Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не только имущественного (материального) характера, объектом которых является определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нарушенного права на социальное обеспечение, т.е. правоотношения юрисдикционного характера.
Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные.
Процедурные правоотношения – это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные законом сроки.
Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.
Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного отношения по социальному обеспечению не существует. К процедурным относятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем уже говорилось выше. Данное правоотношение может предшествовать другому, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реализацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.
Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.
По сроку действия процедурные правоотношения – это всегда правоотношения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицательное) о применении нормы права о назначении пенсии.
Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же касается второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих социальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только учреждение медико-социальной экспертизы; факт иждивения устанавливается, в частности, судом и т.д.).
Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредственно предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (например, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защиты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социального обслуживания).
Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат определенных законом действий обязанного субъекта[98].
Какой же должна быть последовательность действий органа, применяющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам применения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение[99].
Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юридическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.
Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявление и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).
В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права на социальное обеспечение в связи с обращением граждан в уполномоченные органы.
Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать обращения граждан в связи с нарушением их прав на определенный вид социального обеспечения.
Так, гражданин вправе обратиться как в вышестоящий компетентный орган с жалобой на решение, принятое нижестоящим органом (в административном порядке), так и в суд (в судебном порядке). Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об обжаловании решений, действий (бездействий) подчиненного ему должностного лица или органа. Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в установленный срок. Решение по жалобе должно быть мотивированным, обоснованным, а исполнение решения - организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.
В то же время статья 46 Конституция РФкаждому гарантирует право на судебную защиту в случае его нарушения. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.
Регулирование процессуальных отношений осуществляется не нормами права социального обеспечения, а нормами других отраслей права.
Отношения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение которого обжалуется в компетентный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, регулируются нормами административного права, которые направлены на регулирование порядка внесудебного обжалования и именуются административными.
В судебном порядке защита прав граждан на социальное обеспечение может осуществляться как в рамках гражданского, так и административного судопроизводства. Это зависит от того в какой форме гражданин обратиться в суд: в виде гражданского иска в связи с возникновением спора о праве на определенный вид социального обеспечения или в форме административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа, осуществляющего социальное обеспечение.
Отношения, возникающие между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, в случае предъявления в суд гражданского иска в связи со спором о праве на определенный вид социального обеспечения между указанными субъектами, регулируются нормами гражданского процессуального права и называются гражданско-процессуальные. Рассмотрение таких споров производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Что касается отношений между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение, действие (или бездействие) которого оспаривается в суд в виде предъявления административного искового заявления, регулируются нормами административного процессуального права и являются административно-процессуальными. Такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. В каких отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?
2. Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?
3. Каковы содержание, основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений, возникающих по поводу: а) пенсии по старости; б) пенсии за выслугу лет; в) пенсии по инвалидности; г) пенсии по случаю потери кормильца; д) социальной пенсии?
4. С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами? Каково их содержание?
5. Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?
6. По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?
7. Каково содержание правоотношений по обеспечению граждан лекарственной помощью и кто их субъекты?
8. Что является объектом процедурных и процессуальных отношений, регулируемых правом социального обеспечения?
9. Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться компетентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоотношений?
10. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения?
11. В каком порядке граждане могут защитить свое право на социальное обеспечение?
12. Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с нарушением прав граждан в связи с защитой нарушенного права при обращении субъектов правоотношения по социальному обеспечению в уполномоченный орган.
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 6. ТРУДОВОЙ СТАЖ
§ 1. Понятие трудового стажа и его виды
§ 2. Общий трудовой стаж
§ 3. Специальный трудовой стаж
§ 4. Страховой стаж
§ 5. Специальный страховой стаж
§ 6. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
§ 7. Исчисление трудового стажа и его доказательства
Дата: 2019-11-01, просмотров: 298.