АКТЫ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. №17-О по жалобе гр-ки Енборисовой П.Ф. на нарушение ее конституционных прав п.8 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

2. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 164-О по жалобе гр-на Галеева К.А. на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П по делу о проверке конституционности п.1 ст.10 и п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца третьего п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. № 11-П по делу о проверке конституционности ст.56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гр-на В. Т. Казанцева.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П по делу о проверке конституционности части третье ст.29 Закона РФ «О милиции» в связи с жалобой гр-на К.А. Охотникова.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. № 3-П по делу о проверке конституционности абзаца второго п.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами гр-н А.Н. Хмары и В.Н. Шума.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. № 24-П по делу о проверке конституционности части первой ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в истолковании, приданном ее положениям и правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. № 21-П,в связи с жалобой гр-на Р.Инамова.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. № 27-П по делу о проверке конституционности положения п.7 ст.20 Закона РФ «О статусе судей в РФ», п.1 ст.10, п.1 ст.29-1 и пп.1 и 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с жалобой гр-ки И.Ю. Фроловой.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. № 3-П по делу о проверке конституционности п.7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в связи с жалобой гр-на Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2013 г. № 13-П по делу о проверке конституционности части 2 ст.2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в связи с запросами Арбитражного Суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. № 23-П по делу о проверке конституционности части первой ст. 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гр-на С.А. Федина.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 22 – П по делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1 – П по делу о проверке конституционности части первой ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова.

14.   Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 4 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

18. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.).

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005.

2. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2008.

3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М.: ИД  Юрайт, 2012.

4. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2012.

5. Право социального обеспечения России: Учебник под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект. 2014.

6. Право социального обеспечения России. Практикум: учебное пособие. Отв. ред. Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2015.

Основная литература

   

 Монографии, статьи, учебники:

1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы.       Монография. Москва: Контракт. 2012.

2. Азарова Е.Г. Судебная защита пенсионных прав М. 2009.

3. Акатнова М.И. Обсуждаем стратегию дальнейшего реформирования пенсионной системы России (апрель 2012) // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 54-56.

4. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1987.

5. Андреев В.С. Научные труды в 2 томах. МГЮА. 2013.

6. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. Издательство: Экономика, 2006.

7. Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961.

8. Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву // Учен. Зап. ВИЮН. М.,1962. Вып.14.

9. Батыгин К.С. Правоотношения по социальному страхованию //Советское государство и право 1972. № 11.

10. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: региональный аспект (на примере Кировской области): учебное пособие. Киров. 2008.

11. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система законодательства, отрасли и науки. Монография. Киров. 2014.

12. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: монография. Пермь. 2009.

13. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 23-25.

14. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Учебное пособие. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012.

15. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. М.; Л., 1923.

16. Говорухина Е.Ю. Применение норм права социального обеспечения: вопросы теории и практики. Монография. Екатеринбург: Ажур. 2010.

17. Гусева Т.С. Демографическая функция права социального обеспечения // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 58-67.

18. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 125-131.

19. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Монография. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г.Белинского.  2011.

20. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации. Монография. М., 2014 г.

21. Забелин Л.В. Теоретические основы социального страхования. М., 1926.

22. Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. М., 1924.

23. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. Монография. М.,2013.

24. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 26-31.

25. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Современное состояние пенсионной системы России, основные этапы ее реформирования и перспективы дальнейшего развития. // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект. 2010.

26. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М.,1974.

27. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.

28. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.

29. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения. М. 2009.

30. Кобзева С.И. К вопросу о пенсионном законодательстве // Российское правосудие. 2009. № 2. С. 58-65

31. Кобзева С.И.Конституция Российской Федерации как основополагающий источник права социального обеспечения // Lex Russica = Русский закон. Т. LXVII. № 3. С. 540-557.

32. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Монография. Екатеринбург: Ажур. 2012.

33. Комаровская С.Д. Социальное обеспечение в Великобритании. Издательство: КД Университет, 200

34. Комментарий судебной практики по спорам, возникающим из трудовых и пенсионных отношений. Отв. Редактор Н.Г. Гладков. Юрайт.М., 2009.

35. Котликофф Лоренс, Бернс Скотт. Пенсионная система перед бурей. М., 2005. Пер. с англ.

