САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
(ФГБПОУ «СПб МТК» ФМБА России)
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочного отделения по специальности
Медицинская оптика»
(базовый уровень)
Санкт-Петербург
2016
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 060606 «Медицинская оптика» и программой дисциплины «Анатомия и физиология человека» для обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы.
Методические указания рассмотрены цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин и одобрены методическим советом ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России.
Автор-составитель: Егорова Г.Н.,
преподаватель высшей квалификационной
категории.
Рецензент: Бондаренко В.Ф.,
преподаватель первой квалификационной
категории ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России
© ФГБПОУ «СПб МТК» ФМБА России, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение домашней контрольной работы и практических работ.
Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предназначены для оказания помощи студентам в освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика».
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» рассматривает строение тела человека и физиологические процессы, происходящие в органах, в состоянии их нормальной жизнедеятельности.
За основу берется строение органов во взрослом состоянии с учетом возрастных изменений.
Знание анатомии и физиологии человека является необходимым условием для качественного усвоения дисциплины: «Основы физиологической оптики», а также для успешной работы в качестве специалистов по медицинской оптике.
В результате изучения дисциплины
студент должен:
уметь:
· применять анатомическую и физиологическую терминологию;
знать:
· анатомию и физиологию органа зрения;
· строение и функции органов и систем организма.
Изучение дисциплины «Анатомия и физиология человека» складывается из следующих основных этапов:
1. Самостоятельного изучения программы дисциплины с использованием рекомендованной литературы и методических указаний.
2. Выполнения домашней контрольной работы.
3. Занятий в период лабораторно-экзаменационной сессии.
4. Выполнения практических занятий.
5. Консультаций.
Формой итоговой аттестации является дифференцированный зачет.
Для получения зачета необходимо:
1. Иметь положительную рецензию на контрольную работу.
2. Получить зачет по практическим занятиям.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Тема 1.1. Общий обзор строения тела человека
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Анатомия и физиология как основа медицины.
Связь анатомии и физиологии с другими медицинскими дисциплинами. Краткий очерк развития анатомии и физиологии.
Общий обзор систем органов, их строение и физиологические процессы, происходящие в них.
РАЗДЕЛ 2. КОЖА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Тема 2.1. Орган зрения
Студент должен
уметь:
· показать в атласе корковые отделы анализаторов;
· по рисункам горизонтального разреза глаза показать оболочки и внутреннее содержимое;
знать:
· что такое анализатор по Павлову, их виды.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение глазного яблока. Оболочки глазного яблока. Их строение и значение. Внутреннее содержимое глазного яблока.
Вспомогательный аппарат глаза.
Методические указания
Все раздражения, поступающие из внешней среды, а также из органов всего тела, человек воспринимает в виде ощущений.
Сложные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, называются анализаторами.
В каждом анализаторе различают три части: периферическую часть, или рецептор, который воспринимает раздражение и превращает его в нервный процесс, проводник возбуждения, или нерв, центральную часть анализатора, расположенную в коре головного мозга.
Органы чувств являются периферическими частями анализаторов.
Литература: [1, с. 398-424].
Вопросы для самоконтроля
1. Почему сетчатка является светочувствительной пленкой?
2. Где расположено желтое пятно и почему оно является местом ясного видения, центрального зрения?
3. Какую функцию выполняет хрусталик?
4. Функция радужной оболочки.
5. Роль внутриглазной жидкости; из чего она состоит?
6. Где расположен центральный отдел зрительного анализатора?
Методические указания
Наглядным пособием при изучении этой темы являются таблицы, рисунки учебника, гистологические препараты и микроскоп.
Вначале рассматриваются форма, величина и строение основных элементов клетки: ядра, цитоплазмы постоянных и временных включений, а также органоидов специального значения – миофибрилл, нейрофибрилл.
Из неклеточных форм живого вещества изучаются симпласт (примером является волокно поперечнополосатой мышечной ткани), синцитий и межклеточное вещество.
Рассматривая размножение клеток путем деления, нужно уяснить: амитоз – прямое деление, митоз – непрямое деление.
Литература: [1, с. 21-28 ].
Вопросы для самоконтроля
1. Как называются компоненты клетки?
2. В каких органоидах образуются белки?
3. В каких органоидах образуется энергия?
4. Органоиды специального значения.
