По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они могут существовать, их можно разграничить на действующие неопределенное время и в течение определенного срока. К первым принадлежат отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости, за выслугу лет, а также по случаю потери кормильца, если член семьи, на которого пен­сия назначена, достиг общего пенсионного возраста либо признан инвалидом без последующего переосвидетельствования. В этих случаях прекращение пенсионного правоотношения может быть вызвано лишь таким событием, как смерть получателя пенсии, либо отказом от получения пенсии.

Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен законодателем путем указания конкретного срока (например, пенсия по случаю потери кормильца на детей выплачивается до достижения детьми 18 лет, а получающим профессиональное образование - до 23 лет) или связан с ут­ратой конкретных юридических фактов, которыми обусловлено право на пенсионное обеспечение (например, восстановление трудоспособности гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности на определенный срок, и т.д.).

Рассмотренные выше основания для классификации пенсионных пра­воотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений.

Субъекты пенсионных правоотношений - это граждане и органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (т.е. обладает дееспособностью).

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются страховой пенсией, а во втором – социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пен­сионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по вре­мени их возникновения, т.е. с 14 лет, но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть учас­тником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 14 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу страховой пенсии и самостоятельно реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятельность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудовой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.

По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной право­способности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии[88]; другие отождествляли ее с общегражданской правоспособностью[89]; третьи связывали пенсионную правоспособность с общественно полезной деятельностью[90]. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало  пенсионное обеспечение только для тех, кто трудился (а в случае их смерти - для членов их семьи), поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности.

Сейчас специальная пенсионная правосубъектность – это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на страховую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, кото­рое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой, как уже было сказано выше, неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом. Для возникновения пенсионной правоспособности в данном случае не требуется, чтобы лицо от­носилось к числу застрахованных. Правоспособность в данном случае возникает одновременно с гражданской, т.е. с момента рождения человека. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения может быть лишь лицо, обладающее пенсионной дееспособностью. До 2002 г. самостоятельно реализовать свое право на социальную пенсию в пенсионном отношении мог только тот гражданин, который достиг 18 лет. До достижения этого возра­ста субъектом правоотношения являлся его законный представитель (родитель, опекун, попечитель). С 2002 г. Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионным фондом РФ от 27 февраля 2002 г., было предусмотрено, что в тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершен­нолетним или недееспособным, заявление о назначении пенсии подается его родителем (усыновителем, опекуном, попечителем). В то же время в со­ответствии с Правилами несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе об­ратиться за назначением пенсии самостоятельно. Это означает, что до дос­тижения получателем пенсии 18 лет субъектом пенсионного правоотноше­ния может быть как сам несовершеннолетний, достигший 14 лет, так и его законный представитель. Аналогично решался вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых страховой пенсией по случаю потери кормиль­ца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

В связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены новые Правила обращения за страховой пенсией, которые предусматривают, что в тех случаях, когда лицо, которому устанавливается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, за установлением пенсии от имени такого лица обращается законный представитель. Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу, законным представителем которого является соответствующее учреждение, в котором данное лицо пребывает, подается администрацией учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения этого учреждения. Новые Правила сохранили ранее действовавшую норму, предусматривавшую право несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, самостоятельно обращаться за установлением пенсии.

С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотношения могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсионной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц пре­доставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по страховой пенсионной системе осуществляется территориальными органами ПФР. Государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий служащих  осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим органам (например, от органов социаль­ной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда РФ). Создание в стране единой системы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, которые решали бы вопросы как аккумуляции соответствующих средств, расходуемых на пенсионное обеспечение, так и их распределения, - одна из насущных проблем, стоящих перед государством на современном этапе.

Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юри­дических составов. «Каждый юридический факт сложного состава в соот­ветствующих случаях имеет свое определенное юридическое значение, ибо без него не может возникнуть данное правоотношение, но это не означает, что возникновение, изменение и прекращение соответствующего правоотношения связывается лишь с частью юридического состава»[91].

Таким образом, для возникновения пенсионного правоотношения всегда необходим комплекс юридических фактов. Все юридические факты, образующие фактический состав, с формальной точки зрения равнозначны, однако в движении правоотношения они выполняют различную роль.

