Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Анатомия и физиология как основа медицины.
Связь анатомии и физиологии с другими медицинскими дисциплинами. Краткий очерк развития анатомии и физиологии.
Общий обзор систем органов, их строение и физиологические процессы, происходящие в них.
РАЗДЕЛ 2. КОЖА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Тема 2.1. Орган зрения
Студент должен
уметь:
· показать в атласе корковые отделы анализаторов;
· по рисункам горизонтального разреза глаза показать оболочки и внутреннее содержимое;
знать:
· что такое анализатор по Павлову, их виды.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение глазного яблока. Оболочки глазного яблока. Их строение и значение. Внутреннее содержимое глазного яблока.
Вспомогательный аппарат глаза.
Методические указания
Все раздражения, поступающие из внешней среды, а также из органов всего тела, человек воспринимает в виде ощущений.
Сложные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, называются анализаторами.
В каждом анализаторе различают три части: периферическую часть, или рецептор, который воспринимает раздражение и превращает его в нервный процесс, проводник возбуждения, или нерв, центральную часть анализатора, расположенную в коре головного мозга.
Органы чувств являются периферическими частями анализаторов.
Литература: [1, с. 398-424].
Вопросы для самоконтроля
1. Почему сетчатка является светочувствительной пленкой?
2. Где расположено желтое пятно и почему оно является местом ясного видения, центрального зрения?
3. Какую функцию выполняет хрусталик?
4. Функция радужной оболочки.
5. Роль внутриглазной жидкости; из чего она состоит?
6. Где расположен центральный отдел зрительного анализатора?
Тема 2.2. Органы вкуса, обоняния, слуха и равновесия. Кожа
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение и функции органов слуха, вкуса, обоняния. Строение и функции кожи.
Литература: [1, с. 398-424].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислить функции кожи и ее строение.
2. Перечислить отделы органов слуха, их строение и функции.
3. Виды рецепторов (обонятельный рецептор, вкусовой анализатор).
РАЗДЕЛ 3. ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ
Тема 3.1. Учение о клетке (цитология)
Студент должен:
уметь:
· распознавать на таблицах структурные элементы клетки;
знать:
· строение клетки, функции, химический состав клетки, обмен веществ в клетке.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение, функции, химический состав клетки.
Обмен веществ в клетке.
Методические указания
Наглядным пособием при изучении этой темы являются таблицы, рисунки учебника, гистологические препараты и микроскоп.
Вначале рассматриваются форма, величина и строение основных элементов клетки: ядра, цитоплазмы постоянных и временных включений, а также органоидов специального значения – миофибрилл, нейрофибрилл.
Из неклеточных форм живого вещества изучаются симпласт (примером является волокно поперечнополосатой мышечной ткани), синцитий и межклеточное вещество.
Рассматривая размножение клеток путем деления, нужно уяснить: амитоз – прямое деление, митоз – непрямое деление.
Литература: [1, с. 21-28 ].
Вопросы для самоконтроля
1. Как называются компоненты клетки?
2. В каких органоидах образуются белки?
3. В каких органоидах образуется энергия?
4. Органоиды специального значения.
Тема 1.2. Учение о тканях (гистология)
Студент должен:
уметь:
· по гистологическим препаратам различить основные виды тканей;
знать:
· основные виды тканей, их структурно-функциональную единицу, функции.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Основные виды тканей. Эпителиальные, мышечные, нервная и соединительные ткани.
Методические указания
При изучении данной темы студент должен обратить внимание на существование у человека четырех видов тканей – эпителиальных, мышечных, соединительных и нервной. Необходимо понять структурно-функциональную единицу каждой ткани, четко представлять разновидности и функцию всех тканей.
Литература: [1, с. 28-51].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите четыре вида тканей, образующих органы тела человека.
2. Чем отличается соединительная ткань от эпителиальной?
3. Назовите форменные элементы крови.
4. Какое отличие в строении поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани?
5. Чем отличается строение нейрона от других клеток?
РАЗДЕЛ 4. КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Тема 2.1. Кости и их соединения. Мышечная система
Студент должен:
уметь:
· ориентироваться в топографии костей на скелете человека;
· группировать мышцы по признаку выполнения движения;
знать:
· строение костей, их соединение;
· название костей туловища, рук, ног, головы;
· движения костей в суставах;
· строение суставов;
· мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор скелета, значение скелета.
