругает, пусть и не вслух, у ребенка появляется масса возможностей для манипулирования. И при этом он чувствует себя неуверенно, сам себя накручивает, психика расшатывается… А вот если мать уверенно и спокойно говорит, что иначе не могла, он успокаивается и принимает ситуацию как есть. Еще и посочувствует вам, если вы задерживаетесь.

– Что, так и говорить «могла бы вообще не забирать»? Это может травмировать!

– С юмором, с юмором, конечно. Дети, кстати, и шутки лучше понимают.

– Моя мама позволяла мне самой принимать решения. Я занималась в детстве английским, а потом сказала, что больше туда не пойду. И мама согласилась. Теперь я вижу по своим сотрудникам, что те, кого заставляли учиться, знают несколько иностранных языков и у них больше возможностей для карьерного роста. А я английский выучила только сейчас. Я говорю маме: «Почему ты меня тогда не заставила? Надо было меня бить!» Разве я не права?

– Когда вам самой понадобилось, тогда вы и выучили. Но по отношению к маме вы продолжаете вести себя как ребенок. Вместо того чтобы быть благодарной за то, что у вас было здоровое, «без нервов», полноценное детство, вы предъявляете претензии. Это инфантильное поведение. Надо учиться самой отвечать за свою жизнь и совершенно правильно учить этому детей.

– Моей дочке 12 лет. Она хорошо учится, много читает, это прекрасный открытый ребенок! Но какой-то безалаберный. Притом что дочка не рассеянная, не забывчивая, она каждый день оставляет портфель в проходе, где все об него спотыкаются. Или сидит, ест яблоко и книжку читает. Дочитала, ушла, а огрызок на книге остался. Как заставить ее быть аккуратной?

– Заставлять вообще никогда не надо. Надо сделать так, чтобы не вы за ней, а она за вами бегала! Делать замечания, говорить что-то можно только один раз (если больше, вы только роняете свой авторитет в ее глазах). Дальше надо действовать.

– Например, как?

– Например, спрячьте портфель. Ей уроки делать, а портфеля нет. А на завтрак предложите ей тот огрызок от яблока. Слова не работают, только действия!

– Сыну 9 лет, но я не могу выйти на работу, потому что ни одна няня с ним не справляется. Уроки он сам не делает, на спорт ходит из-под палки.

– А зачем?

– Зачем на спорт? Потому что это полезно, даже не обсуждается.

– А с чем няни не справляются?

– Когда меня нет, сын ничего не делает, валяет дурака, выводит из себя очень терпеливых нянь… Я вынуждена целыми днями сидеть рядом, чтобы он хотя бы выполнял домашние задания.

– Если он психически здоров, то в состоянии сам делать уроки. Просто пока вы за него отвечаете, контролируете и чуть ли не сама все делаете – это ваша проблема. Если перестанете – уроки станут его проблемой. Как вы думаете, что будет, если вы перестанете сидеть рядом?

– Я боюсь, он ничего не будет делать!

– Вы боитесь – и это главная причина всего, что происходит. Вы целыми днями обслуживаете свои страхи, чем только усугубляете ситуацию.

– А что делать?

– Я бы сказал «отпустите ситуацию», но вы не сможете, раз говорите «это даже не обсуждается». Вы уже решили, как должно быть. Или сможете?

– Попробую почитать что-нибудь на тему «Как отпустить ситуацию».

– У меня трое маленьких детей. Младший ходит в сад, старшие в начальную школу. Каждое утро превращается в испытание. Сборы, завтрак… Хочется наслаждаться общением с детьми, а не подгонять их все время и нервничать.

– Я много раз рассказывал о том, что школа с самого начала должна быть зоной ответственности ребенка. Это касается и уроков, и опозданий… Пусть ваши дети сами встают, сами завтракают, сами собираются. Вот когда успеют, тогда успеют (в следующий раз поставят будильник на 15 минут раньше или поспешат). Потом они придут в школу, и, если они опоздали, там их ждут большие проблемы, столкновения с которыми вы их лишаете, когда подгоняете и нервничаете как бы ЗА НИХ. Если хотите им помочь – перестаньте помогать в сборах.

