МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ И ОТЧЁТА
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет:
- цели, задачи и основные направления деятельности;
- тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;
- объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;
- ресурсы библиотеки: финансовые, материально – технические, кадровые и временные.
План и отчёт библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.
Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и чётко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учителям и педагогам, а затем убедительно отчитаться.
В основу работы библиотек положены следующие документы: “Закон о библиотечном деле” (1994) и “Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения”.
В этом Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором школы. Этот план – часть общего годового плана учебно-воспитательной работы данного учреждения: Как организовать планирование?
Планирование отражает конкретные цели и задачи одного учебного года. При составлении текущих планов учитывается количество сотрудников библиотеки, количество рабочих часов в году, трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включённые в план. Кроме того, в плане должен присутствовать резерв времени на необходимые, но не запланированные работы и потенциальную возможность временной нетрудоспособности сотрудников библиотеки.
В качестве дополнительного резерва в плане учитывается работа читательского актива, совета библиотеки и возможность заимствования той или иной готовой библиотечно-информационной продукции или услуги в библиотеках других типов.
I. Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на текущий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь педагогам и школе.
II. Перед составлением плана необходимо побеседовать с зам. директора по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия. Необходимо заранее заручиться согласием и поддержкой специалистов – предметников, чтобы знать, на кого можно опереться при организации задуманного мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, параллель, вся школа).
III. План должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер. Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме работы, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Необходимо конкретизировать вашу специфику, воплощая ее в конкретные мероприятия. Специфика в изучении школьных дисциплин должна указать библиотекарю на особое отношение к этим направлениям работы.
IV. Следующий этап – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы.
V. План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем в своем черновике можно указать формы работы: книжная выставка, обзор, праздник, игра.
VI. Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.
VII. Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
VIII. Если вы тесно сотрудничаете с районными библиотеками, то необходимо учесть определенные пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу. Хорошо, если вы будете знать планы работы различных внешкольных учреждений города (Центров творчества детей). Ведь педагоги школ иногда посещают мероприятия в этих учреждениях дополнительного образования детей.
IX. В библиотечной жизни есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми книгами, с задолжниками, с активом читателей, ведущие темы года… Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, как, например, к 60-летию Победы.
X. Проведя такую предварительную работу, необходимо вспомнить о рекомендованной схеме плана работы библиотеки образовательного учреждения. И все это уложить в нее.
XI. Для удобства планирования на предварительном этапе (дотекстовом) можно составить календарно-тематический план .
После такой работы написание текстового варианта плана не займет много времени.
XII. Но планирование работы на учебный год – это еще не все. Годовой план работы необязательно должен быть очень конкретным. Здесь достаточно указать темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок выполнения (четверть, месяц…). Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Именно здесь должны быть указаны все сроки проведения и даже место проведения, определены ответственные за данное мероприятие.
Ежемесячный план должен быть всегда на столе у библиотекаря, так как тогда вы будете очень четко знать, что предстоит вам сегодня и в ближайшие дни месяца.
Общие сведения о библиотеке
Часто библиотекари при составлении плана работы пропускают данный раздел, однако это неправильно. Он необходим для того, чтобы проследить динамику показателей в течение года. Ниже приведены основные из них.
Количество обучающихся: _________, из них читателей: _________.
Количество учителей: _________, из них читателей: _________.
Количество других работников: _________, из них читателей: _________.
Объем библиотечного фонда: _________.
Объем учебного фонда: _________., Объем художественного фонда._________
Информационная работа
В этом разделе планируется информационная работа с разными категориями читателей: педагогическими работниками, обучающимися и их родителями.
Информационное обеспечение педагогов включает подготовку обзоров периодической печати и новых поступлений, подбор документов в помощь проведению предметных недель, педсоветов, заседаний методических объединений и других общешкольных и классных мероприятий, оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету и пр.
Для библиотечно-информационных центров актуальны также более крупные формы справочно-библиографического и информационного обслуживания педагогов – например, проведение Дней информации.
Информационное обслуживание обучающихся осуществляется на абонементе и в читальном зале. Оно включает в себя подбор литературы для написания рефератов и докладов, оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
Информационное обслуживание родителей предусматривает информирование их о пользовании библиотекой обучающимися, оформление выставок на актуальные темы, а также выступления на родительских собраниях.
Работа с фондом учебников
В этом разделе отражается весь комплекс мероприятий по работе со школьными учебниками:
– формирование заказа на учебники;
– изучение и анализ использования учебного фонда, оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности обучающихся и др.);
– прием и техническая обработка поступивших учебников (запись в учетные документы, штемпелевание, оформление картотеки или занесение в электронный каталог);
– информирование читателей о новых поступлениях учебных изданий;
– работа с резервным фондом учебников (учет, хранение, передача в другие школы и др.);
– прием и выдача учебников, расстановка изданий в фонде;
– работа по сохранности учебного фонда (например, рейды по проверке сохранности фонда школьных учебников);
– списание ветхих и устаревших учебников;
– инвентаризация учебного фонда и его переоценка.