Строение кости как органа. Химический состав. Возрастные изменения костей. Виды соединения костей.
Отделы скелета человека. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Скелет головы – череп.
Значение мышечной системы. Строение мышцы как органа. Краткие топографические сведения о мышцах. Значение физической тренировки мышц.
Методические указания
Кости изучаются на демонстрационной модели скелета человека и по рисункам атласа и учебника. Необходимо запомнить названия костей, их положение в скелете и на живом человеке, а также функциональное значение каждой кости.
Изучив общие вопросы о строении костей, переходят к изучению общих вопросов о соединениях костей. Следует представлять структуру основных видов соединений костей: непрерывных (синхондрозы, синостозы, синдесмозы) и прерывных (суставы). Движения в суставах.
Далее изучаются кости и соединения костей туловища, верхних конечностей, нижних конечностей и черепа.
Приступая к изучению мышечной системы, надо использовать для этого книги, рисунки, таблицы, муляжи, на которых рассматривается месторасположение, место прикрепления мышц.
Основной тканью мышцы является поперечнополосатая мышечная ткань. Кроме нее в мышце имеются прослойки соединительной ткани, артерии, капилляры и нервы.
Нужно уяснить важность значения скелетных мышц в организме человека. Мышцы обеспечивают вертикальное положение человека, осуществляют активное перемещение тела в пространстве, обуславливают дыхательные движения, способствуют удержанию органов грудной и брюшной полости, а также органов тела. Принимают участие в теплорегуляции, усиливают кровообращение и лимфообращение.
При изучении физиологии мышц следует обратить внимание на основные свойства мышц (возбудимость, сократимость, растяжимость и эластичность), их взаимосвязь с нервной системой. При нарушении целостности нерва мышца перестает функционировать.
Следует изучить обмен веществ в мышцах, уяснить работу и утомление мышц.
Литература: [1, с. 71-110; с.111-145].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите функции скелета.
2. Какую роль выполняет надкостница.
3. Чем отличается губчатое вещество от компактного?
4. Назовите виды костного мозга и их функциональное значение.
5. Что такое суставы?
6. Приведите примеры непрерывных соединений костей в скелете.
7. Сколько отделов в позвоночном столбе и как они называются?
8. Назовите отделы верхних и нижних конечностей.
9. Как называются кости мозгового черепа?
10. Назовите основной вид соединения костей черепа?
11. Значение мышечной системы.
12. Строение мышцы как органа.
13. Значение физической нагрузки на костно-мышечную систему.
РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ
Тема 5.1. Система органов пищеварения. Обмен веществ
Студент должен:
уметь:
· ориентироваться в топографии органов пищеварения, дыхательной, мочевой системы;
· показать проекции органов на поверхность тела;
знать:
· названия органов пищеварительной, дыхательной, мочевой системы, желез внутренней секреции;
· строение и функции этих органов.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение органов пищеварительного канала и пищеварительных желез. Значение органов пищеварения.
Белковый, углеводный и жировой обмен. Понятие о водном и солевом обмене. Витамины и их значение в обмене веществ.
Методические указания
Прежде всего следует изучить расположение отделов пищеварительного тракта и особенности строения стенки каждого из них, а также структуру, месторасположение и роль крупных пищеварительных желез (слюнных, печени, поджелудочной железы).
После изучения общего обзора органов пищеварения, нужно перейти к изучению строения стенки полости рта, строения органов, лежащих в полости рта, а также процесса пищеварения, происходящего в полости рта. При изучении глотки необходимо обратить внимание на 7 отверстий, которыми она сообщается с соседними полостями, акт глотания.
При изучении пищевода требуется знать его длину, сужения, строение стенки и топографию.
При изучении желудка усвоить его форму и части. Обратить внимание на строение стенки и процесс пищеварения в желудке. Затем изучается тонкий кишечник, его отделы, топография, длина, особенности строения стенки, пищеварение в нем, взаимосвязь с поджелудочной железой и печенью. Нужно знать отделы толстого кишечника, отличие строения его стенки от строения стенки тонкой кишки, процесс пищеварения в толстом кишечнике.