Тема 1.2. Учение о тканях (гистология)
Студент должен:
уметь:
· по гистологическим препаратам различить основные виды тканей;
знать:
· основные виды тканей, их структурно-функциональную единицу, функции.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Основные виды тканей. Эпителиальные, мышечные, нервная и соединительные ткани.
Методические указания
При изучении данной темы студент должен обратить внимание на существование у человека четырех видов тканей – эпителиальных, мышечных, соединительных и нервной. Необходимо понять структурно-функциональную единицу каждой ткани, четко представлять разновидности и функцию всех тканей.
Литература: [1, с. 28-51].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите четыре вида тканей, образующих органы тела человека.
2. Чем отличается соединительная ткань от эпителиальной?
3. Назовите форменные элементы крови.
4. Какое отличие в строении поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани?
5. Чем отличается строение нейрона от других клеток?
РАЗДЕЛ 4. КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Тема 2.1. Кости и их соединения. Мышечная система
Студент должен:
уметь:
· ориентироваться в топографии костей на скелете человека;
· группировать мышцы по признаку выполнения движения;
знать:
· строение костей, их соединение;
· название костей туловища, рук, ног, головы;
· движения костей в суставах;
· строение суставов;
· мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор скелета, значение скелета.
Строение кости как органа. Химический состав. Возрастные изменения костей. Виды соединения костей.
Отделы скелета человека. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Скелет головы – череп.
Значение мышечной системы. Строение мышцы как органа. Краткие топографические сведения о мышцах. Значение физической тренировки мышц.
Методические указания
Кости изучаются на демонстрационной модели скелета человека и по рисункам атласа и учебника. Необходимо запомнить названия костей, их положение в скелете и на живом человеке, а также функциональное значение каждой кости.
Изучив общие вопросы о строении костей, переходят к изучению общих вопросов о соединениях костей. Следует представлять структуру основных видов соединений костей: непрерывных (синхондрозы, синостозы, синдесмозы) и прерывных (суставы). Движения в суставах.
Далее изучаются кости и соединения костей туловища, верхних конечностей, нижних конечностей и черепа.
Приступая к изучению мышечной системы, надо использовать для этого книги, рисунки, таблицы, муляжи, на которых рассматривается месторасположение, место прикрепления мышц.
Основной тканью мышцы является поперечнополосатая мышечная ткань. Кроме нее в мышце имеются прослойки соединительной ткани, артерии, капилляры и нервы.
Нужно уяснить важность значения скелетных мышц в организме человека. Мышцы обеспечивают вертикальное положение человека, осуществляют активное перемещение тела в пространстве, обуславливают дыхательные движения, способствуют удержанию органов грудной и брюшной полости, а также органов тела. Принимают участие в теплорегуляции, усиливают кровообращение и лимфообращение.
При изучении физиологии мышц следует обратить внимание на основные свойства мышц (возбудимость, сократимость, растяжимость и эластичность), их взаимосвязь с нервной системой. При нарушении целостности нерва мышца перестает функционировать.
Следует изучить обмен веществ в мышцах, уяснить работу и утомление мышц.
Литература: [1, с. 71-110; с.111-145].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите функции скелета.
2. Какую роль выполняет надкостница.
3. Чем отличается губчатое вещество от компактного?
4. Назовите виды костного мозга и их функциональное значение.
5. Что такое суставы?
6. Приведите примеры непрерывных соединений костей в скелете.
7. Сколько отделов в позвоночном столбе и как они называются?
8. Назовите отделы верхних и нижних конечностей.
9. Как называются кости мозгового черепа?
10. Назовите основной вид соединения костей черепа?
11. Значение мышечной системы.
12. Строение мышцы как органа.
13. Значение физической нагрузки на костно-мышечную систему.
РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ
Тема 5.1. Система органов пищеварения. Обмен веществ
Студент должен:
уметь:
· ориентироваться в топографии органов пищеварения, дыхательной, мочевой системы;
· показать проекции органов на поверхность тела;
знать:
· названия органов пищеварительной, дыхательной, мочевой системы, желез внутренней секреции;
· строение и функции этих органов.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Строение органов пищеварительного канала и пищеварительных желез. Значение органов пищеварения.
Белковый, углеводный и жировой обмен. Понятие о водном и солевом обмене. Витамины и их значение в обмене веществ.
Методические указания
Прежде всего следует изучить расположение отделов пищеварительного тракта и особенности строения стенки каждого из них, а также структуру, месторасположение и роль крупных пищеварительных желез (слюнных, печени, поджелудочной железы).
