Основы управления мероприятиями системы ГО в различных режимах, ее функционирования и степенях готовности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6. Руководство и органы управления гражданской обороной Донецкой Народной Республики.

7. Режимы функционирования гражданской обороны.

8. Степени готовности ГО, их установление и проводимые по ним мероприятия. Порядок и последовательность перевода ГО объекта с мирного на военное положение.

9. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

10.   Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Классификация чрезвычайных ситуаций

11. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, социально-политического и военного характера. 

12. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

13. Понятие химической, радиационной, бактериологической обстановки.

14. Очаги поражения.  

15.  Коллективные средства защиты.

16. Основные задачи защиты населения и территорий в области гражданской обороны.

17. Комплекс мероприятий, осуществляемых в целях не допущения или максимального ослабления поражения людей и уменьшения ущерба экономике.

18. Организация, построение, задачи, порядок сбора, обработки и передачи информации систем мониторинга.

19. Система оповещения в интересах управления ГО.

20. Организация эвакуации населения.

21. Эвакуационные органы, их задачи, состав и порядок создания.

22. Защитные сооружения ГО, их классификация.

23. Цели, задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ.

24. Розыск и спасение пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов.

25. Специальная и санитарная обработка.

26. Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Дезактивация, дегазация и дезинфекция.

27. Действия формирований ГО при проведении обеззараживания.

28. Санитарная обработка личного состава формирований ГО и населения.

29. Понятие устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в военное время и основные пути ее повышения. 

30. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы предприятий, учреждений и организаций.  

31. Обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения. 

32. Порядок накопления, хранения и использования мобилизационных резервов для нужд гражданской обороны.

33.  Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий ГО.

34.  Региональная система управления гражданской обороной, законодательные и нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.  

35. Нормативно-правовые основы ГО Донецкой Народной Республики. Закон Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и его требования к организации гражданской обороны в учреждениях образования.

36. Чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социально-политического характера. Предупреждение и реагирование на чрезвычайные ситуации.

37. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

38. Силы и средства гражданской обороны, привлекаемые к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

39.   Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

40. Уровни реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного, природного  и военного характера.

41. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

42. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

43. Порядок эксплуатации существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны.

44. Транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий.

45. Организация работы пунктов временного размещения населения и пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

46. Международное гуманитарное право и права человека.

47. Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

48. Обязанности организаций и граждан Донецкой Народной Республики по мобилизационной подготовке и мобилизации.

49. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время.

50. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Донецкой Народной Республике.

 

Практические вопросы, выносимые на зачет

 

1. Планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны в учреждениях образования. Порядок их разработки, согласования и утверждения. Ввод в действие планов ГО военного времени.

2. Оценка радиационной обстановки по данным дозиметрического контроля и разведки.

3. Оценка степени загрязнения и заражения окружающей среды химическими и биологическими веществами

4. Защита обучающихся и персонала учреждений образования при угрозе возникновения военных действий от их последствий, а так же при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

5. Действия по сигналам ГО в организации в рабочее и нерабочее время Содержание и использование защитных сооружений ГО в мирное время и военное время

6. Особенности защиты населения при угрозе возникновения военных действий и от их последствий в современных условиях Донецкой Народной Республики.

7.  Использования сил и средств по выполнению задач АСиДНР.

8.  Организация управления и взаимодействия при ведении спасательных и других неотложных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций в учреждениях образования.

9. Практика отработки основных способов и методов защиты, а также правил поведения и практических навыков индивидуальных и коллективных действий в условиях ЧС техногенного и природного характера и военного времени.

10. Основные мероприятия гражданской обороны. Приобретение педагогами навыков создавать, принимать и реализовывать управленческие и исполнительские решения в пределах должностных обязанностей по гражданской обороне.

11. Мероприятия индивидуальной и коллективной защиты обучающихся в условиях предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного, природного и военного характера

12. Обязанности образовательных организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

13. Инструкция по гражданской обороне для педагогов и руководителей учреждений образования о порядке действий по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера и особенности ее реализации.

14.  Организация и построение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях образования.

15. Практические аспекты отработки материалов Плана гражданской обороны учреждения образования

Требования к гражданам Донецкой Народной Республики по соблюдению норм Международного гуманитарного права и прав человека.

17. Ответственность граждан за нарушение норм международного гуманитарного права. Роль и действия педагогических работников по обеспечению выполнения требований норм Международного гуманитарного права и прав человека в современных условиях его реализации.

18. Организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации.

19. Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время.

20. Мобилизационная подготовка педагогов и формирование способности к соответствующей профессионально-функциональной деятельности.

21. Действия формирований ГО по организации и проведению полной санитарной обработки.

22. Роль и действия педагогических работников по обеспечению выполнения требований норм Международного гуманитарного права и прав человека в современных условиях его реализации.

23. Планирование эвакуационных мероприятий в учреждениях образования.