36. Лукьянова Т.Н. Совершенствование региональной системы социальной защиты социально уязвимых слоев населения. Монография. Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.

37. Лушников А.М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения (цивилистическое исследование). Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2008.

38. Лушников А.М. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. ун-т. 2008.

39. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. Москва.: Юстицинформ. 2009.

40. Лушникова М.В. Международное и сравнительное трудовое право и право социального обеспечения: введение в курс. Учебное пособие. М.: Юрлитинформ. 2011.

41. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и задача кодификации законодательства // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.

42. Мачульская Е.Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения //Вестник Московского Университета. 2003. № 6.

43. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ. / Отв. ред.: Э.Г.Тучкова, Ю.В.Васильева. М.: Проспект. 2013.

44. Международно-правые стандарты социального обеспечения сост. В.И.Лафитский. М.: 2008.

45. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006.

46. Миронова Т.К. Право на социальное обеспечение в системе социально-экономических прав // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3. С. 33-36.

47. Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: КноРус. 2013.

48. Никитин С.М., Степанова М.П. Распределение доходов и социальная защита населения в развитых странах // Трудовое право. 2004. №12.

49. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения. Монография. Москва. ИНФРА-М, 2013.

50. Орлов – Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России. М., 2005.

51. Полупанов М.И. К вопросу о понятии метода права социального обеспечения // Труды ВЮЗИ. 1978. Т. 62.

52. Право социального обеспечения: Учебник / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006.

53. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения: монография. М. 2002.

54. Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2005.

55. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М., 2007.

56. Роик В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения: зарубежный и отечественный опыт.М., 2008.

57. Роик В.Д. Пенсионная система России: вызовы ХХI века и пути модернизации. Санкт-Петербург: Питер. 2012.

58. Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире. М. 2014.

59. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение // Государство и право. 2005. №5.

60. Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации (правовые вопросы). Монография. Екатеринбург: Ажур. 2009.

61. Социальное законодательство: научно-практическое пособие. ИЗиСП.М.2005.

62. Социальное обеспечение в мире в 2010 – 2011 гг. Москва: МОТ. 2011.

63. Социальное обеспечение для всех. Стратегия Международной организации труда. Москва: МБТ. 2013 г.

64. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении.Томск.1980.

65. Судебная защита в сфере труда и социального обеспечения. Сборник докладов. М., Проспект, 2015 г.

66. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013.

67. Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М.,1974.

68. Тучкова Э.Г. Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. М., 2003.     

69. Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Трудовое право и право социального обеспечения, актуальные проблемы. М., 2000.

70. Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.

71. Уайтхауз Э. Пенсионная панорама. Всемирный банк. М.,2008.

72. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.

73. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, ОмГУ, 2003.

74. Федорова М.Ю. Вопросы социального страхования в коллективных договорах и соглашениях: теория и практика //Трудовое право. 2002. № 2.

75. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах западной Европы. М.,2006.

76. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: научно-практическое пособие. М. 2009.

77. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.

78. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1986.

79. Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах восточной Европы: общие подход ы и особенности //Трудовое право. 2003. № 2.

 

 

           


[1] О многообразии взглядов ученых и практиков на проблему определения социального обеспечения писал еще основоположник права социального обеспечения известный советский ученый В.С. Андреев /см. В.С. Андреев. Научные труды в 2 томах. Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2013 г. Том П.С. 13 17.

[2] См.Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – М., Юрайт. 2012. С.27.  

[3] На эту особенность социального обеспечения как правовой категории обратил внимание В.С. Андреев (см. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. Юрид. Литература. – М.:1987 г. Стр.31).

[4] О формах социального обеспечения см. параграф третий данной главы.

[5] Сравнительному исследованию концептуальных положений таких понятий как «социальное обеспечение» и «социальная защиты», « право социального обеспечения» и «социальное право» посвящена монография Т.К. Мироновой «Право и социальная защита». – М., 2006 г.

[6] https://e.mail.ru /message/14029061470000000578/? template= printmsg.tmpl

[7] См. Учебник для бакалавров. Под ред. В. Ш.Шайхатдинова. С.25.

[8] См. там же. С. 25,26.

[9] См. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения. М., Проспект. 2013. С.22.

[10] См. о доктринах социального права: Т.К. Миронова. Право и социальная защита. М., 2006. С.214.