Неодинаковое значение юридических фактов отмечалось многими уче­ными. Е.И.Астрахан выделял в юридическом составе «фактическую осно­ву», к которой относил все юридические факты, кроме волеизъявления гражданина и акта компетентного органа[92]. В.С.Андреев выделял в факти­ческом составе основной юридический факт (собственно юридический факт) - старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет. Специфи­ка этого факта, по его мнению, служит основанием для классификации пенсионных отношений. Все остальные факты он относил к юридически значимым обстоятельствам[93]. М.Л. Захаров предлагает выделять в юридическом составе два элемента – правообразующий и связанный с реализацией субъективного права[94].

Анализ юридических фактов позволяет констатировать, что в зависимости от тех правовых последствий, которые с ними связаны, они могут быть классифицированы на следующие группы.

1. Юридические факты, определяющие субъективное право на получение пенсии. Эти факты являются объективным основанием для пенсионного обеспечения. Применительно к пенсии по старости на общих основаниях это достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие страхового стажа, а к  досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда – это еще и наличие специального страхового стажа.

 В пенсионном правоотношении в связи со страховой  пенсией по инвалидности к данной группе юридических фактов относятся такие, как признание гражданина инвалидом и факт тру­довой деятельности, в период которой лицо подлежало обязательному социальному стра­хованию.

В пенсионном правоотношении в связи с пенсией по случаю потери кормильца данная группа юридических фактов существенно усложняется, поскольку одна их часть относится к кормильцу (смерть кормильца, факт трудовой деятельности либо военной службы кормильца), а другая - к членам его семьи (принадлежность к кругу лиц, обеспечиваемых данной пенсией; нетрудоспособность; факт нахождения на иждивении кормильца и др.).

К юридическим фактам, определяющим субъективное право на пенсию за выслугу лет, относятся два факта – наличие установленной законом продолжительности выслуги лет и оставление, как правило, той работы, в связи с которой данная пенсия назначается.

 Для права на социальную пенсию необходим всего лишь один юридический факт – достижение соответствующего возраста или признание инвалидом либо ребенком-инвалидом, а также смерть одного или обоих родителей несовершеннолетнего ребенка.

 Ко второй группе юридических фактов в юридическом составе, влеку­щем возникновение пенсионного правоотношения, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты (это группа инвалидности, а в определенных случаях и ее причина;  наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе и т.д.).

Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения. Она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т.е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии (либо об отказе в ее назначении).

Некоторые авторы рассматривали волеизъявление гражданина и реше­ние компетентного органа о назначении пенсии не как элементы юриди­ческого состава, порождающего пенсионное правоотношение, а лишь как этапы в реализации наличных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Такое сужение содержания юридического состава, по мнению В.А. Тарасовой, влечет за собой вывод о возможности автоматичес­кого возникновения пенсионного правоотношения[95]. Волеизъявление граж­данина - это также юридический факт, порождающий не само пенсион­ное правоотношение, а лишь предшествующее ему процедурное отношение, которое направлено на осуществление компетентным органом правопри­менительной деятельности. Результат такой деятельности - решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении. В первом случае реше­ние компетентного органа является одним из правообразующих фактов, не­обходимых для возникновения пенсионного правоотношения, которое, в отличие от процедурного, имеет материальный характер.

Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Однако в этих случаях обычно не требуется сложных юридических составов, достаточно лишь одного-двух юридических фактов (например, изменения группы инвалидности, достижения ребенком определенного возраста, восстановления трудоспо­собности и др.).

Юридические факты классифицируются по их связи с индивидуальной волей человека. На основании этого критерия они подразделяются на юри­дические события и юридические действия. К юридическим событиям от­носятся, например, смерть человека, причины смерти; инвалидность и ее причины; достижение определенного возраста; нуждаемость в постороннем уходе и т.д. К юридическим действиям относятся: волеизъявление гражда­нина; требование о выделении доли пенсии по случаю потери кормильца, назначенной семье; отказ от получения назначенной пенсии и др.

В пенсионных правоотношениях, как и в иных правоотношениях по соци­альному обеспечению, преобладают юридические факты-события. В то же время особую группу юридических фактов составляют факты-действия, а точнее, результаты деятельности человека. Это, например, измеряемая во времени трудовая деятельность, т.е. соответствующий общий, специальный страховой стаж.

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца или социальной пенсии[96].

Содержание пенсионных правоотношений - это субъективные права и юри­дические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное по­лучение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законода­тельство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назна­ченной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ по­лучения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия – например, требовать  перевода с одного вида пенсии на другой и т.д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть опреде­ленные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для воз­никновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об  обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения – органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения – применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т.д.).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.