Виды пенсий и основные сущностные признаки современной пенсионной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система государственного пенсионного обеспечения гарантирует следующие виды пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, которые с недавнего времени также дифференцируются на виды: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Кроме того, Федеральными законами «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. 17 ноября 1995 г. № 168 - ФЗ и «О Таможенной службе Российской Федерации» нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г., распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанными выше законами. Данная пенсия предоставляется в связи с прекращением соответствующей деятельности гражданам из числа государственных гражданских служащих, космонавтов, работников летно-испытательного состава, военнослужащих, имеющим установленную законом продолжительность выслуги; либо гражданам из числа военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих, признанных инвалидами; либо инвалидам из числа участников ВОВ; другим гражданам, из числа пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, признанным инвалидами или достигшим пенсионного возраста (а в случае их смерти – членам их семьи); либо нетрудоспособным лицам, не имеющим права на трудовую (страховую) пенсию, в целях предоставления им источника средств существования.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим; гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава; военнослужащим и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих, указанным в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. 

Государственная пенсия по старости  назначается  только гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Пенсия по инвалидности  назначается: военнослужащим и космонавтам; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а их семьям -  пенсия по случаю потери кормильца.

  Участникам ВОВ, признанным инвалидами, пенсия по инвалидности назначается в дополнение к страховой (трудовой) пенсии по старости или по случаю потери кормильца.

Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам (детям-инвалидам; детям, потерявшим одного или обоих родителей; престарелым, инвалидам, не имеющим права на трудовые пенсии, и некоторым другим категориям граждан).

Система страхового пенсионного обеспечения  предусматривает следующие три вида страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца. 

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения в страховой пенсионной системе отсутствует такой вид пенсий – как пенсии за выслугу лет. С 2002 года пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством гражданам, занимавшимся определенными видами профессиональной деятельности (медицинским работникам, педагогам, шахтерам, летчикам и др.), стали называться досрочными трудовыми (страховыми) пенсиями по старости.

Следует обратить внимание на проблему современной пенсионной системы России, связанную с внедрением в обязательное пенсионное страхование накопительного компонента. По существу сегодня уже можно сделать вывод о том, что в связи с включением в социально-страховую систему  указанного выше компонента, имеющего принципиально иную правовую природу, не совместимую с одним из основных принципов социального страхования – солидарностью всех лиц, охватываемых данной системой, начался процесс коммерциализации пенсионной системы.

 Суть данного процесса в том, что механизм формирования накопительной части страховой пенсии, как уже было сказано выше, предусматривает изъятие значительной части страховых взносов (6%) из распределительной пенсионной системы (то есть из тех средств, которые должны гарантировать выплату текущих пенсий). При этом роль стимула выполняет обещание государства вернуть суммы платежей, вносимых на накопление в течение многолетнего инвестирования, в виде накопительной пенсии при достижении общего пенсионного возраста.

Накопления формируются не только за счет части сумм взносов, уплаченных работодателем и зафиксированных на индивидуальном счете работника в Пенсионном фонде, но и за счет инвестиционного дохода, а также некоторых особых взносов (платежей) возможность которых государство ввело в последние годы как дополнительную опцию для населения (материнский капитал, участие в государственной программе софинансирования пенсионных накоплений, добровольные взносы застрахованных граждан и иных лиц).  

Именно величиной пенсионных накоплений и определяется накопительная пенсия. То есть  размер будущей накопительной пенсии для значительной части населения в немалой степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств в определенные финансовые инструменты, в том числе на рынке ценных бумаг, в целях защиты средств от инфляции и получения инвестиционного дохода.