[11] См., например, Е.Е. Мачульская. Право социального обеспечения. М.,2011. С.28; Право социального обеспечения. Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 28.

[12] Усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека, ранее связывалось нами с проявлением такой функции как производственная (см. М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России. Волтерс Клувер. М., 2005. С.37). На современном этапе становится все более очевидным, что связь социального обеспечения с общественным производством в целом и трудовой деятельностью каждого конкретного человека в условиях функционирования рынка труда обусловлена спецификой системы социального обеспечения именно как экономической категории.

[13] См. В.С. Андреев. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987. С.13.

[14] См. там же.

[15] См. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения. Сравнительный анализ. М.,2013. С.22

[16] Об историческом пути, который пройден социальным страхованием в России, и его дальнейшем развитии см. М.Л. Захаров. Социальное страхование в России. Монография. М.,2013. 

[17] О социальном праве как комплексном правовом образовании см. гл. 1.

[18] См. Т.Н. Радько. Теория государства и права. Учебник. М., 2012. Стр. 197.

[19] См. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. Под ред. Стрекозова В.Г. М., 2000. Стр. 294.

[20] М.Н. Марченко. Теория государства и права. М., 2004. Стр. 566.

[21] См. об этом: Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983; Шайхатдинов В.Ш. Предмет и система советского права социального обеспечения; Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник для вузов. М.,1987.

[22] См.: Андреев В.С. Конституционные основы советского права социального обеспечения // Вопросы теории и практики социального обеспечения. М.,1978. Стр. 7 – 8.

[23] См. В.Н. Хропанюк. Указ. соч. Стр.295.

[24] См. М.Н. Марченко. Указ. соч. Стр.567.

[25] Там же. Стр.568.

[26] См.: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М.,1961. Стр.95 – 96.

[27] См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск. 1963. Вып. 1. Стр.218.

[28] См.: М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России. Учебник. Волтерс Клувер. М.,2004. Стр. 92.; Д.И. Рогачев. Метод права социального обеспечения. М.,2002; Е.Е. Мачульская. Право социального обеспечения. М.,2011; Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012.

[29] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1971. Стр. 20.

[30] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник для вузов. М.,1987. Стр.37.

[31] Там же.

[32] См.: Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983; Полупанов М.И. Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права //Советское государство и право. 1971. 3 9. Стр.59; Фогель Я.М. Некоторые вопросы теории права социального обеспечения //Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М.,1975. Стр.202; Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. Саратов, 1982. С.82; Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения. М.,2002.

[33] См.: Е.Е. Мачульская. Право социального обеспечения.М., 2011.Стр. 95; Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Под ред. В.Ш. Шайхатдинова.М., 2012. Стр. 56,57.

[34] Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях (ст. 39); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно (ст. 41); малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

2 Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 томах. Том 1. Предмет конституционного права: монография. – Москва: Проспект, 2011. С.82.

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 24-25.

2 Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 15-23.

[35] Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР (Советское право социального обеспечения): курс лекций, темы I-VIII. М., 1969. С. 27.

[36] Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография. – Омск: Омский госуниверситет, 2003. С.18.

[37] Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1971. С. 26.

1 См. об этом: Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2010. С. 19-20.

2 См.: Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: монография/ Ю.В. Васильева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009.

1 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

1 Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР (Советское право социального обеспечения). Курс лекций, темы I – VIII, М.., 1969. – С. 28.

Система отрасли права приводит в порядок и распределяет по правовым институтам только сами нормы, а система научной дисциплины включает в ее содержание не только знания о социально-обеспечительных нормах, входящих в соответствующие правовые институты, но и знания о понятийном аппарате.

[38]Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: учеб. М.: Проспект, 2003. С. 59; Сыроватская Л. А. Трудовое право России: учеб. 2-е изд. М.: Юристъ, 1998. С. 46.

[39] Политология: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М., 1993. С. 31.

[40] Российское трудовое право: учеб. / под ред. А. Д. Зайкина. М.: Норма, 1997. С. 44-45.

[41] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

[42] Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Новый Юрист, 1997. С. 25—26.

[43] Андреев В. С.Социальное обеспечение в СССР. М.: Юридическая литература. 1971. С. 36, 67.

[44] Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учеб.пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996. С. 47

[45] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник.2-е изд. М.: Юрайт, 2011. С.110.