– Ребенок по 300 раз спрашивает, понравилось ли мне то, что он сделал своими руками. Это плохой признак?

– Пока не знаю. Как минимум признак неуверенности в себе. Что-то еще можете рассказать?

– Очень часто он пытается жестко строить младшую сестру, за что сам же и получает.

– А когда младшая родилась, ему сказали, что он теперь взрослый?

– Да.

– Тогда понятно, откуда неуверенность и попытки привлечь ваше внимание и вызвать одобрение… Уважаемые родители! Когда у вас в семье рождается второй, третий, пятый ребенок, не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой». Во-первых, он хоть и старший, но по отношению к родителям все равно остается маленьким, и это единственно нормальная позиция. А во-вторых, все эти рассказы про «ты теперь за старшего» дети воспринимают как знак того, что его уже не любят или любят меньше. Это болезненно и крайне неполезно для отношений в семье и его дальнейшей жизни.

– Дочке все время нужна компания, ничего не может делать одна. В чем наша ошибка?

– Возможно, вы ее заорганизовали? Попробуйте сделать так, чтобы у нее было не меньше двух часов свободного времени в день. Свободного и от школы, и от уроков, и от кружков… И дайте ей возможность самой себя занимать. (Или начать с 15 минут и постепенно увеличивать это время.) Она должна стать сама себе интересна – чем раньше, тем лучше. Работайте над этим. А то вырастет, будет чувствовать себя одинокой, цепляться за людей, за отношения… Есть такая опасность.

– Моя дочка в 3-м классе, она хорошо учится, есть успехи в отдельных предметах. Но при этом такая медлительная! Все делает последней, не говоря уже о спорте, где она всегда самая последняя во всех забегах.

– Медлительность не является ни недостатком, ни достоинством. Но, судя по тому, что вас это так волнует, вы совершенно другой по темпераменту человек. Поэтому вас и беспокоит ее медлительность. Вам надо привыкнуть к тому, что вы с ней разные. И спокойно дать ребенку быть самим собой.

– Мальчик хорошо учится, и ему нравится учиться. Но последнее время он говорит, что у них в классе это стало «не круто». Что нам ему говорить?

– Попробовать рассказать, что делать то, что делают все и подчиняться большинству, – вот это не круто. Но если не поможет – поменять школу.

Про уроки

– Метельщик, мне правда нужно вернуться на кухню, я ведь дежурю… – неуверенно произнес он.

– О да, дежурство по кухне, – улыбнулся Лю-Цзе.

– Чтобы развить привычку к повиновению и тяжелому труду, верно?

– Да, метельщик.

– И она развивается?

– О да.

– Правда?

– Нет.

Терри Пратчетт. Вор времени [3]

До 6–7 лет мозг ребенка объективно физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. А психика не готова к самим занятиям. Так что не надо нагружать ребенка «ранним развитием» до того, как он пойдет в школу. Вы потеряете деньги, а он – детство.

Невозможно, не полюбив себя, вырастить ребенка в человека, который будет себя любить. И не может родитель с низкой самооценкой воспитать детей с высокой. Хотя многие очень стараются.

Во время уроков ребенок обездвижен (или ему положено быть обездвиженным) по 4–6 часов ежедневно. Пусть даже и с перерывами, во время которых детям тоже не дают выплеснуть накопившуюся энергию. («Бегал на перемене!» – пишут в дневнике учителя). Даже взрослым сложно быть неподвижными так долго. Давно не пробовали застыть часов на пять-шесть?

Более того, накапливать статическое напряжение вредно как для физического, так и для психического здоровья. Тем более детского. Так что не ругайте детей, если от напряжения они начинают грызть школьную мебель. И не поддерживайте в этих нападках учителей.

