Наиболее сложными и практически недоступными для понимания большинством людей являются его нормы, закрепляющие правовой механизм формирования пенсионных прав граждан.
Закон вводит в страховую пенсионную систему новые правовые категории, предназначенные для учета пенсионных прав застрахованных. Это индивидуальный пенсионный коэффициент и стоимость пенсионного коэффициента.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – число, отражающее в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Юридическое значение данного юридического факта заключается в том, что с ним связан не только размер страховой пенсии, но и право на пенсию по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, причем отдельно за периоды страхового стажа, имевшие место до 1 января 2015г., и, начиная с 1 января 2015 г.. Данная величина определяется с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР путем деления суммы страховых взносов, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с индивидуальным тарифом, на нормативный размер страховых взносов за соответствующий календарный год. Нормативный размер страховых взносов – величина производная, которая определяется путем умножения максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов, на предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
Закон предусматривает также величину коэффициента за полный календарный год иного периода, включаемого в страховой стаж. Так, например, за период службы по призыву, ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им полутора лет – 1,8; за вторым ребенком до достижения того же возраста – 3,6; за третьим и четвертым соответственно – 5,4.
Максимальный индивидуальный пенсионный коэффициент, начиная с 2021 г. и в последующие годы, не может быть свыше 10 для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для тех, у кого накопления формируются (п.19 ст. 15 Закона о страховых пенсиях). Что касается его максимальной величины в период с 2015 г. до 2021 г., то она указана в Приложении № 4 к Закону о страховых пенсиях.
Стоимость пенсионного коэффициента – число, отражающее соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховой пенсии. Данный параметр чрезвычайно важен, поскольку именно с его учетом определяется размер страховой пенсии.
Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. равна 64 руб. 10 коп. Стоимость одного пенсионного коэффициента после 1 января 2015 г. ежегодно устанавливается с 1 апреля федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий год. Методика определения его стоимости утверждается Правительством РФ. Кроме того, ежегодно с 1 февраля стоимость пенсионного коэффициента увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого также устанавливается Правительством РФ.
В конечном итоге в результате применения хитроумной формулы исчисления пенсии ее размер ставится в зависимость от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Величина ИПК определяется на день назначения пенсии и представляет собой сумму ИПК за периоды стажа, имевшие место до 1 января 2015 г., и за периоды с 1 января 2015 г. по день назначения пенсии.
Указанная сумма может быть увеличена для тех застрахованных, кто имеет право при исчислении размера пенсии на применение коэффициента повышения ИПК (КвСП). Случаи применения коэффициента повышения ИПК указаны в п. 15 ст. 15 Закона о страховых пенсиях. К ним относятся: 1) назначение страховой пенсии по старости впервые позднее возникновения на нее права; 2) отказ от получения уже установленной пенсии по старости и последующее восстановление ее выплаты; 3) назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с его смертью, если он не обращался за пенсией по старости, имея на нее право, либо отказался от ее получения уже после назначения. Размеры коэффициента повышения ИПК установлены Законом и приведены в Приложении № 1 к Закону.
По Закону о трудовых пенсиях структура пенсии по старости и по инвалидности состояла их трех частей: собственно страховой, фиксированного базового размера и накопительной части. С 2015 г. накопительная пенсия становится самостоятельным видом пенсии и ее формирование регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424 – ФЗ «О накопительной пенсии». Размер данного вида пенсии определяется исходя из накоплений и ожидаемого периода ее выплаты, который до 2016 г. составит 19 лет, а затем будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии. В пенсионные накопления входят страховые взносы на накопительную пенсию (включая дополнительные взносы, взносы работодателя по программе софинансирования), направленные на эти цели средства материнского капитала и доходы от их инвестирования. Предусмотрена корректировка накопительной пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва. В случае смерти застрахованного пенсионные накопления выплачиваются его правопреемникам. В настоящее время механизм формирования пенсионных накоплений предусматривает два правовых режима: 1) принудительное накопление, предусмотренное Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в размере 6% от общего тарифа страховых взносов, который составляет 22% от величины страхуемого заработка); 2) добровольное накопление по программе софинансирования государством накопительной пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ все граждане 1967 г. рождения и моложе до конца 2015 г. должны добровольно определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения в части формирования пенсионных накоплений. Первый вариант – перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды либо выбрать частную управляющую компанию или выбрать инвестиционный портфель государственной управляющей компании. При выборе инвестиционного портфеля государственной управляющей компании граждане вправе изменить вариант пенсионного обеспечения, отказавшись от накопительной пенсии.