[46] Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / под ред. Э.Г. Тучковой. 1997. С. 25.

[47] Пенсионная реформа // Библиотека журнала «Социальная защита». 1996. №3. С. 13.

[48] РГ. 1998. 26 мая.

[49] Концепция развития российского законодательства 3-е изд. М, 1998. С. 160.

[50] Роик В.Д. Третий путь//Приложение к журналу «Социальная защита». 1997.№7. Пенсионное обеспечение. С. 10.

[51] Концепции развития российского законодательства. 3-е изд. М., 1998. С. 160;

[52] М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова, Э. Г. Тучкова. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), М.: ТК Велби, 2003.

[53] С 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

[54] Федеральный закон от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»//СЗ РФ. 1995. №14. Ст. 1212; 1997. № 3. Ст. 352.

[55] Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».

[56] Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

[57] СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1929.

[58] С 1 января 2005 г. размер, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливаются субъектами РФ.

[59] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

[60] Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

[61]Закон Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» от 30 декабря 2004 г. № 278, закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ, закон Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» от 24 ноября 2004 г. № 43.

[62] Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.2004. N 35. Ст. 3607.

[63] Например, только для приведения законодательства Московской области в соответствие с нормами ФЗ № 122-ФЗ потребовалось скорректировать 85 законов Московской области. См.: Доклад о состоянии законодательства в Московской области за 1993-2007 гг. М., 2008. С. 14-15. [Электронный ресурс]. URL: http://moduma.ru/ (дата обращения: 10.06.2012).

[64] Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 г. № 105-ОЗ // Областная газета. № 466-467. 24.12.2010.

[65] Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05 июня 1995 г. № 3-ЗС // Алтайская правда. № 235. 20.10.1999.

[66] См., например: Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001 г. // Тувинская правда. 15.05.2001; Конституция Кабардино-Балкарской Республики (принята Парламентом КБР 01.09.1997) // Кабардино-Балкарская правда. № 177. 09.09.1997; Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 4 (22). Ст. 146.; Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) // Якутские ведомости. № 7. 26.04.1992.; Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» // Янтарный край. № 20. 26.01.1996.

[67] Определение от 1 декабря 2005 г. № 462-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 733.

[68] Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7039.

[69] Постановление КС РБ от 30 апреля 2009 г. № 30-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 17.06.2009. № 12(306). Ст. 787.

[70] Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 25-26; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 227.

[71] См. об этом подробнее: Норкин К.Б. Федеративное демократическое государство – императив устойчивого развития России // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. М., 2003. Вып. ХIII. С. 11.; Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. М., 2005. С. 195.

[72] Например, в нефтяной сфере принят специальный корпоративный Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ», в котором определена социальная политика компании, принципы, которыми она руководствуется при выполнении взятых на себя социальных обязательств. Подробнее см.: Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / К.Н. Гусов [и др.]; отв. ред. К.Д. Крылов. М.; Проспект, 2005.

[73] Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т 2. С. 85.

[74] Теория права и государства: Учебник. М., 1995. С.132.

[75] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 109.

[76] См.: Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.

[77] См.: Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. М., 1998. С. 73.

[78] См.: Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 1999. С. 66.

[79] См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государ­ства. М., 1999. С. 61.

[80] См.: Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974. С.66; Право социального обеспечения: Учебное пособие. С.69.

[81] См.: Батыгин К.С. Право социального обеспечения: Общая часть. С.72.

[82] Цит. по: Протасов В.Н. Указ. соч. С.63.

[83] См.: Протасов В.Н. Указ. соч. С.67.

[84] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. С.31.

[85] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: Изд. 2-е. Т. 13. С. 6.

[86] См.: Ачаркан В.А. Государственные пенсии. М., 1967. С. 72; Андреев В.С. Социаль­ное обеспечение в СССР: Курс лекций. М., 1969. С. 100; Зайкин А.Д. Указ. соч. С.34.

[87] К страховым пенсионным правоотношениям в данном случае не могут быть отнесены правоотношения, которые возникнут в порядке добровольного пенсионного страхования, поскольку правовые нормы, их регулирующие, относятся к гражданскому праву, а не к праву социального обеспечения.

[88] См.: Зайкин А.Д. Указ. соч. С. 27.

[89] См.: Советское пенсионное право. М., 1974. С. 53.

[90] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. С. 111.

[91] Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С.16.