К сожалению, в наших школах ученики не могут сидеть или лежать на полу во время занятий. Хотя во всем мире именно в младшей школе это принято. У нас до сих пор существует сталинский канон, как школьник должен располагаться в пространстве: полпопы на стуле, спина прямая, спинки стула касаются только лопатки, согнутая в локте левая рука снизу, правая сверху, если хочешь что-то спросить, надо поднять правую руку, согнутую под углом 90 градусов. Жесть. Знаете, что происходит с собакой, если с ней долго не гуляют? У нее едет крыша: ее психика расстраивается. И не на время, а навсегда. Что ж мы от детей-то хотим, которых запирают в классах?

Если у ребенка нет свободного времени, а родителям кажется, что его жизнь переполнена содержаниемзанятиями спортом, музыкой, языками, углубленным изучением некоторых предметов с репетиторами, то первое, что он сделает, повзрослев: попробует ничего не делать. И скорее всего, ему это удастся и понравится.

Оставляйте детям по два часа свободного времени ежедневно. Времени, когда он либо ничего не делает – по вашему мнению, либо делает что хочет.

У ваших детей, конечно же, есть таланты. И непросто прийти к мысли, что эти таланты не обязательно упорно развивать и реализовывать – ЕСЛИ РЕБЕНОК САМ ЭТОГО НЕ ХОЧЕТ. Если он и без развития своих талантов хорошо себя чувствует. Талант должен давать радость, он не для того, чтобы его использовали. Не надо напрягаться, искать педагогов и ждать, «во что это выльется». Чаще всего ни во что не выливается, и в этом нет ничего трагического.

Когда современный ребенок, привыкший к полнометражным мультфильмам, красочным книгам, компьютерным играм, сталкивается с подачей материала в учебниках, ему становится скучно. Это как если вы сейчас начнете смотреть мультфильм 1957 года выпуска: поймете, что хороший, но чего-то не хватает. Так и ребенку в школьных заданиях и книгах не хватает красок, звуков, движения… Словом, ему нелегко подстроить восприятие под этот новый для него формат. И лень тут ни при чем.

Мамы часто недоумевают: дома ребенок такой хороший, любящий, общительный, добрый, а когда учительница о нем рассказывает – какой-то вождь краснокожих, и это еще в лучшем случае. Обращаю ваше внимание, что индивидуальная психология и психология поведения в группе существенно разнятся. И когда ребенок попадает в коллектив, совершенно естественно, что он ведет себя не так, как дома, с мамой. И не надо этому удивляться. Если он не проявляет явные признаки агрессии, не наносит побоев другим детям, а просто ведет себя «как-то не так» – это не повод лезть к нему с замечаниями.

В младшей школе девочки обгоняют мальчиков и в физическом, и в психологическом развитии, психологически они более стабильны. У пацанов по объективным причинам хуже, чем у девочек, развита мелкая моторика, отсюда и почерк, который мамы-перфекционистки считают «корявым». Только годам к 25 мальчики достигают уровня детско-подростковой усидчивости девочек.

Приходите вы домой с работы, вы соскучились, ребенок соскучился. Обняться бы и пойти ужинать. Так нет, вы превращаете дом в продолжение школы, сводите общение с ребенком к обсуждению оценок и подготовке уроков. Отношения портятся, иногда даже на всю жизнь. Потому что если 8–9-летний ребенок еще как-то вас терпит, то 15-летний – уже взрослый человек, в ответ на вопрос «Опять двойка?» может и послать. И будет прав.

Мое мнение по поводу гаджетов: не покупайте детям смартфоны – покупайте телефоны в пределах трех тысяч рублей, которые позволяют писать сообщения и делать звонки, ограничивайте время, проводимое ребенком «в планшете» и за компьютером: полтора часа в будни и четыре – в выходные. Если лимит превышен, вырубайте домашний роутер.

В период с 6 до 9 лет мозг ребенка и его психика находятся еще в подвижном состоянии, еще только продолжают формироваться. И нет никаких норм, определяющих его «нормальность». И эти «количество знаков в минуту», все эти замеры с секундомером в руках – просто пережиток какой-то! Не обязан ваш малыш соответствовать каким-то там нормам. На сто процентов он готов к урокам только после 12 лет.

