Лекция № 7. Католический мир
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это – европейская цивилизация средневекового Запада, исповедовавшего католицизм. В    1054 г. христианская церковь раскололась на западную или римско-католическую и восточную или греко-православную. Общество Запада разделялось на три сословия: 1) «молящиеся» – священнослужители или духовенство; 2) «сражающиеся» – воины или дворянство; 3) «работающие» – крестьяне, ремесленники, торговцы.

Поместье

Хозяйственной ячейкой Средневековья было поместье, владелец которого раздавал крестьянам землю в пользование. Основные занятия крестьян – пашенное земледелие, скотоводство и домашнее ремесло.

Крестьянские повинности

Крестьяне вели свое хозяйство и выполняли в пользу господина повинности: 1) отработочные – работы в собственном хозяйстве землевладельца; 2) натуральные – поставки продуктов крестьянского хозяйства (продовольствие, ремесленные изделия); 3) денежные – выплаты деньгами. Первоначально хозяйство крестьян было натуральным, т.е. почти все необходимое они создавали сами (продукты питания, предметы быта). Переход к денежным платежам заставил крестьян продавать часть своих продуктов на рынке. Землевладельцы также поставляли на рынок продукты господского хозяйства.

Категории крестьян

Крестьяне поместья делились на: 1) Свободных (вилланов), которые могли уйти из поместья; они находились в поземельной (экономической) зависимости от господина. Их поземельные повинности были определены (фиксированы). 2) Крепостных (сервов), которые находились не только в поземельной, но и в личной зависимости, т.е. не могли уйти от господина без его разрешения. Наряду с поземельными они выполняли и личные повинности – платили поголовный сбор, побор на наследство («мертвая рука») и др.

В поместье были и профессиональные ремесленники, которые обслуживали господина; они могли быть свободными и крепостными.

Город

Возникновение городов

Оживление внешней торговли способствовало появлению торгово-ремесленных поселений, жители которых объединялись в общины. Они стремились получить «право города», т.е. добиться личной свободы и самоуправления. В результате борьбы с правителями-сеньёрами (королями и князьями) возникли три типа городов: 1) «города буржуазии», где власть делилась между общиной и сеньёром (Лондон, Париж); 2) коммуны, где правили представители общины, но с подчинением верховной власти сеньёра (Брюгге, Марсель, Флоренция); 3) города-государства, т.е. независимые общины (Венеция).

Ремесло

В большинстве городов ремесло было организовано в цехи – объединения ремесленников, которые включали в себя мастеров, подмастерьев и учеников. Мастера владели орудиями труда и сами продавали свою продукцию на городском рынке. Подмастерья – обученные ремесленники – не вели своего хозяйства и работали на мастеров; впоследствии они могли стать мастерами. Ученики обучались ремеслу у мастеров. На собраниях мастеров из их среды выбирались старшины и принимались уставы, определявшие жизнь цеха.

Торговля

Города были центрами местной и международной торговли. Профессионально торговлей занимались купцы, объединявшиеся в союзы-гильдии. Они совершали торговые экспедиции, в том числе и в другие страны. Особенно была развита торговля по Балтийскому и Средиземному морям. Балтийская торговля находилась в руках Ганзы – союза городов Северной Германии (Любек и др.), а в Средиземноморье преобладали города северной Италии – Венеция и Генуя.

Государство

В 800 г. король франков Карл (Шарлемань), прозванный Великим, восстановил Римскую империю на Западе (Галлия, Германия, Италия).

Феодализм

В ряде стран существовали князья – слуги (вассалы) королей, которые наследственно управляли округами (территориями) и обладали всей полнотой власти (издавали законы, командовали войсками и т.д.). Владелец поместья также был для своих людей представителем власти – сеньёром. Соединение землевладения с политической властью называется феодализмом. Владелец поместья был рыцарем, т.е. выполнял конную военную службу в пользу короля или князя, был их вассалом. Князья и рыцари считались дворянством, а их владения назывались сеньёриями.