Для молодежи, впервые вступающей в систему обязательного пенсионного страхования с 2014 г., на выбор варианта пенсионного обеспечения отведено 5 лет. До тех пор, пока такой выбор не будет сделан, все страховые взносы будут поступать в распределительную часть.
Что касается фиксированного базового размера трудовой пенсии, то он трансформировался в фиксированную выплату, которая устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Размер этой выплаты дифференцирован в зависимости от вида пенсии. Тем застрахованным, которые имеют право на применение при исчислении страховой пенсии коэффициента повышения ИПК, он применяется также и к фиксированной выплате, но в размерах, указанных в Приложении № 2 к Закону о страховых пенсиях.
Закон сохранил право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости лицам, достигшим 80 лет или являющимся инвалидами 1 группы, к пенсии по инвалидности - инвалидам 1 группы; детям – круглым сиротам и детям умершей одинокой матери. Размер их фиксированной выплаты составит 200% от общеустановленной суммы. Право на повышение фиксированной выплаты предоставлено также лицам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, не менее той продолжительности, которая указана в ст.17 Закона.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности повышается лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в ст.10 Закона (пп.1,3 и 4). Размер повышения составляет 1/3 от общего размера фиксированной выплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех иждивенцев.
Фиксированная выплата к страховой пенсии с 1 февраля подлежит ежегодной индексации. Ежегодно с 1 апреля Правительство РФ вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты с учетом роста доходов ПФР, одновременно определяя коэффициент ее индексации.
Таким образом, та часть пенсии, которая не зависит ни от стажа, ни от заработка и не является по существу страховой выплатой, очевидно, станет главным элементом в системе пенсионного обеспечения застрахованных лиц. В связи с этим финансирование данной выплаты за счет страховых взносов абсолютно несовместимо с основными принципами социального (включая пенсионное) страхования.
Что же касается механизма формирования страховых пенсионных прав застрахованных, закрепленного в Законе, то по своей правовой природе он характерен для гражданско-правового страхования, которое принципиально отличается от социального страхования, поскольку спецификой обязательного социального страхования и неотъемлемым его атрибутом является участие в нем самого государства, несущего субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств на выплату страховых пенсий. Идеология данного Закона заключается в переходе от формирования обязательств государства, выраженных в абсолютных суммах пенсий, гарантированных каждому, к обязательствам пенсионных выплат, обеспеченных только страховыми взносами. Реализация данной идеологии практически исключает субсидиарную ответственность государства как одного из субъектов системы обязательного социального страхования и обрекает ее на девальвацию. Ни один человек до дня своего выхода на пенсию не будет располагать информацией об абсолютном размере полагающейся ему пенсии. Индивидуальный пенсионный коэффициент, о котором выше шла речь, позволит тем, кто сможет разобраться в Законе, в лучшем случае лишь подсчитать конечное количество баллов, которое «само по себе» без денежного его выражения в форме размера полагающейся пенсии не обладает стимулирующим эффектом. Миллионы людей, из числа застрахованных, потеряют интерес к системе, которая так организована, что за их многолетний труд на благо общества не гарантирует достойного уровня жизни при наступлении старости, в случае инвалидности и утраты кормильца. Это спровоцирует поиск решения данной проблемы вне правового поля и приведет к резкому росту расходов государства на выплату социальных пенсий, право на которые имеет каждый как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью человека.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.