Мы, конечно, привыкли, что «гвозди бы делать из этих людей»это комплимент. Но давайте делать из людей гвозди хотя бы не в 7 лет.

В совместном (родители – дети) приготовлении домашнего задания главный вопрос: КТО ПЕРВЫЙ НАЧАЛ? Начать должен ребенок. Если он попросил помочь с уроками – конечно, помогайте! Но если вы начали приставать к нему с дурацким вопросом «Ну, как дела в школе?» и это вылилось в сидение над учебниками, значит, лекции и публикации про «Уроки с ребенком делать не надо» вам так и не помогли понять, что уроки с ребенком делать действительно не надо.

Сын пошел в первый класс. Первый месяц я не заглядывала в его тетрадки, и все было хорошо. Но потом нервы сдали, не выдержала, посмотрела, а там полный ужас! Теперь сидим, переписываем каждый вечер домашнее задание по несколько раз, скандалы, плачем оба… Не могу же я пустить ситуацию на самотек! Что теперь делать? (Нина)

– А он просил ему помочь?

Нет.

– А учительница говорила, что он не справляется?

Нет.

– Тогда стоит спросить себя: почему месяц вы держались и не проверяли никакие тетрадки, а потом вдруг сдались? Что стало причиной? Ваш рассказ вызывает такую аналогию: «У нас в семье царили мир и спокойствие, но однажды я не выдержала, залезла в телефон мужа, выяснила, что он флиртует с сотрудницей, и теперь все рухнуло, начались конфликты…»

Про «ситуацию на самотек» я даже не буду комментировать. Ведь именно об этом все статьи и лекции под условным названием «Уроки с ребенком делать не надо». Не надо, понимаете? Отношения с ребенком не надо пускать на самотек, а с уроками – просто необходимо.

Мой 16-летний сын вполне доволен собой и говорит, что ни одно свое качество не променял бы на другое. Как думаете, нормально парень развивается? Не могу объективно оценивать, так как эмоционально включена. Спрашиваю его: «Корона не жмет?» А с другой стороны, думаю, что круто – он принимает себя. (Карина)

– Карина, нормально он развивается.

А то, что вы в этом сомневаетесь, – понятно. К сожалению, в нашей стране недовольство собой – настоящий культ. Общественное бессознательное видит это примерно так: «Умный, интеллигентный человек никогда не может быть довольным собой! Он всегда сомневается, он в поиске… А довольным собой может быть только примитив, плоский и недалекий». И наоборот, если человек уверен в себе, если он себе нравится, его считают самодовольным и очень сомневаются в его адекватности в целом.

Тем временем постоянная неуверенность в себе и низкая самооценка не могут быть почвой для личностного роста, зато становятся прекрасной почвой как минимум для невроза.

Мне всегда нравился стишок:

Колосится в поле рожь,

Нет на солнце пятен.

До чего же я хорош,

До чего приятен!

Отношения с мужем закончились по причине психологического насилия и агрессии с его стороны. У нас общие дети, они еще маленькие, поэтому я не работаю и временно материально завишу от мужа. Мне просто приходится с ним взаимодействовать. Но отношения закончились, а насилие и агрессия остались. Как выжить, сохранить себя и свои границы в ситуации, когда нет возможности полностью разорвать отношения с насильником и тираном? (Елизавета)

– Елизавета, нет ничего более постоянного, чем временное. Временные зависимости часто оборачиваются привычкой. Можно, во-первых, попробовать, не входя в контакт с отцом детей, подать в суд на алименты. И независимо от того, устраивает вас вариант с судом или нет, перестать чувствовать себя жертвой и вести себя как жертва. Потому что и тон вопроса, и ссылка на «временные трудности» выдает эту самую «психологию жертвы».

Во-вторых, можно попросить маму (или поискать кого-то еще, обговорить условия) посидеть с детьми и выйти на работу. Взять инициативу в свои руки. Возможно, вы себя недооцениваете!

А для детей точно намного полезнее общаться с матерью (пусть даже меньше по времени), которая расправила плечи и взяла на себя ответственность за свою жизнь, чем жить с мамой, которая боится, «выживает» и постоянно чувствует угрозу.