Королевская  власть

Короли управляли с помощью собрания баронов (высшего дворянства) и прелатов (высших

чинов церкви). В государствах, где были князья (Франция, «Священная Римская империя» – Германия, Северная и Средняя Италия, восточная часть современной Франции, Чехия) существовала феодальная раздробленность со слабой властью короля, т.е. верховная власть делилась между королем и князьями. В других странах (Англия, Сицилия) князей и раздробленности не было. С   XIII в. начинается усиление королевской власти; ее союзником были города. Созывались собрания населения, имевшие совещательные полномочия, но разрешавшие королям взимать налоги. В Англии это был парламент – лорды (бароны и прелаты) и общины (рыцари и горожане); во Франции – Генеральные Штаты (духовенство, дворянство, горожане). К концу XV в. короли подорвали могущество князей и баронов. Исключение составляли: 1) «Священная Римская империя», где сохранилась раздробленность и власть императора была ограничена рейхстагом (собранием князей и городов); 2) Польша, где власть короля ограничивалась сеймом (собранием дворянства и духовенства).

Церковь

Средневековье – это господство религии; приветствовались отказ от земных радостей (аскетизм) и смирение; идеалом общежития считался монастырь. С XI в. происходит усиление католической церкви во главе с римскими папами в борьбе с правителями «Священной Римской империи». Многие прелаты были князьями; церковь владела многочисленными поместьями; в ее пользу шла десятина с населения. Папы оказывали давление на королей; некоторые стали их вассалами (Португалия). Считалось, что центром католического мира является Рим – место пребывания папы. Но с XIV в. короли, опираясь на поддержку населения своих стран, стали вести себя независимо по отношению к папам. Церковь вела борьбу с еретиками (не согласными с католическим учением) – их сжигали, а имущество отбирали; для этого была создана инквизиция (трибунал). Католическая церковь организовывала крестовые походы против мусульман (Сирия, Палестина, Египет, Тунис), православных (Византия, Русь), еретиков (альбигойцев на юге Франции и гуситов в Чехии), язычников (прибалтийских славян, латышей, литовцев, эстонцев).

Однако, в XIV в. в Италии возникает гуманизм – мировоззрение, в центре внимания которого был человек, его земные интересы и чувства. Начинается эпоха Возрождения (Ренессанса), т.е. возврата к достижениям античной (греко-римской) культуры – искусства и науки.

______________________

 

 

Лекция № 8. Византия

Важнейшие события

После распада Римской державы жители Востока (Византии) называли свою империю Ромейской (Римской), а себя ромеями (римлянами). Столицей был Константинополь или Новый Рим. При императоре Юстиниане (527–565 гг.) Византия («Романия») была на вершине могущества; были возвращены Италия, Северная Африка и часть Испании. Во второй половине VI в., после вторжения лангобардов, в Италии за империей остались Рим и Равенна, область Венеция, южная часть Апеннинского полуострова, остров Сицилия. Во второй половине VI–VII вв. империя испытала нашествия славян и арабов, но устояла. В VIII–начале XI вв. Византия была на подъеме, но с середины XI в. начинается упадок. В 756 г. из состава Византии выходит Рим, где возникло папское государство, а к середине XI в. – Венеция. Империя сохранила достижения греко-римской культуры; искусство ромеев («греков») оказало влияние на Западную Европу и Русь. В 1204 г. католические крестоносцы («франги» – франки) захватили Константинополь, но в 1261 г. он был отвоеван ромеями. В XIV–XV вв. главную угрозу представляли турки, которые в 1453 г. взяли Константинополь, в 1460 г. – Мистру (столицу княжества-деспотата Мореи, вассала Константинополя), в 1461 г. – Трапезунд (столицу Византийско-Трапезундской империи), а в 1475 г. захватили княжество Феодоро (юго-западный Крым) – последний осколок Византии. Ромейская империя прекратила свое существование.