Застрахованное лицо может воспользоваться правом выбора[105] инвестиционного портфеля путем подачи заявления о выборе УК или конкретного негосударственного пенсионного фонда. Предоставление населению права выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию - ПФР или НПФ - одновременно перекладывает на плечи российских граждан все связанные с этим выбором риски. Подавляющее большинство застрахованных лиц не воспользовалось своим правом выбора УК или НПФ и промолчало (их так условно и называют - "молчуны"). Самостоятельно ПФР не имеет права работать на фондовом рынке, поэтому он передает денежные средства в государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ВЭБ) для инвестирования. ВЭБ - это специализированный банк, который имеет право инвестировать пенсионные средства. К сожалению, средства накопительной части "молчунов" ежегодно обесцениваются, так как средняя доходность ВЭБ по управлению пенсионными накоплениями за все годы применения накопительного механизма ниже индекса инфляции.

 Указанные пенсионные накопления (а их размеры постоянно растут и в масштабах страны давно перевалили за три триллиона рублей) являются, на взгляд ряда исследователей, своеобразным скрытым гигантским кредитом работающего населения правительству для инвестиционных нужд государства. Проблему места и роли накопительного компонента в пенсионной системе России еще предстоит решить в будущем.

 С 2015 г. накопительный компонент страховой пенсии, как уже говорилось выше, трансформировался в самостоятельный вид пенсионного обеспечения, формирование которого теперь регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Размер данного вида пенсии определяется исходя из накоплений и ожидаемого периода ее выплаты, который до 2016 г. составит 19 лет, а затем будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии. Предусмотрена корректировка накопительной пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва. В случае смерти застрахованного пенсионные накопления выплачиваются его правопреемникам.

Подводя общий итог оценки современной пенсионной системы России, сложившейся за последние 13 лет (начиная, с пенсионной реформы 2002г.),  следует выделить те принципиально важные  черты, которые отражают  ее сущностные признаки. Некоторые из них свидетельствуют о несовершенстве и недостаточной эффективности системы, а некоторые отражают ее положительные черты. К числу первых относятся следующие.

Дифференциация пенсионной системы по способу формирования финансовых источников, обеспечивающих ее функционирование, на две подсистемы – государственную и страховую (доминирующую по объему выплат и количеству получателей пенсий). Теоретически такой способ организации финансовых источников системы с экономической и социальной точек зрения оправдан. Финансирование выплат государственных пенсий производится исключительно за счет средств федерального бюджета. Финансирование выплат страховых пенсий осуществляется за счет средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сумма которых в связи с недостаточностью страхового  тарифа не гарантирует полного выполнения пенсионных обязательств перед застрахованными, что обусловливает необходимость выделения  целевых трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР. Такое положение в итоге привело к тому, что основной целью Закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., как выше указывалось, стало решение проблемы «оптимизации» расходов на выплату страховых пенсий. Конечным результатом применения закрепленного в данном Законе механизма исчисления страховых пенсий должно стать «равновесие» между суммой расходов на выплату страховых пенсий и суммой поступивших страховых платежей. Данный принцип уместен в системах гражданско-правового страхования, но не в обязательном социальном страховании, поскольку в первом случае имеет место частное страхование (на основании договора сторон), а во втором – публичное, гарантированное самим государством и сопровождающееся его субсидиарной ответственностью.

Что касается гарантированности государственного пенсионного обеспечения, то бюджетное финансирование, обеспечивающее достаточность средств с учетом фактических расходов на выплату государственных пенсий, надежно обеспечивает стабильность условий и уровня пенсионного обеспечения всех тех категорий граждан, которые охвачены данной подсистемой, в отличие от страховой подсистемы, подвергающейся непрерывному реформированию, основной целью которого является «оптимизация» расходов на выплату пенсий. Главным аргументом такого вывода является Стратегия развития пенсионной системы страны, в которой речь идет  о дальнейшем «развитии» только страховой подсистемы.

Недостаточный  уровень тарифа страховых платежей работодателей на обязательное пенсионное страхование, не обеспечивающий на современном этапе полное исполнение пенсионных обязательств перед застрахованными, о чем уже говорилось выше, в связи с чем возникает объективная потребность в соответствующих целевых бюджетных трансфертах в бюджет ПФР, покрывающих его дефицит. Негативные последствия – ограничение ранее предоставленных застрахованным пенсионных прав с целью существенного снижения  размера указанных трансфертов, поскольку решение данной проблемы путем повышения тарифа страховых платежей с позиции государства экономически нецелесообразно.