[92] См.: Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советс­кому трудовому праву // Учен. зап. ВИЮН. М., 1962. Вып. 14. С.166-167.

[93] См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения. М., 1974. С.120, 123.

[94] См.: Советское пенсионное право. С.66-68.

[95] См.: Тарасова В.А. Указ. соч. С. 18.

[96] О пенсионном обеспечении см. разд. II Особенной части.

[97] О круге лиц, подлежащих такому страхованию, см. гл.

[98]См.: Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980. С.156.

[99]См.: Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права. М., 1958. С. 9; Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т.2. С. 233-234; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. Свердловск, 1973. С.51.

 

[100] Для двух указанных аспектов нельзя считать легальным определение трудового стажа, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Это определение используется исключительно для данного закона и отождествляет трудовой стаж со страховым стажем в пенсионном обеспечении.

[101] "Российская газета", N 295, 21.12.2012

[102] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 26 – 32.

[103] В настоящее время активизировалась деятельность Минтруда и социальной защиты населения по разработке предложений об отмене трудовых книжек. Представляется, что на современном этапе, когда случаи небрежного хранения работодателем документов об учете кадров встречаются на практике довольно часто, а абсолютных гарантий сохранности сведений индивидуального персонифицированного учета застрахованных пока еще нет, отмена трудовых книжек может привести к неблагоприятным последствиям для трудящихся.

[104] Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г.Тучкова, Ю.В.Васильева – Москва: Проспект, 2013, стр.49

[105] В 2014-2016 годах действует мораторий на соответствующее направление части страховых взносов на формирование пенсионных накоплений.

[106] Введение данного компонента в пенсионную систему, базирующуюся на принципах обязательного социального страхования, создало для государства в конечном итоге большую проблему, связанную с дефицитом средств, необходимых для выплаты застрахованным текущих пенсий, о чем эксперты предупреждали еще в момент принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в 2001 г. В целях решения указанной проблемы государство «заморозило» направление средств ПФР на накопления в 2014 – 2016 годах, используя их в целях финансирования распределительной пенсионной системы. При этом продолжает дискутироваться вопрос о необходимости полной отмены накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования.

[107] Правительством РФ принято решение об индексации пенсий в 2016 г. всего лишь на 4%, что почти в три раза ниже порога инфляции.

[108] В связи с отменой индексации страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности Федеральный закон «О страховых пенсиях» дополнен новой статьей – 26 – 1(см. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ).

[109] В связи с возникшей у государства в условиях экономического кризиса необходимостью сокращения расходов бюджетных средств в стране неоднократно на повестке дня возникает вопрос о повышении в России пенсионного возраста. Однако принятие окончательного решения об этом все время откладывается, поскольку динамику роста средней продолжительности жизни россиян пока еще устойчивой назвать нельзя.

[110] Положительный эффект использования механизма социальных доплат к пенсии существенно снижается в связи с тем, что уже во второй половине 2015 г. официальные данные о величине прожиточного минимума начали фиксировать его снижение. Поскольку никаких объективных процессов, которые могли бы сопровождаться таким результатом в стране не произошло, есть все основания предполагать, что данное явление носит искусственный характер.

[111] В связи с экономическим кризисом в стране и поиском новых возможностей оптимизации расходов государства, необходимых для выполнения им своих социальных обязательств, в настоящее время рассматривается вопрос о введении ограничительных мер по выплате пенсий работающим пенсионерам.

 

[112] Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г.Тучкова, Ю.В.Васильева – Москва: Проспект, 2013, стр.50

[113] СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. II). Ст. 4306.

[114] Об исчислении пенсий, их индексации, повышении, перерасчете и корректировке см. гл.14 Учебника.

[115] См. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 384-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 4.

[116] Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2002 г.).

[117]Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

[118] Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

[119] Далее – федеральные гражданские служащие.

[120] Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».

[121] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014)«О государственной гражданской службе Российской Федерации».

[122]Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141 (ред. от 19.05.2011) «Оперечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назна­чения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

[123]Постановление Правительства РФ от 15 сен­тября 2003 г. № 570 (ред. от 25.03.2013) «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ».

[124]Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

[125]Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 (ред. от 24.12.2014)«О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

[126] Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (ред. от 08.03.2015, с изм. от 14.12.2015) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

[127] Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 367-ФЗ предусмотрено, что размер денежного довольствия при исчислении пенсий в соответствии со ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468 -1 с 1 февраля 2016 г. составляет 69,45 процента от указанного денежного довольствия.