Моей дочери восемь лет. Она взяла без спроса три тысячи рублей и потратила в магазине на сладости. До этого она брала два раза по тысяче. Я предупреждала, что надо вначале спросить. Последний раз я ее избила в магазине, когда это узнала. Она меня стала побаиваться, но не попросила прощения. Карманных денег я ей не даю. Как мне грамотно выйти из этой нестандартной ситуации? (Екатерина)

– Екатерина, у вас проблемы с агрессией. «Избила» – это недопустимо. Никогда, ни при каких обстоятельствах бить ребенка нельзя. Ни воровство, ни любой другой детский проступок не может служить оправданием вашей агрессии и рукоприкладства. И в первую очередь вам надо разбираться с этими проявлениями. Разбираться с помощью психолога, а возможно, даже психиатра. Заодно потренируете навыки контроля над эмоциями.

У дочки, видимо, не сформированы понятия «свое – чужое», «хорошо – плохо», что, кстати, вполне можно назвать маминой недоработкой. Но можно попробовать, подчеркиваю, абсолютно мирно довести до сведения ребенка причинно-следственную связь: берет что-то без спроса – лишается телефона, планшета, мультфильма, похода в кино, прогулки. Если это не поможет и вы поймете, что воровство приобретает патологический характер, что девочка осознает все последствия своих поступков, но продолжает воровать, возможно, это так называемое «детское воровство», когда дети воруют, пытаясь обратить на себя внимание, когда справиться, тоже хорошо бы сходить к психологу, который поможет справиться и с самой проблемой, и выяснит ее глобальную причину: выявит какое-то неблагополучие в вашей семье.

Мой 11-летний сын с младенчества не любит оставаться один. И сейчас ему скучно наедине с собой, без общества он мается. Я же люблю тишину и уединение, но не могу передать ему свой комфорт. Как помочь? (Анна)

– Дети, которые себе неинтересны, вырастают во взрослых, страдающих от одиночества и очень зависимых от людей, которые «должны» их развлекать. Поэтому помогать надо.

Но сначала небольшой обзор ошибок родителей, которые и становятся причинами изменений в психике. В младенческом возрасте это гиперопека; в школьном – заорганизованность, когда у ребенка всегда есть занятия: школа, кружки, секции, уроки. То есть он с рождения не знает, что такое свободное время и никогда не предоставлен сам себе. И конечно, он не умеет придумывать себе занятия, а живет по расписанию, составленному взрослыми.

Еще одна привычка современных родителей – чуть что совать в руки ребенку телефон или планшет либо включать мультфильмы. Анна, я советую плавно приучать ребенка к нахождению наедине с собой, постепенно, раз за разом, увеличивая промежуток времени вашего отсутствия. При этом не оставляйте его с телевизором или компьютером, давайте «умные» игрушки, которыми можно играть в одиночку.

Моя дочь (22 года), красивая и умная, имеет крайне заниженную самооценку. Отсюда неуверенность в себе, проблемы на работе, в личной жизни и т. д. Хотя окружающие считают ее успешной, тянутся к ней, подражают, ставят в пример. Но она очень критична к себе. Что делать? С детства твержу, что она лучшая, но ее это только раздражает (Юлия).

– В таком возрасте дочери мама уже ничем не может ей помочь. Она сама должна осознать проблему и попытаться ее решить. Если бы речь шла о ребенке, я сказал бы, что надо ее поддерживать, меньше критиковать, больше хвалить и всегда быть на ее стороне. Но раз вы и так все это делали, проблема глубже, чем кажется, и решать ее нужно с помощью профессионалов.

Сыну 13, учиться категорически не хочет. Получил итоговую двойку по русскому и не только, ни самостоятельно, ни с репетитором заниматься не хочет. Такая ситуация уже два года: 5-й и 6-й классы. «Вконтактике» рассуждает о самоубийстве. Думаю, что бравада, но хотелось бы быть уверенной. Меня все винят в мягкости, удивляются, что не могу влиять на сына. Я в тупике. Думаю, помощь нужна мне. Если есть какие-то решения, буду очень благодарна (Наташа).