Особое внимание обратить на печень и поджелудочную железу. Знать их расположение, строение и функции.
Литература: [1, с.145-184, с. 206-213].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите крупные пищеварительные железы.
2. Перечислите органы пищеварительного канала и их расположение.
3. Пищеварение в тонком кишечнике.
4. Функции печени.
5. Роль поджелудочной железы.
Тема 5.2. Система органов дыхания
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Значение дыхания для организма. Особенности строения стенки воздухоносных органов. Придаточные пазухи носа, их значение.
Легкие, их месторасположение и строение. Легочное дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
Методические указания
Изучая систему органов дыхания, надо иметь в виду, что полость носа, гортань, трахея, бронхи выполняют только воздухоносную роль, тогда как легкие осуществляют газообмен. Надо обратить внимание на анатомические особенности слизистой оболочки носа (обильное кровоснабжение, наличие обонятельной зоны, связь с воздухоносными пазухами костей черепа). Уяснить связь носоглотки с полостью среднего уха при помощи слуховых труб.
При изучении гортани необходимо усвоить ее топографию, строение хрящей, их соединения. Особенностью строения бронхиол является отсутствие хрящевой основы. Они состоят из соединительной ткани и пучков гладких мышечных клеток.
Изучая легкие, надо уметь отличить правое легкое от левого, показать верхушку легкого, основание, поверхности, края, ворота и корень. Внимательно изучить строение бронхиального дерева, бронхиол, легочных альвеол, роль плевральных пазух и плевральной полости, сущность газообмена, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также регуляцию дыхания и механизм вдоха.
Литература: [1, с. 184-203].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите воздухоносные органы.
2. Почему воздух нужно вдыхать через нос, а не через рот?
3. Строение легких.
4. Сущность газообмена.
Тема 5.3. Система мочеполовых органов и желез
внутренней секреции
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор мочеполовых органов. Почки, их месторасположение, строение. Понятие о нефроне. Механизм мочеобразования. Мочевыводящие органы. Значение выделения.
Общий обзор желез внутренней секреции, их значение для организма. Понятие о гормонах. Взаимосвязь между железами внутренней секреции и их связь с нервной системой.
Методические указания
Изучение системы мочеполовых органов следует начать с общего обзора. Затем рассмотреть органы, в которых образуется моча, - почки. Для понимания процессов мочеобразования необходимо хорошо представлять строение нефрона и его взаимосвязь с кровеносными сосудами.
При изучении мочевыводящих органов обратить внимание на расположение, строение стенок и функцию их. Знать состав мочи.
При изучении желез внутренней секреции необходимо дать общую характеристику этих органов: отсутствие протоков, обильное кровоснабжение и иннервация, незначительная величина, специфическое влияние их секрета. Следует знать, что работа всех желез регулируется нервной системой, что все железы находятся во взаимной связи и взаимном влиянии при помощи кровеносной системы.
Литература: [1, с. 221-229; с. 245-257].
Вопросы для самоконтроля
1. Где расположены почки?
2. Строение нефрона.
3. Как образуется моча?
4. Назовите железы внутренней секреции, расположенные в полости черепа.
5. Перечислите железы, расположенные в области шеи и грудной полости.
6. Внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы.
7. Гипофиз и его гормоны.
8. Надпочечники, их расположение и гормоны.
9. Какие гормоны регулируют норму глюкозы в крови?
РАЗДЕЛ 6. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Тема 6.1. Сердце. Кровеносные сосуды
Студент должен:
знать:
· виды кровеносных сосудов;
· строение сердца;
· отличие артерий от вен;
уметь:
· отличать по рисункам артерии от вен;
· ориентироваться в топографии сердца.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор сердечно-сосудистой системы. Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры. Сердце, его местоположение и строение. Работа сердца. Проводящая система сердца. Артерии большого круга кровообращения. Вены большого круга кровообращения. Скорость движения крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы.
Методические указания
К сосудистой системе относятся кровеносная и лимфатическая системы. Кровеносная система состоит из сердца, артерий, вен и капилляров. Нужно знать строение стенки сосудов, отличие артерий от вен. Уяснить значение кровеносной системы.
Особое внимание нужно уделить изучению строения сердца.