[128] Указ Президента РФ от 9 декабря 2015 г. № 610 «О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».

[129] При оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) - при наличии выслуги 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин.

[130]Постановление Правительства РФ от 17 мая 1993 № 455 (ред. от 07.03.2016) «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов"; Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава».

[131] Постановление Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455 (ред. от 15.12.2012) «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» (вместе с «Положением о материальном обеспечении космонавтов в РФ», «Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в РФ»).

[132] При оставлении работы по состоянию здоровья - при выслуге 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин.

[133]Постановления Совмина РСФСР от 5 июля1991 г. № 384 (ред. от 02.11.2009) «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава».

[134] См. Приказ Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

[135] Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

[136] Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

[137] см. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

[138] см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

[139] Смерть гражданина подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органом ЗАГСа. Безвестное отсутствие устанавливается судом. Условия признания гражданина безвестно отсутствующим установлены ст. 42 ГК РФ.

[140] См. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Под ред . В.Ш. Шайхатдинова. М., Юрайт. 2012. С. 183.

[141] Право социального обеспечения : учебник для бакалавров / под ред. В.Ш.Шайхатдинова. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 225.

[142] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник. М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 296.

[143] Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. – М.: Проспект, 2013, С. 99.

[144] Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

[145] Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012., стр.247.

[146]Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

[147]Ст. 44, 49 Федерального законы от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации».

[148]Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 (ред. от 04.08.2015) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры РФ и их семьям».

[149]Ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

[150]Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 (ред. от 27.04.2015) «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям».

[151]Ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации».

[152]Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 411 (ред. от 24.04.2015) «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета РФ».

[153]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в РФ».

[154]Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

[155]Постановление Правительства РФ от 27 января 2014 г. № 57 «О стоимости страхового года на 2014 год». В 2014 г. стоимость страхового года составляла 17328 руб. Эта сумма исчисляется на основе МРОТ и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

[156] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».

[157]Ст. 15,19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 29.12.2015) «О статусе судей в Российской Федерации».

[158] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

[159]Постановление Правительства РФ от27 апреля 1995 г. № 425 (ред. от 04.08.2015) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении».

[160]Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

[161]Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

[162]Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

[163]Ст. 29 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

[164] С 1 января 2017 года увеличен необходимый для получения доплаты срок исполнения полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом от __________ 2016 г.  № ____ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».

[165]Постановление Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 635 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

[166]Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 (ред. от 31.12.2014) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы» и другие указы.

[167] Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

[168] Звание Героя Труда Российской Федерации установлено Указом Президента РФ от 29 марта 2013 г. № 294 «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации».

[169] В силу данного обстоятельства новая пенсионная формула среди специалистов получила название «трансфертной».

[170]Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 26 - 32

[171]Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Там же. С. 26 – 32.

[172]С 1 февраля 2015 года указанная сумма проиндексирована на 11,4 процента.

[173]в этом году нет возможности выбора модели формирования накопительной пенсии, взносы направляются полностью на формирование только страховой пенсии

[174] Размер ФВ указан по состоянию на 2016 год.

[175] См. постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 249 в ред. от 28 апреля 2016 г.

[176] Действие данной нормы приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №385-ФЗ.

[177] Действие данной нормы приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ.

 

 

[179] Действие нормы о корректировке страховых пенсий приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ.

[180]См. К примеру, административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 октября 2012 г. № 332)

[181] О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. Доклад на 67-ой Международной Конференции Труда 1981. МБТ. Женева, с.4

[182] См. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, отцовства, материнства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Монография. Пенза.2011 г. с.                                                                                                                                                                                                                                                                       

[183]СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1929.

[184] См. Информацию Минтруда и соцзащиты РФ от 3 февраля 2016 г. «С 1 февраля 2016 г. пособия семьям с детьми проиндексированы на 7%».

 

 

[186] См. п. 79 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 г. №1012н.

[187]Право социального обеспечения. /Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С.541-542.

[188] Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5285.

[189] См. Информацию Минтруда и соцзащиты РФ от 3 февраля 2016 г.- http://www.garant.ru/hotlaw/federal/693857/

[190] Теория и практика перехода к потребительской субсидии: зарубежный опыт / П.О. Кузнецова, Л.Г. Рагозина, З.Л. Садовская. М., 2003. С. 57.

