Тема 2: Методологические основы изучения муниципального управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекции

по дисциплине

 

« Управление общественными организациями и объединениями »

 

Направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

 

УП: 230400_62-10-1234-2014.plm.xml

 

стр. 6

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр Часов Компетен - ции

Литература

 

Раздел 1. Теоретические основы управления муниципальными образованиями в условиях кризиса

     

 

1.1

Методологические основы изучения систем местного самоуправления в России /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1.2

Разграничение предметов ведения и полномочий в системе местного самоуправления /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1.3

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

 

Раздел 2. Практические аспекты управления муниципальным образованием в условиях кризиса

     

 

2.1

Сущность, принципы и типология кризисов на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.2

Основные черты антикризисного управления. Государственное антикризисное регулирование /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3

Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.3

Диагностика кризисных ситуаций на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 6/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.4

Стратегия и тактика в антикризисном управлении на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.5

Кадровый, информационный, инновационный, инвестиционный аспекты антикризисного управления на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л1.2 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

               







Тема 2: Методологические основы изучения муниципального управления

Основные понятия, природа и сущность


Необходимость муниципального управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность муниципального управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:

1) федерального;

2) субъектов РФ;

3) местного самоуправления.

Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.

Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц. Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.

Государственный менеджмент. В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;

2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утверждённому Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

· утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

· устанавливает местные налоги и сборы;

· утверждает программы развития соответствующих территорий;

· принимает положение (устав) о местном самоуправлении;


Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

 

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Ещё одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.



Территориальные округа

Кроме административно-территориальных единиц, предусмотренных областным законом «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», с 2001 по 2010 годы существовали региональные округа, созданные согласно Постановлению Главы администрации Волгоградской области Николая Максюты. Целью их создания было «укрепление вертикали власти для эффективной реализации Главой Администрации Волгоградской области своих полномочий, обеспечение взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области с муниципальными образованиями, усиление контроля за исполнением решений Главы Администрации Волгоградской области». К 2010 году в области существовало 10 региональных округов. В январе 2010 года Анатолий Бровко упразднил отделы по работе с муниципальными образованиями аппарата главы региона, тем самым ликвидировав систему полпредов губернатора в территориальных округах области.

Региональный округ Состав округа
1 Волжский Среднеахтубинский муниципальный район, Городской округ город Волжский
2 Иловлинский Городищенский муниципальный район, Дубовский муниципальный район, Иловлинский муниципальный район, Суровикинский муниципальный район, Чернышковский муниципальный район
3 Калачевский Калачёвский муниципальный район, Котельниковский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Светлоярский муниципальный район
4 Камышинский Камышинский муниципальный район, Городской округ город Камышин
5 Волгоградский Городской округ город-герой Волгоград
6 Михайловский Клетский муниципальный район, Кумылженский муниципальный район, Городской округ город Михайловка, Серафимовичский муниципальный район
7 Новоаннинский Даниловский муниципальный район, Еланский муниципальный район, Киквидзенский муниципальный район, Новоаннинский муниципальный район, Руднянский муниципальный район
8 Палласовский Быковский муниципальный район, Ленинский муниципальный район, Николаевский муниципальный район, Палласовский муниципальный район, Старополтавский муниципальный район
9 Урюпинский Алексеевский муниципальный район, Нехаевский муниципальный район, Новониколаевский муниципальный район, Урюпинский муниципальный район, Городской округ город Урюпинск
10 Фроловский Жирновский муниципальный район, Котовский муниципальный район, Ольховский муниципальный район, Фроловский муниципальный район, Городской округ город Фролово

Лекции

по дисциплине

 

« Управление общественными организациями и объединениями »

 

Направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

 

УП: 230400_62-10-1234-2014.plm.xml

 

стр. 6

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр Часов Компетен - ции

Литература

 

Раздел 1. Теоретические основы управления муниципальными образованиями в условиях кризиса

     

 

1.1

Методологические основы изучения систем местного самоуправления в России /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1.2

Разграничение предметов ведения и полномочий в системе местного самоуправления /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1.3

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

 

Раздел 2. Практические аспекты управления муниципальным образованием в условиях кризиса

     

 

2.1

Сущность, принципы и типология кризисов на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.2

Основные черты антикризисного управления. Государственное антикризисное регулирование /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.2 Л1.3

Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.3

Диагностика кризисных ситуаций на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 6/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.4

Стратегия и тактика в антикризисном управлении на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

 

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2.5

Кадровый, информационный, инновационный, инвестиционный аспекты антикризисного управления на муниципальном уровне /Лек/ Практ./ Ср /

7 4/2/3 ОПК-2 ПК-1

Л1.1 Л1.2 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

               







Тема 2: Методологические основы изучения муниципального управления

Основные понятия, природа и сущность


Необходимость муниципального управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность муниципального управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:

1) федерального;

2) субъектов РФ;

3) местного самоуправления.

Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.

Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц. Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.

Государственный менеджмент. В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;

2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утверждённому Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

· утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

· устанавливает местные налоги и сборы;

· утверждает программы развития соответствующих территорий;

· принимает положение (устав) о местном самоуправлении;


Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

 

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Ещё одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.