24. Особенности управления по гражданской обороне в педагогической профессиональной деятельности (компетенции: создавать, принимать и реализовывать управленческие решения в пределах должностных обязанностей)

25. Организация укрытия в простейших защитных сооружениях гражданской обороны во время проведения боевых действий на территории Донецкой Народной Республики.

 

5. Направления дальнейшего самосовершенствования и подготовки

студентов в процессе самостоятельной работы

 

Дальнейшая работа по самосовершенствованию и подготовки будущих специалистов в соответствии с реализации задач предмета должна быть направлена на усовершенствование ранее приобретенных знаний и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и формирования их способности к выполнению профессионально-функциональных задач по назначению  учреждениях и организациях образования.

Воспитательной целью таких действий является создание психолого-педагогических условий для внутреннего принятия студентами института знаний и умений по вопросам гражданской обороны как личностно-значимых ценностей.

Основными задачами дальнейшей подготовки по направлениям реализации программы являются:

·  ознакомление студентов с основными положениями Конституции Донецкой Народной Республики, законов Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об особах правовых режимах», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике», Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «Об утверждении порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»,   других нормативно-правовых актов по вопросам гражданской обороны и обеспечение безопасной жизнедеятельности населения и территорий в нашем государстве;

· формирование у студентов знаний о функции и задачи гражданской обороны;

· осознание студентами своей обязанности по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угроз населению и территории в Украине;

· реализация основных направлений государственной политики в сфере гражданской обороны и защиты;

· обеспечение единства обучения, воспитания, развития и психологической подготовки студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· содействие профессионально-прикладной ориентации, теоретической и практической подготовке студентов к военной службе в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики и иных воинских формированиях, определенных действующим законодательством, а также подразделениях МЧС Донецкой Народной Республики и аварийно-спасательных служб;

· формирование у студентов высокого патриотического сознания, национального достоинства, готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по гражданской обороны;  

· объединения усилий учреждений образования, органов исполнительной власти, подразделений МЧС по действиям в составе функциональной подсистемы Единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера;

· формирование готовности студентов к обеспечению реализации программы их «Я»-концепции в направлении формирования и развития лучших идеалов героев-спасателей подразделений МЧС Донецкой Народной Республики;

· содействие определению каждым студентом его личной роли относительно активизации самоподготовки, самовоспитания и самосовершенствования навыков и умений в области действий в чрезвычайных ситуациях;

· формирование профессионально-психологической подготовленности студентов к реализации задач гражданской обороны в организациях и учреждениях образования.

Такая подготовка студентов включает профессиональную подготовку в области гражданской обороны и защиты, направленную на формирование личной готовности к реализации профессионально-функциональных задач по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. Она предусматривает формирование основ знаний и практических умений по гражданской обороне, гражданского защиты и безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Донецкой Народной Республике, создание условий для их психолого-патриотической закалки, формирование у них мотивов самоподготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях и личной реализации в процессе государственного строительства.

Дальнейшая самостоятельная работа по программе подготовки в сфере гражданской обороны требует:

· совершенствование форм и методов обучения студентов основам гражданской обороны;

· творчески-инновационного использования достижений современной педагогической науки, сориентирована на решение проблем подготовки специалиста, способного обеспечить безопасность государственной и личной жизнедеятельности;

· изучение студентами основ гражданского защиты и формирования у них устойчивых навыков и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного, экологического, природного и военного характера;

· осознание и усвоение студентами навыков защиты населения, основ организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· изучение студентами основ сохранения жизни и здоровья, формирования навыков и умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

· активной деятельности, направленной на самоформирование, самоподготовку и самовоспитание качеств и компетенций, необходимых для уверенных действий в экстремальных ситуациях.

 

Будущий педагогический работник должен знать:

· нормативно-правовые основы гражданской обороны в Донецкой Народной Республике;

· назначение основных организационных структур Гражданской обороны Донецкой Народной Республики, государственную систему органов управления, сил и средств, создаваемых для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера и его невоенизированных формирований;

· характеристику очагов поражения, возникающих в чрезвычайных условиях мирного и военного времени;

· способы и средства защиты населения от поражающих факторов аварий, катастроф, стихийных бедствий и современного оружия массового поражения;

· порядок действий формирования гражданской обороны и населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

· назначение и порядок работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

· методику прогнозирования возможной радиационной, химической (бактериологической), биологической обстановки, которая может возникнуть вследствие стихийного бедствия и аварии;

· основы устойчивости работы объектов транспорта в чрезвычайных условиях;

· основы организации проведения спасательных и других неотложных работ;

· основные качества, присущие спасателю аварийно-спасательных подразделений гражданской обороны МЧС Донецкой Народной Республики.