После изучения общего обзора органов пищеварения, нужно перейти к изучению строения стенки полости рта, строения органов, лежащих в полости рта, а также процесса пищеварения, происходящего в полости рта. При изучении глотки необходимо обратить внимание на 7 отверстий, которыми она сообщается с соседними полостями, акт глотания.
При изучении пищевода требуется знать его длину, сужения, строение стенки и топографию.
При изучении желудка усвоить его форму и части. Обратить внимание на строение стенки и процесс пищеварения в желудке. Затем изучается тонкий кишечник, его отделы, топография, длина, особенности строения стенки, пищеварение в нем, взаимосвязь с поджелудочной железой и печенью. Нужно знать отделы толстого кишечника, отличие строения его стенки от строения стенки тонкой кишки, процесс пищеварения в толстом кишечнике.
Особое внимание обратить на печень и поджелудочную железу. Знать их расположение, строение и функции.
Литература: [1, с.145-184, с. 206-213].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите крупные пищеварительные железы.
2. Перечислите органы пищеварительного канала и их расположение.
3. Пищеварение в тонком кишечнике.
4. Функции печени.
5. Роль поджелудочной железы.
Тема 5.2. Система органов дыхания
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Значение дыхания для организма. Особенности строения стенки воздухоносных органов. Придаточные пазухи носа, их значение.
Легкие, их месторасположение и строение. Легочное дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
Методические указания
Изучая систему органов дыхания, надо иметь в виду, что полость носа, гортань, трахея, бронхи выполняют только воздухоносную роль, тогда как легкие осуществляют газообмен. Надо обратить внимание на анатомические особенности слизистой оболочки носа (обильное кровоснабжение, наличие обонятельной зоны, связь с воздухоносными пазухами костей черепа). Уяснить связь носоглотки с полостью среднего уха при помощи слуховых труб.
При изучении гортани необходимо усвоить ее топографию, строение хрящей, их соединения. Особенностью строения бронхиол является отсутствие хрящевой основы. Они состоят из соединительной ткани и пучков гладких мышечных клеток.
Изучая легкие, надо уметь отличить правое легкое от левого, показать верхушку легкого, основание, поверхности, края, ворота и корень. Внимательно изучить строение бронхиального дерева, бронхиол, легочных альвеол, роль плевральных пазух и плевральной полости, сущность газообмена, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также регуляцию дыхания и механизм вдоха.
Литература: [1, с. 184-203].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите воздухоносные органы.
2. Почему воздух нужно вдыхать через нос, а не через рот?
3. Строение легких.
4. Сущность газообмена.
Тема 5.3. Система мочеполовых органов и желез
внутренней секреции
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор мочеполовых органов. Почки, их месторасположение, строение. Понятие о нефроне. Механизм мочеобразования. Мочевыводящие органы. Значение выделения.
Общий обзор желез внутренней секреции, их значение для организма. Понятие о гормонах. Взаимосвязь между железами внутренней секреции и их связь с нервной системой.
Методические указания
Изучение системы мочеполовых органов следует начать с общего обзора. Затем рассмотреть органы, в которых образуется моча, - почки. Для понимания процессов мочеобразования необходимо хорошо представлять строение нефрона и его взаимосвязь с кровеносными сосудами.
При изучении мочевыводящих органов обратить внимание на расположение, строение стенок и функцию их. Знать состав мочи.
При изучении желез внутренней секреции необходимо дать общую характеристику этих органов: отсутствие протоков, обильное кровоснабжение и иннервация, незначительная величина, специфическое влияние их секрета. Следует знать, что работа всех желез регулируется нервной системой, что все железы находятся во взаимной связи и взаимном влиянии при помощи кровеносной системы.
Литература: [1, с. 221-229; с. 245-257].
Вопросы для самоконтроля
1. Где расположены почки?
2. Строение нефрона.
3. Как образуется моча?
4. Назовите железы внутренней секреции, расположенные в полости черепа.
5. Перечислите железы, расположенные в области шеи и грудной полости.
6. Внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы.
7. Гипофиз и его гормоны.
8. Надпочечники, их расположение и гормоны.
9. Какие гормоны регулируют норму глюкозы в крови?
