Процесс создания и эксплуатации ПО является частью бизнес-процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процессом можно назвать нечто, где запланированы, организованы, скоординированы и выполнены в определенный период времени некоторые виды деятельности по производству продукта или сервиса. Различие между процессом создания и эксплуатации ПО, с одной стороны, и бизнес-процессом, с другой, определяется и связано с продуктом или сервисом, которые ожидается получить от этих процессов. Результат процесса создания и эксплуатации ПО – ПО. Результат бизнес-процесса – бизнес.

Имеются четкие отношения между ПО и бизнесом. ПО – потенциально главный вкладчик в бизнес-успех. ПО – часть бизнеса предприятия, но не наоборот. Цель функционирования предприятия состоит в том, чтобы сформировать цепочку создания ценностей, которая обеспечивает реализацию бизнес-назначения, задач и целей.

Различие между процессом создания, эксплуатации ПО и бизнес-процессом сродни различию между эффективностью процесса и результативностью, о котором говорилось в первой главе. Эффективность (efficiency) означает делать что-то правильно. Результативность (effectiveness) означает делать правильную вещь. В организационных терминах результативность подразумевает достижение бизнес-назначения, задач и целей. Все они – то, что нужно получить как результат процесса стратегического планирования, проводимого на предприятии. Частью стратегического планирования является бизнес-моделирование. Следовательно, целью бизнес-процесса является обеспечение результативности.

В противоположность этому процесс создания и эксплуатации ПО должен обеспечить эффективность. Следовательно, возможна ситуация, когда процесс создания и эксплуатации ПО даст очень эффективный программный продукт или сервис, который будет нерезультативен для бизнеса. В лучшем случае отсутствие результативности может означать нейтральный результат с точки зрения бизнеса. В худшем случае это может сделать бизнес уязвимым для конкурентов и даже привести к банкротству.

Поэтому ясно, что процесс создания и эксплуатации ПО является характерной частью бизнес-процесса, жизненно важной для успеха предприятия. Чтобы обеспечить результативность наряду с эффективностью, процесс создания и эксплуатации ПО должен быть составной частью бизнес-процесса. В конце концов, решение разрабатывать ли программный продукт или сервис в первую очередь будет результатом стратегического планирования и бизнес - моделирования.

С другой стороны, разработка ПО предназначена для поставки программных продуктов и сервисов, увеличивая для предприятия стоимость бизнеса. Это имеет отношение к трем уровням управления, которые бизнес-процессы обслуживают: оперативный, тактический и стратегический.

Помещение разработки ПО в среду бизнес-моделирования означает, что процесс создания и эксплуатации ПО получен из более широкой бизнес-модели, и он старается поддерживать и реализовывать конкретный бизнес-процесс в этой модели. Отсюда следует, что программный продукт/сервис не может быть только информационным сервисом. Он должен также реализовывать бизнес-операции или содействовать им. Проект информационной системы должен или явно определить бизнес-процесс, который он обслуживает, или, что лучше, он должен быть частью системы управления знаниями. Одним из аспектов такого проекта является координация между автоматическими информационными действиями, ручными действиями и творческими действиями по принятию решения.

Обычно система ПО обслуживает один уровень управления — оперативный, тактический или стратегический.

Оперативный уровень обрабатывает оперативные бизнес-данные и документы, типа заказов и счетов. Это – царство OLTP-систем ( online transaction processing – оперативная обработка транзакций), сопровождаемых обычной технологией баз данных (БД).

Тактический уровень обрабатывает информацию, полученную от анализа данных, типа ежемесячных тенденций в заказах продуктов. Это — царство OLAP-систем (online analytical processing — аналитическая обработка в реальном времени), которые сопровождает технология хранилищ данных.

Стратегический уровень обрабатывает организационные знания, типа правил и фактов, обусловливающих высокий уровень выгодной продажи изделий. Это — царство систем знаний, которые сопровождает технология баз знаний.

Программные продукты/сервисы на оперативном уровне обязательны для предприятия. Без них современное предприятие не может функционировать.

Однако одно оперативное ПО не дает предприятию никакого конкурентного преимущества. Ведь конкуренты также работают с подобными системами ПО. Бизнес-ценность ПО увеличивается с более высокими уровнями управления, к которым оно применяется.

Интересно, что программные продукты/сервисы, которые потенциально обладают наибольшей бизнес-ценностью для предприятия, наиболее трудно автоматизировать. И это понятно. Стратегическое управление — из области организационных знаний и мудрости. Как отмечено Бенсоном и Стандингом: «Мудрость и знания существуют только в умах людей. Когда люди говорят относительно знания чего-то, типа номера телефона, на самом деле они говорят о данных. Понимание того, как использовать эту часть данных — знание. Решение не вызывать кого-то на работу в 3.00 утра — пример мудрости». Обработка и передача знаний (не будем упоминать мудрость) являются и будут оставаться, главным образом, социальным явлением, мотивационным и интуитивным, но не техническим и не предсказуемым.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 238.