Низкий уровень размера пенсий (как страховых, так и государственных) и отсутствие его прямой связи с утрачиваемым заработком (согласно нормам МОТ коэффициент замещения пенсией зарплаты – должен составлять не менее 40 %, а по европейским стандартам – 55%). Выше уже говорилось о том, что с 2015 г. в страховую пенсионную систему  введен такой элемент как индивидуальный коэффициент пенсионера ИПК) – синтетический условный показатель, одновременно отражающий величину двух основных факторов, влияющих на размер назначаемой страховой пенсии: продолжительность страхового стажа и величину страхуемого заработка. Ущербность данного показателя в порядке его определения и его условности: за каждый год страхового стажа учитывается не реальный фактический заработок, а лишь его соотношение с максимальным размером страхуемого заработка: чем выше данный предел, тем ниже величина ИПК.

 Сложная пенсионная формула исчисления страховой пенсии, применяемая до 2015 г., (получившая у специалистов название "эквивалентная",  предусматривавшая исчисление пенсии, исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, и условного показателя ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, без учета фактической продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника),  и  еще более сложная новая формула, которая предусмотрена Федеральным Законом «О страховых пенсиях», не позволяющая даже ориентировочно определять размер будущей пенсии, поскольку она фиксирует  пенсионные права граждан в условных коэффициентах, отражаемых на индивидуальном счете застрахованного лица. Определение размера будущей пенсии возможно, как уже говорилось, только при выходе на пенсию, когда   количество накопившихся коэффициентов умножается на ежегодно устанавливаемую в целом по стране стоимость одного пенсионного коэффициента – СПК (с возможным применением повышающих коэффициентов в зависимости от возраста выхода на страховую пенсию по старости) по состоянию на день, с которого назначается пенсия.

Стоимость пенсионного коэффициента – стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.   

Наличие накопительного компонента (с 2015 года называемого накопительной пенсией), который принципиально расходится с принципами обязательного социального страхования, поскольку предполагает формирование части пенсионных прав путем возложения на застрахованное лицо рисков инвестирования соответствующих средств, впоследствии направляемых на выплату этой пенсии[106].

Индексация пенсий, проводимая в два этапа - вначале предварительная индексация с учетом роста цен в случае преодоления инфляционного порога за определенный период времени, а затем доиндексация по темпу роста среднемесячной заработной платы в стране, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера), была заменена индексацией размера страховой пенсии по росту потребительских цен [107], приводящая к риску «старения» ранее назначенных пенсий и увеличению разрыва между их размерами и размерами вновь назначаемых страховых пенсий.  Закон «О страховых пенсиях» вместо индексации предусмотрел «корректировку» страховых пенсий – повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента, методика определения которого утверждается Правительством РФ.

Отмена права на ежегодный перерасчет страховой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионного капитала и на ее индексацию[108] тем гражданам, кто продолжал работу после ее назначения, Данная мера, ранее предусмотренная Законом «О трудовых пенсиях», как показала практика его применения, оказалась самой эффективной в решении острейшей социальной проблемы – проблемы преодоления бедности и «пенсионной нищеты». Именно эта мера оказывала сильнейшее стимулирующее значение для принятия пенсионером решения о продолжении трудовой деятельности в течение всего периода его жизни, пока состояние здоровья позволяет трудиться. Закон «О страховых пенсиях», формально сохранив право работающих пенсионеров на ежегодный перерасчет ранее назначенной пенсии, по существу лишил их возможности увеличивать ее размер с учетом величины уплаченных за данного пенсионера страховых платежей за истекший год работы. При перерасчете пенсии с 1 января 2015г. во внимание принимается не сумма увеличения пенсионного капитала, а величина индивидуального пенсионного коэффициента, максимальное значение которого не может превышать 3.