 

Будущий педагогический работник должен уметь:

· качественно выполнять профессионально-функциональные задачи по вопросам гражданской обороны по назначению;

· обеспечивать гражданскую защиту и безопасность жизнедеятельности населения государства;

· оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим;

· практически осуществлять меры защиты населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современного оружия;

· в соответствии с будущей специальностью оценивать устойчивость элементов объектов образования в чрезвычайных ситуациях и определять меры по ее повышению;

· оценивать радиационную, химическую и бактериологическую обстановку и обстановку, которая может возникнуть вследствие стихийного бедствия и аварии;

· руководить подготовкой формирований и проведение спасательных и других неотложных работ на объектах образования в соответствии с будущей профессионально-педагогической деятельностью;

· выявлять активность при проведении превентивных мероприятий, связанных с гражданской обороной;

· самоформировать и развивать собственную психологическую и практическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе осознания уровня сформованности у себя психологической, духовной и практической готовности к выполнению задач гражданской обороны.

Готовность педагогического работника к действиям в чрезвычайных ситуациях и выполнения профессионально-функциональных задач в области гражданской обороны представляет собой интегративное качество, составными компонентами которого являются:

 

· психологическая готовность (сформированность мотивов активной самоподготовки к гражданской защите);

· морально-патриотическая готовность (сформированность в качестве самоценным морально-патриотических качеств);

· практическая готовность (знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач по гражданской обороне).

 

6. Мероприятия и нормативы гражданской обороны для отработки в процессе самоподготовки

Контрольные нормативы

Основы гражданской обороны

 

1) Надевание противогаза.

Учебное отделение выполняет боевую задачу. Противогазы в походном положении. Неожиданно подается команда «Газы». Обучаемые надевают противогазы.

Время отсчитывается от момента подачи команды до возобновления дыхания после надевания противогаза.

3 балла - 10 с, 4 балла - 12 с, 3 балла - 14 с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Если при надевании противогаза проверяемый не закрыл глаза и не задержал дыхание, или после надевания не сделал полный выдох.

Если шлем-маска надета с перекосом.

Ошибки, снижающие оценку на два балла:

Если допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску, не полностью навинчена (ввернута) фильтрующе-поглощающая коробка.

          2)Надевание респиратора (Р-2).

Респираторы в противогазовой сумке. Неожиданно подается команда "Респиратор надеть". Обучаемые надевают респираторы.

Время отсчитывается от момента подачи команды до возобновления дыхания после надевания респиратора.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

При надевании респиратора Обучающийся не задержал дыхание или после надевания не сделал полный выдох;

5 балла - 11 с, 4 балла - 12 с, 3 балла - 13 с.

          3) Надевание общевойскового защитного комплекта.

Обучаемые в составе подразделения находятся на незараженной местности. Средства защиты учащихся.

а) По команде «Плащ в рукава. Газы» обучаемые надевают чулки, противогазы, перчатки, плащи в рукава:

5 балла - 3 мин, 4 балла - 3 мин 20 с, 3 балла - 4 мин.

б) По команде «Защитный костюм надеть. Газы» обучаемые надевают чулки,
плащи в виде комбинезона, противогазы, перчатки:

5 баллов - 4 мин , 4 балла - 4 мин 40 с, 3 балла - 5 мин 20с.

в) По команде «Химическая тревога» обучаемые надевают противогазы и плащи в виде накидки.

5 балла - 35 с, 4 балла - 40 с, 5 баллов - 50 с.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента подачи команды до полного одевания общевойскового защитного комплекта.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Надевание защитных чулок проводилось с застегнутыми хлястиками или они надеты не на ту ногу. Не завязаны тесемки на поясе.

Неправильно застегнуты борта плаща или не полностью надеты чулки.

Не закреплены закрепками шпеньки или не застегнуты два шпенька.

При надевании плаща в виде комбинезона снаряжение и сумка для противогаза не надеты поверх защиты.

Допущены ошибки, снижающие оценку на один балл, при надевании противогаза.

Ошибки, снижающие оценку на два балла:

Не застегнуто более двух шпеньков.

При надевании повреждены средства защиты.

Оставлены незащищенными отдельные части тела, обмундирования и обуви при надевании плаща в виде накидки.

Допущены ошибки, определяющие оценку «0 баллов», при надевании противогаза.

4) Действия при вспышке ядерного взрыва.

Отделение выполняет боевую задачу в пешем порядке. Подается команда «Вспышка слева (справа)» и т.д. По команде отделение залегает на местности.

Время отсчитывается от момента подачи команды до принятия учащимися соответствующего положения.

5 балла - 2 с, 4 балла - 3 с, 3 балла - 4 с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Не спрятаны под себя кисти рук, не поднят воротник зимней куртки.

Ошибки, снижающие оценку на два балла:

Обучающийся не лег головой в сторону, противоположную вспышке.

7. Перечень учебно-методических материалов и источников по программе дисциплины


Дата: 2019-11-01, просмотров: 439.