[191] Женщина, имеющая право на материнский капитал, может отказаться от направления его средств (части средств) на формирование накопительной пенсии. Правила такого отказа утверждены Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 11 марта 2016 г. № 100Н.

[192] Данное направление введено с 1 января 2016 г. (см. Федеральный Закон от 28 ноября 2015 г. № 348 – ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. № 380 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг.

[193] См. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 433 – ФЗ.

       [194]См. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013г. № 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

 

[195] См. ст. 2 Федерального Закона от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ.

[196] См. ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ.

[197] См., в частности, Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие. М., Проспект, 2009; Кожевников Д.Е. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3. С. 9 - 17.

[198] Смотрите, например, Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 27 декабря 2004 г. N 6/162), Постановление Администрации Тульской области от 8 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области", Закон Орловской области от 29 октября 2003 г. N 357-ОЗ "О государственной социальной помощи в Орловской области" (с изменениями от 28 декабря 2004 г.), Закон Московской области от 16 мая 2002 г. N 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 24 апреля 2002 г. N 8/17 с изменениями от 6 июня 2003 г., 12 июня 2004 г., 5 мая 2005 г.), Порядок оказания государственной социальной помощи в Московской области (утв. постановлением Правительства Московской области от 23 апреля 2004 г. N 240/15 с изменениями от 4 июля 2005 г.) и т.д.

[199] Ряд правоведов отмечают неудачную юридическую технику такой нормы, считая, что при этом упущено, что в состав семьи могут входить супруги, которые не состоят между собой в родстве и (или) свойстве, а находятся в брачных отношениях. См., например, Шайхатдинов В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия // Российский юридический журнал. 2011. N 5. С. 171 - 178.

[200] См. Приказ Минтруда России N 506н, Росстата № 389 от 30.09.2013 г. «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта».

[201] Правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. № 663.

[202] Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 383-ФЗ норматив финансовых затрат в месяц установлен на одного гражданина в 2016 г. на государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов в сумме 758 руб. (в 2015 г. данный норматив составлял 707 руб.).

[203] В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указывается, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары и услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей (п.8).

[204] См. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 356 – ФЗ.

[205] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665; см. также Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2004 г. № 328 (в ред. от 05.09.2005 г. № 547), которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

[206] См. Приказы Минздравсоцразвития РФ от 11.10.2010 г. № 873н и от 22.11.2004 г. № 256.

[207] Форма справки - № 070/у – 04 утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 256.

[208] Данное решение выдается в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 г. № 294.

[209] Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. №328 (в ред. от 05.09. 2005 г. № 547).

[210] Процедура обращения за социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09. 2009 г. №805. См. также Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.10.2012 г. № 330н.

[211] Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 71; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4562.

[212] Профессиональный риск – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или
смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а класс такого риска – уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (страхователь – юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

[213] Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 290-О-П.

[214] См. Алиментные обязательства членов семьи.

[215] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

[216] СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2335.

[217]Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года(утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.) // Текст основных направлений официально опубликован не был. См. СПС «КонсультантПлюс»

[218]Российская газета, 10.12.1998.

[219]Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994

[220]Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946)

[221]Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 - 1086

[222]Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1581 - 1599

[223]Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) частично ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ // Бюллетень международных договоров, 2010, № 4, апрель, С. 17 - 67

[224][Электронный ресурс] URL: http://www.who.int/ru/

[225]Бюллетень международных договоров, № 6, 1993

[226]Социальная защита, № 6, 1997

[227]СЗ РФ, 06.12.2010, № 49, ст. 6422

[228]СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[229]СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[230]СЗ РФ, № 22, 01.06.1998, ст. 2331

[231]СЗ РФ, 25.02.2013, № 8, ст. 721

[232]СЗ РФ, 23.07.2012, № 30, ст. 4176

[233]СЗ РФ, 19.04.2010, № 16, ст. 1815

[234]СЗ РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650

[235]СЗ РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219

[236]СЗ РФ, 21.09.1998, № 38, ст. 4736

[237]СЗ РФ, 03.04.1995, № 14, ст. 1212

[238]Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913

[239]Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 62

[240]Чукотский автономный округ, Республика Хакасия, Красноярский край, Калининградская, Калужская, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Костромская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Томская, Челябинская, Тамбовская, Сахалинская области.

