Индивидуальная работа с читателями предполагает проведение опросов, анкетирования, бесед, консультаций и т. д. с целью оказания им помощи в использовании библиотечных ресурсов, а также с целью изучения читательских интересов.
Воспитательная работа с обучающимися
В этом разделе необходимо указать основные мероприятия по привлечению обучающихся к систематическому чтению, повышению их информационной и общей культуры.
К основным формам работы с читателями относятся:
– подготовка выставок, стендов;
– организация литературных вечеров, конкурсов, викторин, читательских конференций, Недели детской книги, экскурсий и других массовых мероприятий;
– проведение уроков внеклассного чтения, занятий и индивидуальных консультаций по формированию у обучающихся навыков грамотного библиотечного пользователя;
– создание клубов и кружков ("Юные корреспонденты", "Клуб любителей чтения", "Интеллект-клуб" и др.).
Количество планируемых мероприятий должно соответствовать нормативам времени, указанным в письме Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 "О штатном расписании библиотек образовательных учреждений". Кроме того, его необходимо соотнести со штатным расписанием ОУ.
Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:
Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.
Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной продуктивной культурной деятельности.
Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Проект концепции развития библиотек
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации до 2015 года
Справочно-библиографическая работа с читателями
Справочно-библиографическая работа с читателями предполагает:
· ознакомление читателей с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда;
· обучение их приемам работы со справочно-библиографическим аппаратом (СБА), справочными изданиями и т. д.
В современных библиотечно-информационных центрах для повышения информационной грамотности читателей проводятся специальные уроки, факультативные занятия, организуются элективные курсы. Их могут вести не только работники библиотеки, но и учителя-предметники, а также приглашенные специалисты. Желательно, чтобы перед началом учебного года была подготовлена программа таких занятий и календарно-тематический план.
Информационная работа
В этом разделе планируется информационная работа с разными категориями читателей: педагогическими работниками, обучающимися и их родителями.
Информационное обеспечение педагогов включает подготовку обзоров периодической печати и новых поступлений, подбор документов в помощь проведению предметных недель, педсоветов, заседаний методических объединений и других общешкольных и классных мероприятий, оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету и пр.
Для библиотечно-информационных центров актуальны также более крупные формы справочно-библиографического и информационного обслуживания педагогов – например, проведение Дней информации.
Информационное обслуживание обучающихся осуществляется на абонементе и в читальном зале. Оно включает в себя подбор литературы для написания рефератов и докладов, оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
Информационное обслуживание родителей предусматривает информирование их о пользовании библиотекой обучающимися, оформление выставок на актуальные темы, а также выступления на родительских собраниях.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.