Хозяйство

Сельское хозяйство

До VII в. социальные отношения были такими же, как и в позднем Риме. В VII в. сокращается число рабов, а приписные колоны (энапографы) становятся свободными. Крестьяне-собствен-ники объединялись в общины-митрокомии; они платили налоги и выполняли работы в пользу государства. Начиная с IX в. сокращается число мелких собственников и растет крупное землевладение. В хозяйствах крупных и средних собственников работали рабы (дулы), наемные работники (мистии) и арендаторы (пáрики). С XIII в. парики становятся крепостными. Крупнейшими собственниками были император, православная церковь и высшие служащие.

Ремесло

Византия унаследовала от Древнего Рима развитое ремесло. В VII в., во время нашествий славян и арабов, происходит спад ремесленного производства. Но в IX–XI вв. византийская промышленность развивается и достигает своей вершины; Константинополь называли «мастерской вселенной». Византийские товары были образцом для европейских мастеров до XII в. (по словам современника из Западной Европы – «все латинское убого»). Большинство мастерских были мелкими, поэтому ремесленники являлись одновременно и торговцами. Однако, существовали и крупные мастерские; часть из них принадлежала государству. В мастерских использовался труд наемных работников и рабов. Часть ремесленников, купцы и представители ряда других профессий (нотариусы) объединялись в союзы (корпорации). Условия производства и торговли определялись государством. Начиная с XII в. ремесло приходит в упадок из-за стеснений власти, поэтому на внутреннем рынке Византии появились товары итальянских городов.

Торговля

Константинополь был также центром посреднической торговли между Востоком (Китай, Индия, мир ислама), Западом и Севером (Русь, Скандинавия). На Запад и Север шли предметы роскоши (шелк, пряности), а в Константинополь – сырье (воск, меха) и рабы. Ромеи вывозили и свои товары – шелк, ювелирные изделия. Торговля с империей способствовала развитию западноевропейских и русских городов. Во время крестовых походов католиков в Средиземноморье (1096-1291 гг.) западные европейцы («франки») установили непосредственные контакты с Востоком; торговля Византии приходит в упадок и она уступает первенство Венеции и Генуе.

Организация управления

Все свободное население империи делилось на: 1) народ – крестьян, ремесленников и торговцев, которые платили налоги и выполняли работы в пользу государства; 2) императорских служащих (чиновников и профессиональных воинов) и 3) православное духовенство, которые были свободны от большинства из них.

Органы власти

Верховной властью обладал император – василевс ромеев, считавшийся наместником бога на земле. Многочисленное чиновничество было разделено на ранги; высшие служащие составляли синклит (сенат, государственный совет), помогавший императору в управлении. Во главе округов (фем) стояли стратиги – военные, которые контролировали и гражданские власти. Города подчинялись должностным лицам императора. Власть была централизованной, раздробленности не было; светские землевладельцы не обладали политической властью; лишь некоторые из них получили эти права в XIV–XV вв.

Вооруженные силы

Состояли из четырех частей: 1) личных телохранителей василевса («варанги», «бессмертные») и 2) константинопольских (столичных) конных и пеших отрядов, получавших жалованье;   3) стратиотов – всадников и моряков в фемах, наделенных землей и имевших налоговые льготы; 4) ополчения крестьян-пехотинцев. Позднее появились прониары – конные воины, получавшие налоги с выделенных им территорий (проний).

Церковь

Во главе православного духовенства империи стоял патриарх Константинополя. Хотя светская и церковная власти («царство» и «священство») формально считались равными, но на деле патриарх подчинялся императору. Церковь, помимо богослужебных, выполняла и государственные функции – судила духовенство по всем вопросам и мирян по ряду дел (семейным и др.) на основе «Номоканона» (церковных правил). Турецкая угроза заставила императора и патриарха заключить в 1439 г. церковную унию-союз (Флорентийскую) с католиками, т.е. признать власть римского папы, но сохранить православные обряды. Однако, большинство населения отвергло эту унию.

______________________

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 175.