– Наташа, вы – хорошая мама, и вам по-настоящему важно, что происходит с ребенком. Многие обращают внимание только на оценки. Так вот, даже если рассуждения о самоубийстве – это только бравада, их нельзя оставлять без внимания. Сына необходимо показать психологу, а лучше не только психологу, но и в суицидальный центр, они есть почти во всех городах.

Часто подростки гибнут по неосторожности: выпил таблеток в расчете, что мама придет к семи, найдет, испугается и откачает, а мама пришла не в семь, а в девять, например. Или «вышел из окна», чтоб привлечь внимание, поскользнулся на подоконнике… Не хочу пугать, но такая опасность существует.

А учиться он не хочет, возможно, из-за депрессии, хотя в его возрасте это бывает крайне редко. Обращайтесь за помощью к специалистам.

– Ребенка надо уважать, с ребенком необходимо советоваться и считаться. И не читать нотации. Дети живут и развиваются только по аналогии. И понимают, как им действовать, не в тот момент, когда вы им внушаете: «надо говорить "спасибо"», «надо много читать», а когда видят, как вы сами всех благодарите и часто сидите с книжкой или «читалкой».

– В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе, своих чувствах. Не «ты – плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится, когда ты…», «Мне нравится, когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы мы…».

Поменьше критики, побольше конструктива и позитива!

– Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

– Контролировать бессмысленно! Выход один – дать свободу сегодня! Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо, – вот залог вашего спокойствия. А не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.

– Если в детстве с вами обращались не очень хорошо или даже не со зла допускали ошибки в воспитании и общении – это обязательно сказывается на вашем отношении к жизни. Из него уходит главное – ощущение безопасности, и оно становится невротическим.

А что такое здоровые отношения с действительностью, вы даже не подозреваете. У вас – детская психотравма.

– Общаться с кем бы то ни было, в том числе и с родителями надо только на своих условиях. Не конфликтовать, не хамить, не прекращать общение. Если вас что-то не устраивает – говорить об этом сразу. С собственными родителями проделать это сложнее всего, но и важнее всего.

– Если проблема взаимоотношений с родителями не решена, вы не сможете вырасти. Так как будете считать, что все ваши проблемы из-за плохих папы с мамой. А взрослый человек осознает, что все проблемы – в нем самом. И начинает их решать.

Перерасти родителей психологически – вот наша задача.

 

Список иллюстраций

© Владимир Соколаев. Женщина, спешащая на первомайскую демонстрацию. Улица Обнорского. Новокузнецк. 1.05.1983 г.

© Владимир Соколаев. Торжественная регистрация новорожденного. Загс Центрального района. Новокузнецк. 1.10.1983 г.

© Владимир Соколаев. Перерыв в конкурсе буровиков. Поселок Елань. Учебная база ЗСГУ. Новокузнецкий район. 25.05.1984 г.

© Владимир Соколаев. Стакан кефира после родов. Коридор клинического роддома № 1. Новокузнецк. 29.06.1981 г.

© Владимир Соколаев. Обнаженный взгляд в упор. Подвальная фотостудия в музучилище. Новокузнецк. 16.03.1985 г.

© Владимир Воробьёв. Молодой отец с приятелем у роддома № 1. Новокузнецк. 1981 г.

© Владимир Воробьёв. Очередь на приступках универмага. Новокузнецк. 1982 г.

© Владимир Соколаев. Коля Михайлец и рука его брата. Новокузнецк. 9.04.1985 г.

© Владимир Соколаев. Игры с няней. Дом ребенка № 2. Новокузнецк. 30.05.1981 г.

© Владимир Соколаев. Носитель папиного пиджака. Улица Покрышкина. Новокузнецк. 19.08.1983 г.

Сноски

1

Перевод В. Сергеевой.

2

Пер. В. Алексеева.

3

Перевод Н. Берденникова, А. Жикаренцева.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.