РАЗДЕЛ 6. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Тема 6.1. Сердце. Кровеносные сосуды
Студент должен:
знать:
· виды кровеносных сосудов;
· строение сердца;
· отличие артерий от вен;
уметь:
· отличать по рисункам артерии от вен;
· ориентироваться в топографии сердца.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общий обзор сердечно-сосудистой системы. Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры. Сердце, его местоположение и строение. Работа сердца. Проводящая система сердца. Артерии большого круга кровообращения. Вены большого круга кровообращения. Скорость движения крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы.
Методические указания
К сосудистой системе относятся кровеносная и лимфатическая системы. Кровеносная система состоит из сердца, артерий, вен и капилляров. Нужно знать строение стенки сосудов, отличие артерий от вен. Уяснить значение кровеносной системы.
Особое внимание нужно уделить изучению строения сердца.
Обратить внимание на неодинаковое развитие камер сердца (мощная стенка левого желудочка), несообщающиеся между собой правую и левую половины, клапанный аппарат сердца, обеспечивающий движение крови в одном направлении.
При изучении кровеносных сосудов обратить внимание на крупные артерии и области их кровоснабжения.
Изучая вены, надо знать, от каких органов или частей тела они собирают кровь и куда впадают. Значение венозных клапанов, облегчающих движение крови к сердцу. Наглядными пособиями по этой теме должны быть анатомические таблицы, модели, препараты сердца.
Литература: [1, с. 257-286].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите отличие артерий от вен.
2. Строение стенки сердца.
3. Назовите камеры сердца.
4. Как называются клапаны, расположенные между камерами и на выходе артерий из желудочков?
5. Какую роль выполняют клапаны?
6. Роль воротной вены. От каких органов она собирает кровь?
Тема 6.2. Лимфатическая система
Студент должен:
уметь:
· показать по таблицам лимфатические сосуды;
знать:
· процесс лимфообразования.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Лимфообразование и состав лимфы. Лимфатические сосуды, лимфатические узлы, их значение. Кроветворные органы.
Методические указания
Лимфатическая система является частью сердечно-сосудистой системы. Лимфа движется по направлению к крупным венам шеи и здесь вливается в кровяное русло. Уяснить значение лимфатической системы и селезенки.
Литература: [1, с. 308-317].
Вопросы для самоконтроля
1. Роль лимфатической системы.
2. Назовите два лимфатических протока.
3. Какую функцию выполняют лимфоузлы?
РАЗДЕЛ 7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Тема 6.1. Центральная и периферическая нервная система
Студент должен:
уметь:
· показать в атласе и на муляжах основные структуры головного и спинного мозга;
знать:
· строение и функции спинного мозга;
· отделы головного мозга и их функцию;
· анализаторную функцию коры головного мозга, проводящие пути;
· периферическую нервную систему;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общая характеристика нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг, его расположение, внутреннее строение, оболочки. Центры и общие данные о проводящих путях спинного мозга.
Общий обзор головного мозга, его отделы. большие полушария, ядра, их значение. Кора больших полушарий, ее строение и значение.
Периферическая нервная система. Спинномозговые и черепномозговые нервы, области их иннервации.
Вегетативная нервная система. Особенности ее строения и значение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Высшие вегетативные центры.
Методические указания
Прежде чем приступить к изучению этой темы, нужно повторить строение и основные свойства нервной ткани. После этого рассмотреть значение нервной системы и общие данные о ее строении.
Спинной мозг изучается по схемам и рисункам учебника. Нужно знать топографию, границы спинного мозга, внутреннее строение, функциональное значение клеток, лежащих в передних, задних и боковых рогах серого вещества спинного мозга, спинномозговые узлы, корешки спинного мозга и порядок образования спинномозговых нервов.
Затем изучается головной мозг, его отделы, начиная с продолговатого. Особое внимание уделяется изучению строения конечного мозга, микроскопическому строению коры (шесть слоев), местоположению анализаторов в коре. Обратить внимание на функциональную асимметрию – уникальную особенность мозга человека, при которой правое полушарие связано с образным мышлением, левое полушарие с абстрактным мышлением. Развитие словесной речи и абстрактного мышления в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки (а она контролируется левым полушарием) в трудовой деятельности. Далее изучить оболочки головного и спинного мозга и пространство между оболочками. При изучении проводящих путей надо знать, что они делятся на ассоциационные, комиссуриальные и проекционные (чувствительные и двигательные).
При рассмотрении периферической нервной системы надо изучить спинномозговые нервы, их количество, то что они являются смешанными, образованы двумя корешками. Обращается внимание на образование сплетений (шейного, плечевого поясничного и крестцового) и крупные нервы, отходящие от сплетений.