В школах, где предусматривается работа с родительскими средствами на приобретение учебников, необходимо планировать предполагаемую сумму средств и количество учебников, которые нужно приобрести.
Нормативно-правовая база
Школьных библиотек.
1. Папки: «Нормативно-правовые документы»
- Конституция РФ
- Федеральный закон об образовании
- Национальная доктрина образования
- Федеральный закон о библиотечном деле
- Областной закон о библиотечном деле
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках
- Концепция библиотечного обслуживания детей в России
2. Папки «Локальные акты»:
- Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
- Правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения
- Должностные инструкции библиотекаря
– Паспорт библиотеки
– Инструкция об учете библиотечного фонда
– Примерный трудовой договор
- Положение о порядке обеспечения учебной литературой образовательные учреждения
3. Папка «Статистические данные работы библиотеки общеобразовательного
учреждения» – Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).
-Библиотечное обслуживание (процент охвата)
-Книговыдача.
-Читаемость.
-Посещаемость.
-Обращаемость фонда.
-Книгообеспеченность.
4. Папка «Анализ работы школьной библиотеки»
Папка «План работы школьной библиотеки»
Учащимися
10. Папка с планами массовых мероприятий.
| | | | |||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ И ОТЧЁТА
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет:
- цели, задачи и основные направления деятельности;
- тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;
- объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;
- ресурсы библиотеки: финансовые, материально – технические, кадровые и временные.
План и отчёт библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.
Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и чётко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учителям и педагогам, а затем убедительно отчитаться.
В основу работы библиотек положены следующие документы: “Закон о библиотечном деле” (1994) и “Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения”.
В этом Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором школы. Этот план – часть общего годового плана учебно-воспитательной работы данного учреждения: Как организовать планирование?
Планирование отражает конкретные цели и задачи одного учебного года. При составлении текущих планов учитывается количество сотрудников библиотеки, количество рабочих часов в году, трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включённые в план. Кроме того, в плане должен присутствовать резерв времени на необходимые, но не запланированные работы и потенциальную возможность временной нетрудоспособности сотрудников библиотеки.
В качестве дополнительного резерва в плане учитывается работа читательского актива, совета библиотеки и возможность заимствования той или иной готовой библиотечно-информационной продукции или услуги в библиотеках других типов.
I. Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на текущий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь педагогам и школе.
II. Перед составлением плана необходимо побеседовать с зам. директора по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия. Необходимо заранее заручиться согласием и поддержкой специалистов – предметников, чтобы знать, на кого можно опереться при организации задуманного мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, параллель, вся школа).
III. План должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер. Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме работы, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Необходимо конкретизировать вашу специфику, воплощая ее в конкретные мероприятия. Специфика в изучении школьных дисциплин должна указать библиотекарю на особое отношение к этим направлениям работы.
IV. Следующий этап – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы.
V. План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем в своем черновике можно указать формы работы: книжная выставка, обзор, праздник, игра.
VI. Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.
VII. Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
VIII. Если вы тесно сотрудничаете с районными библиотеками, то необходимо учесть определенные пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу. Хорошо, если вы будете знать планы работы различных внешкольных учреждений города (Центров творчества детей). Ведь педагоги школ иногда посещают мероприятия в этих учреждениях дополнительного образования детей.
IX. В библиотечной жизни есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми книгами, с задолжниками, с активом читателей, ведущие темы года… Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, как, например, к 60-летию Победы.
X. Проведя такую предварительную работу, необходимо вспомнить о рекомендованной схеме плана работы библиотеки образовательного учреждения. И все это уложить в нее.
XI. Для удобства планирования на предварительном этапе (дотекстовом) можно составить календарно-тематический план .
После такой работы написание текстового варианта плана не займет много времени.
XII. Но планирование работы на учебный год – это еще не все. Годовой план работы необязательно должен быть очень конкретным. Здесь достаточно указать темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок выполнения (четверть, месяц…). Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Именно здесь должны быть указаны все сроки проведения и даже место проведения, определены ответственные за данное мероприятие.
Ежемесячный план должен быть всегда на столе у библиотекаря, так как тогда вы будете очень четко знать, что предстоит вам сегодня и в ближайшие дни месяца.
Цели и задачи работы библиотеки
Цели и задачи работы библиотеки должны быть конкретны, отражать специфику ОУ и соответствовать задачам, указанным в положении о библиотеке.
2. Основные функции библиотеки
К основным функциям библиотеки относятся:
– образовательная;
– информационная;
– культурная.
Общие сведения о библиотеке
Часто библиотекари при составлении плана работы пропускают данный раздел, однако это неправильно. Он необходим для того, чтобы проследить динамику показателей в течение года. Ниже приведены основные из них.
Количество обучающихся: _________, из них читателей: _________.
Количество учителей: _________, из них читателей: _________.
Количество других работников: _________, из них читателей: _________.
Объем библиотечного фонда: _________.
Объем учебного фонда: _________., Объем художественного фонда._________
Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.