Обратить внимание на неодинаковое развитие камер сердца (мощная стенка левого желудочка), несообщающиеся между собой правую и левую половины, клапанный аппарат сердца, обеспечивающий движение крови в одном направлении.
При изучении кровеносных сосудов обратить внимание на крупные артерии и области их кровоснабжения.
Изучая вены, надо знать, от каких органов или частей тела они собирают кровь и куда впадают. Значение венозных клапанов, облегчающих движение крови к сердцу. Наглядными пособиями по этой теме должны быть анатомические таблицы, модели, препараты сердца.
Литература: [1, с. 257-286].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите отличие артерий от вен.
2. Строение стенки сердца.
3. Назовите камеры сердца.
4. Как называются клапаны, расположенные между камерами и на выходе артерий из желудочков?
5. Какую роль выполняют клапаны?
6. Роль воротной вены. От каких органов она собирает кровь?
Тема 6.2. Лимфатическая система
Студент должен:
уметь:
· показать по таблицам лимфатические сосуды;
знать:
· процесс лимфообразования.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Лимфообразование и состав лимфы. Лимфатические сосуды, лимфатические узлы, их значение. Кроветворные органы.
Методические указания
Лимфатическая система является частью сердечно-сосудистой системы. Лимфа движется по направлению к крупным венам шеи и здесь вливается в кровяное русло. Уяснить значение лимфатической системы и селезенки.
Литература: [1, с. 308-317].
Вопросы для самоконтроля
1. Роль лимфатической системы.
2. Назовите два лимфатических протока.
3. Какую функцию выполняют лимфоузлы?
РАЗДЕЛ 7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Тема 6.1. Центральная и периферическая нервная система
Студент должен:
уметь:
· показать в атласе и на муляжах основные структуры головного и спинного мозга;
знать:
· строение и функции спинного мозга;
· отделы головного мозга и их функцию;
· анализаторную функцию коры головного мозга, проводящие пути;
· периферическую нервную систему;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общая характеристика нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг, его расположение, внутреннее строение, оболочки. Центры и общие данные о проводящих путях спинного мозга.
Общий обзор головного мозга, его отделы. большие полушария, ядра, их значение. Кора больших полушарий, ее строение и значение.
Периферическая нервная система. Спинномозговые и черепномозговые нервы, области их иннервации.
Вегетативная нервная система. Особенности ее строения и значение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Высшие вегетативные центры.
Методические указания
Прежде чем приступить к изучению этой темы, нужно повторить строение и основные свойства нервной ткани. После этого рассмотреть значение нервной системы и общие данные о ее строении.
Спинной мозг изучается по схемам и рисункам учебника. Нужно знать топографию, границы спинного мозга, внутреннее строение, функциональное значение клеток, лежащих в передних, задних и боковых рогах серого вещества спинного мозга, спинномозговые узлы, корешки спинного мозга и порядок образования спинномозговых нервов.
Затем изучается головной мозг, его отделы, начиная с продолговатого. Особое внимание уделяется изучению строения конечного мозга, микроскопическому строению коры (шесть слоев), местоположению анализаторов в коре. Обратить внимание на функциональную асимметрию – уникальную особенность мозга человека, при которой правое полушарие связано с образным мышлением, левое полушарие с абстрактным мышлением. Развитие словесной речи и абстрактного мышления в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки (а она контролируется левым полушарием) в трудовой деятельности. Далее изучить оболочки головного и спинного мозга и пространство между оболочками. При изучении проводящих путей надо знать, что они делятся на ассоциационные, комиссуриальные и проекционные (чувствительные и двигательные).
При рассмотрении периферической нервной системы надо изучить спинномозговые нервы, их количество, то что они являются смешанными, образованы двумя корешками. Обращается внимание на образование сплетений (шейного, плечевого поясничного и крестцового) и крупные нервы, отходящие от сплетений.
Надо знать области иннервации 12-ти пар черепномозговых нервов. Уяснить, что иннервирует вегетативная нервная система, ее отделы, особенности строения и функцию.
Литература: [1, с. 318-397 ].
Вопросы для самоконтроля
1. Роль серого вещества спинного мозга.
2. Назовите два лимфатических протока.
3. Какую функцию выполняют лимфоузлы?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 218.