Люди стремились получать больше жизненных средств и поэтому совершенствовали орудия труда и производственные навыки. Они научились пользоваться металлами. В земледелии появились искусственное орошение (ирригация), тяглые животные и пашенные орудия; оно стало занятием мужчин. В скотоводстве развивается кочевое хозяйство. Это позволило создавать больше продуктов за единицу времени, т. е. привело к росту производительности труда. Непосредственный работник создавал теперь не только необходимый продукт, идущий на его содержание, но и излишки или прибавочный продукт, за счет которого можно было содержать других людей. Возникают частное владение землей, скотом, результатами труда (продуктами) и, как следствие – имущественное неравенство, т. е. богатые и бедные.
Социальное расслоение
Происходит социальное расслоение, т. е. возникают классы – большие группы людей, занимающие разное место в обществе (социальное положение). Существуют четыре вида социального расслоения.
Первое – личностное. Население делилось на: 1) Свободных, которые сами распоряжались своей личностью. 2) Кабальных – должников, ставших слугами у своих кредиторов; погасив долг, они вновь обретали свободу. Это – ограниченная личная зависимость. 3) Рабов, находившихся в полной личной зависимости от своего господина и бывших его «говорящими орудиями». Рабами становились военнопленные, а также члены своей общины (соплеменники) из-за нужды и за ряд преступлений.
Второе – хозяйственное. Население подразделялось на: 1) владельцев имущества (земли, животных, орудий труда); 2) людей, которые работали на других.
Среди владельцев были: 1) люди, которые были непосредственными работниками в своем хозяйстве и, как правило, не применяли труд других; 2) люди, которые не были непосредственными работниками и постоянно использовали чужой труд.
Среди людей, которые работали на других, были свободные, кабальные и рабы. Одни из них не имели своего хозяйства и получали содержание за свой труд; свободные назывались наемными работниками. Другие, которых называли держателями, вели свое хозяйство, но пользовались землей и скотом хозяина. За использование чужого имущества они должны были работать в хозяйстве его владельца (отработки) или отдавать ему часть продуктов своего труда. Свободные держатели назывались арендаторами.
Третье – политическое. Возникают классы должностных лиц (старейшин, военачальников, жрецов) и рядовых соплеменников. Рядовые соплеменники должны были содержать должностных лиц – отдавать часть продуктов своего хозяйства (налоги) и выполнять общественные работы. Покоренные в грабительских войнах народы должны были платить дань победителям, а на деле – их должностным лицам. Население теперь управлялось не только по кровному родству (материнскому или отцовскому), но и по месту проживания (территории).
Четвертое – сословное. Соплеменники стали делиться на знатных и народ. Управленческие должности закрепляются за определенными родами, представители которых именовались знатными или знатью; остальные считались народом. Например, в Афинах знать – эвпатриды, а народ – демос; в Риме – патриции и плебеи; в Скандинавии – ярлы и карлы.
Религиозные представления
Важнейшими признаками религии являются вера в «высшие силы» и обряды (культ).
Вера в «высшие силы»
Люди считали, что реальными являются существа не только естественные, воспринимаемые нашими органами чувств (очевидные, ощущаемые), но и сверхъестественные («высшие силы»), т.е. не обладающие очевидностью. Причем реальность этих «высших сил» принималась людьми на веру, т.е. признавалась без доказательств. Вера в «высшие силы» имела следующие проявления:
а) Тотемизм – вера в кровно-родственную связь между людьми и другими явлениями окружающего мира (животными, растениями). Человек представлял их по своему подобию, т.е. приписывал этим явлениям свои психические качества. Считалось, что люди и эти явления имели общего предка – тотема.
б) Анимизм – вера в души и духов; происходит от латинского слова «анима» (anima) – душа. Считалось, что душа дает телу жизнь; когда она покидает его навсегда, то наступает смерть. Если душа покидает тело на время, то наступают сон и обморок. С верой в духов связаны культ предков и шаманизм. Культ (почитание) предков – это вера в способность духов умéрших предков помогать или вредить своим живым потомкам. Если потомки заботились о предках, т. е. «кормили» их (приносили им жертвы), то предки помогали своим потомкам. Если потомки забывали предков, то они причиняли вред потомкам. Шаманизм – это вера в способность отдельных людей (шаманов) «вселять» в себя духов и общаться с ними в состоянии «отключения» от реальности – экстаза, т.е. выступать в роли посредников между высшими силами и остальными людьми. Шаманы имели признаки неврастении и истерии (которые воспринимались как «дар», «выбор» высших сил), но могли управлять своим психическим состоянием, т.е. намеренно вызывать у себя экстаз. Считалось, что шаманы могли лечить больных, предсказывать будущее, видеть происходящее в других местах, провожать души умерших в царство мертвых.
в) Теизм – вера в богов; происходит от греческого слова «теос» (ϑεóς)– бог. Считалось, что боги являются могущественными существами, которые управляют силами природы и способны влиять на жизнь людей. Считается, что вера в богов появилась позже тотемизма. Первой формой теизма было многобожие (политеизм), т.е. вера во многих богов.
Обряды (культ)
Обряды или ритуалы (слова и действия) могут совершаться как в храме, так и за его преде-
лами. Они имеют две стороны:
а) Мифологическую. Мифология – это сказания, в которых причинам явлений природы и социальной жизни дается не рациональное (не научное), а фантастическое объяснение. Часть мифов имеет религиозное содержание – предания о жизни «высших сил». Обряды напоминают верующим о деяниях этих «высших сил». Это – религиозные праздники, посвященные богам и духам.
б) Магическую. Магия – это вера в возможность установления связи со сверхъестественными силами и получения от них помощи. Люди полагали, что все стороны их жизни, успех или неудача в деятельности зависят от покровительства или нерасположения «высших сил». Считалось, что добиться покровительства этих сил можно было при совершении обрядов. Магия бывает белой – безвредной для других, и черной – вредоносной для других. Важным обрядом является фетишизм – вера в способность некоторых предметов приносить пользу при соприкосновении с ними; эти предметы называются фетишами.
______________________
Дата: 2019-11-01, просмотров: 208.