Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не толь­ко имущественного (материального) характера, объектом которых являет­ся определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нару­шенного права на социальное обеспечение, т.е. правоотношения юрисдикционного характера.

Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессу­альные.

Процедурные правоотношения – это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъяв­ления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные зако­ном сроки.

Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного от­ношения по социальному обеспечению не существует. К процедурным от­носятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходи­мых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем уже говорилось выше. Данное правоотношение может предшествовать друго­му, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реали­зацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмот­рены различные процедуры его реализации.

По сроку действия процедурные правоотношения – это всегда правоотно­шения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего ре­шения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицатель­ное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же каса­ется второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих со­циальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только учрежде­ние медико-социальной экспертизы; факт иждивения устанавливается, в частности, судом и т.д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредствен­но предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (напри­мер, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защи­ты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социаль­ного обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда являет­ся волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социаль­ного обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат оп­ределенных законом действий обязанного субъекта[98].

Какой же должна быть последовательность действий органа, применя­ющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам приме­нения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение[99].

Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юри­дическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанно­сти их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совер­шения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установлен­ном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявле­ние и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возни­кают по поводу защиты нарушенного права на социальное обеспечение в связи с обращением граждан в уполномоченные органы.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать обращения граждан в связи с нарушением их прав на определенный вид социального обеспечения.

Так, гражданин вправе обратиться как в  вышестоящий компетентный орган с жалобой на решение, принятое нижестоящим органом (в административном порядке), так и в суд (в судебном порядке). Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об обжаловании решений, действий (бездействий) подчиненного ему должностного лица или органа. Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в установленный срок. Решение по жалобе должно быть мотивированным, обоснованным, а исполнение решения - организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

В то же время статья 46 Конституция РФкаждому гарантирует право на судебную защиту в случае его нарушения. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.

Регулирование процессуальных отношений осуществляется не нормами права социального обеспечения, а нормами других отраслей права.

Отношения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение которого обжалуется в компетентный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, регулируются нормами административного права, которые направлены на регулирование порядка внесудебного обжалования и именуются административными.

В судебном порядке защита прав граждан на социальное обеспечение может осуществляться как в рамках гражданского, так и административного судопроизводства. Это зависит от того в какой форме гражданин обратиться в суд: в виде гражданского иска в связи с возникновением спора о праве на определенный вид социального обеспечения или в форме административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа, осуществляющего социальное обеспечение.

Отношения, возникающие между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, в случае предъявления в суд гражданского иска в связи со спором о праве на определенный вид социального обеспечения между указанными субъектами, регулируются нормами гражданского процессуального права и называются гражданско-процессуальные. Рассмотрение таких споров производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Что касается отношений между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение, действие (или бездействие) которого оспаривается в суд в виде предъявления административного искового заявления, регулируются нормами административного процессуального права и являются административно-процессуальными. Такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. В каких отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?

2. Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?

3. Каковы содержание, основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений, возникающих по поводу: а) пенсии по старо­сти; б) пенсии за выслугу лет; в) пенсии по инвалидности; г) пенсии по случаю потери кормильца; д) социальной пенсии?

4. С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами?  Ка­ково их содержание?

5. Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?

6. По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?

7. Каково содержание правоотношений по обеспечению граждан лекарственной помощью и кто их субъекты?

8. Что является объектом процедурных и процессуальных отношений, регулируемых правом социального обеспечения?

9. Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться ком­петентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоот­ношений?

10. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения?

11. В каком порядке граждане могут защитить свое право на социальное обеспечение?

12. Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с нарушением прав граждан в связи с защитой нарушенного права при обращении субъектов правоотношения по социальному обеспечению в уполномоченный орган.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 6. ТРУДОВОЙ СТАЖ

§ 1. Понятие трудового стажа и его виды

§ 2. Общий трудовой стаж

§ 3. Специальный трудовой стаж

§ 4. Страховой стаж

§ 5. Специальный страховой стаж

§ 6. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

§ 7. Исчисление трудового стажа и его доказательства

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 298.