[241]Республики Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Чеченская, Чувашская Республики, Амурская, Брянская, Владимирская, Кемеровская, Кировская, Курская, Новосибирская, Омская, Орловская, Ростовская, Смоленская, Московская, Ленинградская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

[242]СЗ РФ, 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975.

[243]СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[244]Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // СЗ РФ, 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975.

[245]Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 52, 24.12.2012

[246]Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 февраля 2015 года.

[247]Российская газета (специальный выпуск), № 197/1, 05.09.2013

[248]Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2015; СПС КонсультантПлюс

[249]Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (с изм.) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" // СЗ РФ, 06.12.2004, № 49, ст. 4916.

[250]Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 (с изм.) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" // СЗ РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2428

[251]Российская газета (специальный выпуск), N 122/1, 07.06.2013

[252]Российская газета (специальный выпуск), N 90/1, 25.04.2013.

[253]Российская газета, спецвыпуск, N 78/1, 11.04.2013

[254]Российская газета (специальныйвыпуск), N 122/1, 07.06.2013,

[255]Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" // СЗ РФ, 11.03.2013, № 10, ст. 1035

[256] СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[257] Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2013 N 2427-р Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2014 год // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013

[258] СЗ РФ, 19.04.2010, № 16, ст. 1815

[259] Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, СПС Консультант Плюс.

[260] СЗ РФ, 08.08.1994, № 15, ст. 1791

[261] СЗ РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699

[262] Приказ Минздрава России от 13.02.2013 № 66 "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации" // Документ опубликован не был

[263] СЗ РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3699.

[264] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 51, 20.12.2004.

[265]Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.10.1992, № 14, ст. 1098.

[266]Российская газета (специальный выпуск), N 90/1, 25.04.2013.

[267] СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.

[268] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

[269] СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

[270] СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

[271] «Российская газета» от 12 января 2015 г. № 1.

[272] Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

[273] Например, постановления Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. № 18 «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием», от 8 августа 2002 г. № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», постановления Минтруда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 952н «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ», от 28 ноября 2014 г. № 953н «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» Министерства труда и социальной защиты РФ».

[274] СЗ РФ. 2014. № 43. Ст. 5910.

[275] Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» («Российская газета» от 31 декабря 2014 г. № 299), № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» («Российская газета» от 12 января 2015 г. № 1), № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального «обслуживания» («Российская газета» от 29 декабря 2014 г. № 297).

 

[276] СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6872.

[277] См. Приказ Министерства транспорта РФ от 15 февраля 2016 г. № 24 «Об утверждении порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах».

[278] СЗ РФ. 2006. № 4. Ст. 453.

[279] Бюллетень Министерства труда РФ, 1993 г., № 11-12.

[280] СЗ РФ. 2008. № 15. Ст. 1550

[281] СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

[282] СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.

[283] СЗ РФ. 2014. № 22. Ст. 2887.

[284] Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 июля 2015 г. N 753 «Об утверждении примерной формы соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 сентября 2015 г.

[285] СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4675.

[286] «Российская газета» от 16 октября 2013 г. № 232.

[287] СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251.

[288] СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.

[289] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1044.

[290] В указанный Закон внесены изменения Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 338-ФЗ. В частности, утратила силу статья 6 о ветеранах государственной службы; расширен круг лиц, признаваемых ветеранами военной службы; установлен порядок учреждения ведомственных отличий, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и др.

[291] СЗ РФ. 2000. № 46. Ст. 4562.

[292] СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2460.

[293] СЗ РФ. 2007. № 3. Ст. 452.

[294] Для России Конвенция вступила в силу 05.05.1998 г. и с этого момента российские суды должны в обязательном порядке учитывать ее правила. См.: п. 11-15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

[295] Ратифицирована Федеральным законом РФ от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ.

[296] Конвенция ратифицирована Российской Федерации 3 мая 2012 г. Федеральным законом № 46-ФЗ.

[297] В связи с отсутствием в праве социального обеспечения единого кодифицированного акта и наличием огромного массива подзаконных нормативных правовых актов в данном разделе учебника приводятся только основные законы, нормы которых регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан. Указанные законы необходимо изучать с учетом внесенных в них изменений и дополнений на день ознакомления с актом.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.