Включение в структуру страховой пенсии аналога социальной пенсии – фиксированной выплаты (ФВ), размер которой не зависит ни от стажа, ни от заработка (т.е. выплата не имеет признаков страховой пенсии), но финансируется за счет страховых платежей. Поскольку доля ФВ в общей сумме трудовой пенсии достаточно высока (около 40%), то она придает страховой пенсионной системе откровенно уравнительный характер.

Непрерывное, часто бессистемное внесение изменений в действующее пенсионное законодательство приводит к его декодификации и усложнению, что порождает трудности в правоприменительной практике и сопровождается увеличением количества споров по пенсионным вопросам, рассматриваемых судами.  

К числу сущностных признаков пенсионной системы относятся и такие, которые отражают ее положительные черты.

Низкий пенсионный возраст (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), необходимый для выхода на страховую пенсию по старости, величина которого обусловлена более низкой продолжительностью жизни в нашей стране по сравнению с другими промышленно развитыми странами[109].

Конвертация ранее приобретенных (до 1 января 2002 г. и до 31 декабря 2014 г.) пенсионных прав граждан:  путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал, из которого производится расчет трудовой пенсии, назначенной  с 1января 2002 г., и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в «пенсионные коэффициенты» для целей новой пенсионной формулы, применяемой при назначении пенсии с 1 января 2015 г.

Реализация с 2010 г. программы валоризации (повышения) пенсионных прав граждан  в целях более справедливого их учета у тех лиц, которые работали в советский период. Расчетный пенсионный капитал, полученный в результате конвертации (преобразования) этих пенсионных прав, был повышен на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии по старости в 2010 году существенно увеличился.

Введение механизма социальных доплат к пенсиям, размер которых с учетом иных мер государственной поддержки ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте РФ. В результате минимальный уровень материального обеспечения 4,9 млн. пенсионеров за счет установления федеральной социальной доплаты к пенсии (2,5 млн. человек) и региональной социальной доплаты к пенсии (2,4 млн. человек) поддерживается на уровне прожиточного минимума пенсионера[110].

Отсутствие ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам[111] (кроме пенсий за выслугу лет при продолжении той же работы, в связи с которой данная пенсия была назначена). Необходимость данной меры обусловлена низкими размерами, в первую очередь, страховых пенсий, которые получает основная масса населения страны, и как следствие этого - негарантированность на современном этапе каждому и его семье удовлетворительных условий жизни и непрерывного их повышения. Такими условиями в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека признаются   условия, которые позволяют каждому и его семье удовлетворять основные потребности человека: в пище, одежде, жилище, в услугах, необходимых для поддержания и сохранения здоровья, поскольку основным правом человека признается его право на жизнь.

Как верно отмечено рядом исследователей, пенсионное законодательство все больше приобретает самодостаточный характер и уже, безусловно, превратилось в главный и наиболее сложный раздел в системе социально-обеспечительного законодательства, во многом определяющий характер и направленность дальнейшего развития такой отрасли права как право социального обеспечения в целом[112].

 

Контрольные вопросы

1.Дайте общую характеристику современного состояния национальной пенсионной системы России.

2. Раскройте принципиально новые положения, внесенные в пенсионную систему после ее реформирования в 2002 г.

3. Какова структура современной пенсионной системы?

4. Назовите отличительные признаки системы государственного пенсионного обеспечения и укажите круг лиц, охватываемых этой системой.

5. Покажите особенности страховой пенсионной системы по сравнению с системой государственного пенсионного обеспечения.

6. Перечислите сущностные признаки пенсионной системы на момент ее очередного реформирования.

7.Раскройте цели и задачи реформирования пенсионной системы, обозначенные в Стратегии ее дальнейшего развития.

8. Дайте общую характеристику новым пенсионным законам, принятым в декабре 2013 г., указав какие из сущностных признаков пенсионной системы потеряли свое значение в результате ее очередного реформирования.

 

 

Глава 8. ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

§ 1. Понятие пенсии по старости. Пенсии по старости на общих основаниях

§ 2. Досрочные пенсии по старости

§ 3. Накопительная пенсия

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 308.