Социальное обслуживание детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Самостоятельный вид социального обслуживания – социальное обслуживание семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая содержание детей в детских учреждениях. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интере­сов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон предусматривает меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профессиональной ориентации, подготовки и занятости. Статья 15 закона особое внимание обращает на необходимость защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С целью усиления со­циальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[281]. В данном Законе закреплены дополнительные гарантии прав этих детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

В связи с необходимостью усилить внимание на проблеме беспризорности был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[282], который обязывает органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса РФ.

Вопросы содержания детей в детских учреждениях регулируются постановлениями Правительства РФ. С 1 сентября 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»[283], регламентирующее деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них последних. К таким организациям относятся образовательные, медицинские и оказывающие социальные услуги. Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Приказом Министерства образования и науки РФ утверждена примерная формы соглашения между родителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации.[284]

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» установлены положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных общеобразовательных учреждениях и специальных профессиональных училищах всех типов устанавливаются Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей сирот детей, ос­тавшихся без попечения родителей»[285].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»[286] устанавливаются особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, а также условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 18 гарантирует, что органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей, в случае невозможности осуществления воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Одной из форм решения проблемы социальной защиты детей-сирот является создание детских домов семейного типа. Правила организации такого детского дома утверждены постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа».[287] Детский дом семейного типа является юридическим лицом и должен создаваться в установленной организационно-правовой форме – в виде учреждения. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей в возрасте от рождения и до 18 лет. Воспитателями могут быть только супруги, на которых распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На современном этапе государство оказывает поддержку приемной семье как одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»[288] устанавливает правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями; правила создания приемной семьи; полномочия органов опеки и попечительства по проверке условий жизни несовершеннолетних и т.п.

Особые меры социальной защиты адресованы многодетным семьям Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[289]. Органами исполнительной власти на местах определяются категории семей, относящиеся к числу многодетных и нуждающихся в дополнительной материальной поддержке; устанавливаются скидка в размере не ниже 30% установленной платы за коммунальные услуги; бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных школ и другие меры.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 217.