Надо знать области иннервации 12-ти пар черепномозговых нервов. Уяснить, что иннервирует вегетативная нервная система, ее отделы, особенности строения и функцию.
Литература: [1, с. 318-397 ].
Вопросы для самоконтроля
1. Роль серого вещества спинного мозга.
2. Назовите два лимфатических протока.
3. Какую функцию выполняют лимфоузлы?
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине «Анатомия и физиология человека» студент выполняет одну домашнюю контрольную работу, которая дает ему возможность конкретизировать проработанный материал, разобраться в наиболее трудных вопросах, самостоятельно изложить изученные разделы.
Контрольная работа должна выполняться в отдельной тетради с полями, чернилами, четко и аккуратно. На первой странице пишется название дисциплины, фамилия и инициалы, шифр и адрес студента. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, дата выполнения работы и подпись автора (студента).
В контрольной работе кратко и ясно излагаются ответы на поставленные вопросы.
Изложение ответов должно носить творческий характер, а не переписку отдельных глав и страниц учебника. Каждый ответ сопровождается рисунками или схемами с обозначением анатомических образований.
Контрольная работа составлена в десяти вариантах. Выбор варианта зависит от шифра студента, если шифр студента оканчивается на цифру 1, то выполняется первый вариант, на цифру 2 – второй вариант и т.д. Студент, шифр которого оканчивается на ноль, выполняет десятый вариант.
Если студент выполняет контрольную работу не своего варианта, то она возвращается без проверки.
Контрольная работа, выполненная неудовлетворительно, возвращается студенту на исправление.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
1. Лимфатическая система (лимфатические капилляры, сосуды, два ствола, лимфатические узлы и селезёнка), ее функция и топография.
2. Кости верхних конечностей (их строение и расположение на скелете).
3. Железы внутренней секреции (местонахождение, роль в организме, взаимосвязь их между собой, с кровеносной и нервной системами).
4. Поджелудочная железа (строение, секрет, роль в пищеварении).
5. Стекловидное тело.
Вариант 2
1. Лёгкие (месторасположение, поверхности, доли, ворота, корень, органы, входящие и выходящие из ворот, бронхиальное дерево, сегменты, легочные дольки, альвеолярные ходы, строение стенки альвеол).
2. Кровь (состав, функция, особенности строения клеток крови, их значение в организме).
3. Скелет туловища (позвоночник и грудная клетка).
4. Строение и функции сосудистого тракта глазного яблока.
5. Мышечные ткани (гладкая, поперечнополосатая и сердечная мышца, их строение, местоположение, свойства).
Вариант 3
1. Спинной мозг (строение, форма, месторасположение, топография серого и белого вещества, функция клеток, расположенных в передних, задних и боковых рогах).
2. Соединение костей верхних конечностей (описание суставов плечевого пояса и свободной верхней конечности по форме, виду и по осям движения).
3. Эпителиальные ткани (классификация по функции, из какого зародышевого листка развивается каждый вид эпителия).
4. Строение и функции фиброзной оболочки глазного яблока.
5. Значение скелетных мышц.
Вариант 4
1. Строение животной клетки (компоненты клетки, органоиды общего и специального значения).
2. Воздухоносные органы (топография, особенности строения стенки, взаимосвязь с легочными альвеолами).
3. Прозрачные среды глазного яблока.
4. Классификация суставов (по форме, виду и осям движения).
5. Глазница (четыре стенки глазницы, соединение глазницы с полостью черепа и полостью носа).
Вариант 5
1. Череп (строение костей мозгового и лицевого черепа).
2. Кожа (строение трёх слоев кожи, железы кожи, их секрет, придатки кожи, рецепторы, функция).
3. Процесс мочеобразования (строение нефрона, образование первичной и вторичной мочи).
4. Наружная оболочка глазного яблока (ее строение и функция).
5. Трахея и бронхи (их топография, особенности строения стенки).
Вариант 6
1. Грудная клетка (строение грудной клетки и функция).
2. Воздухоносные пазухи (лобные, гайморовы, сосцевидные, решетчатый лабиринт и основные, их взаимосвязь с полостью носа и средним ухом).
3. Вегетативная нервная система (симпатический и парасимпатический отделы, особенности функций вегетативной нервной системы).
4. Хрусталик.
5. Виды кровеносных сосудов (артерии, вены, капилляры, строение стенки).
Вариант 7
1. Печень (топография, ворота, органы, входящие и выходящие через них, строение и функции печени).
2. Островковая часть поджелудочной железы (взаимосвязь с кровеносной и нервной системами, значение гормона).
3. Внутриглазная жидкость.
4. Сердце (форма, размер, топография, строение стенки, сосуды, входящие и выходящие из сердца, камеры и клапаны, работа сердца).
5. Центральная нервная система (топография, отделы и взаимосвязь).
Вариант 8
1. Опорно-трофические ткани (их строение, функции и происхождение).
2. Кости лицевого черепа (парные и непарные кости, их анатомические особенности).
3. Механизм входа и выдоха.
4. Сетчатка (внутренняя оболочка глазного яблока, ее строение и функция).
5. Симпатическая нервная система.
Вариант 9
1. Схема большого и малого круга кровообращения (кровеносные сосуды, выходящие из левого и правого желудочков, области их кровоснабжения, кровеносные сосуды, вступающие в правое и левое предсердие).
2. Толстый кишечник (длина, отделы, топография, строение стенки, процессы, происходящие в толстой кишке).
3. Щитовидная железа (топография, вес, функция, гормоны, их роль в организме).
4. Размножение клеток амитозом и митозом.
5. Слезные железы и слезопроводящие пути.
Вариант 10
1. Почки (топография, оболочки, фиксирующий аппарат, форма, поверхности, края, ворота, пазуха, корковое и мозговое вещество, кровоснабжение, понятие о нефроне).
2. Желудок (форма, топография, ёмкость, строение стенки, железы желудка, их секрет, пищеварение в желудке).
3. Прерывные соединения костей (обязательные части сустава, вспомогательный аппарат, форма и виды суставов).
4. Отделы головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг, особенности расположения серого и белого вещества, взаимосвязь желудочков мозга между собой и соседними полостями).
5. Конъюнктива, ее функция.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Воробьёва Е.А. и др. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 1988.
2. Георгиева Т.В. и др. Физиология. - М: Медицина, 1981.
Дополнительная
1. Сапин Г.Д. Нормальная анатомия и физиология. - М.: Медицина,
1988.
2. Липченко С.Н., Самусёв К.П. Нормальная анатомия: Атлас. - М.:
Медицина, 1988.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Содержание дисциплины | 4 |
Методические указания по выполнению контрольной работы | 15 |
Варианты контрольных заданий | 16 |
Перечень практических занятий | 19 |
Литература | 20 |
Технический редактор: Ю.В. Сиднева
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
(ФГБПОУ «СПб МТК» ФМБА России)
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочного отделения по специальности
Медицинская оптика»
(базовый уровень)
Санкт-Петербург
2016
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 060606 «Медицинская оптика» и программой дисциплины «Анатомия и физиология человека» для обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы.
Методические указания рассмотрены цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин и одобрены методическим советом ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России.
Автор-составитель: Егорова Г.Н.,
преподаватель высшей квалификационной
категории.
Рецензент: Бондаренко В.Ф.,
преподаватель первой квалификационной
категории ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России
© ФГБПОУ «СПб МТК» ФМБА России, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение домашней контрольной работы и практических работ.
Методические указания по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предназначены для оказания помощи студентам в освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика».
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» рассматривает строение тела человека и физиологические процессы, происходящие в органах, в состоянии их нормальной жизнедеятельности.
За основу берется строение органов во взрослом состоянии с учетом возрастных изменений.
Знание анатомии и физиологии человека является необходимым условием для качественного усвоения дисциплины: «Основы физиологической оптики», а также для успешной работы в качестве специалистов по медицинской оптике.
В результате изучения дисциплины
студент должен:
уметь:
· применять анатомическую и физиологическую терминологию;
знать:
· анатомию и физиологию органа зрения;
· строение и функции органов и систем организма.
Изучение дисциплины «Анатомия и физиология человека» складывается из следующих основных этапов:
1. Самостоятельного изучения программы дисциплины с использованием рекомендованной литературы и методических указаний.
2. Выполнения домашней контрольной работы.
3. Занятий в период лабораторно-экзаменационной сессии.
4. Выполнения практических занятий.
5. Консультаций.
Формой итоговой аттестации является дифференцированный зачет.
Для получения зачета необходимо:
1. Иметь положительную рецензию на контрольную работу.
2. Получить зачет по практическим занятиям.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.