В середине XX века успехи науки, техники и технологий наряду с быстро возраставшими потребностями в автоматизации процессов и производств на основе стремительно совершенствовавшихся компьютеров стимулировали начало индустриального создания так называемых систем «большого масштаба».
Эти системы отличаются как количественными показателями:
· существенно возросло число составных частей и выполняемых функций,
· качественно повысилась степень автоматизации,
· заметно повысились стоимость систем и важность решаемых ими задач,
так и качественными характеристиками:
· принципиально возрос уровень организации и управления,
· усложнилось функционирование системы в целом и ее частей,
· повысилась неоднородность,
· появилась принципиальная потребность в совместной работе с другими, весьма сложными системами.
В основу работ по созданию систем «большого масштаба» легли достижения общей теории систем, системного анализа, исследования операций, теории оптимизации, вычислительной техники и программного обеспечения. Эти достижения стали целенаправленно использоваться при комплексном решении инженерных и организационно-управленческих задач, возникающих при создании подобных систем, что в итоге привело к появлению нового междисциплинарного подхода и методики, получившего название системная инженерия – System Engineering . В центре внимания системной инженерии оказались вопросы научного планирования, проектирования, оценки, конструирования и эффективного использования систем, создаваемых людьми для удовлетворения установленных потребностей, а также проблемы успешной организации коллективных, бригадных методов работы при создании таких систем.
Системная инженерия на основе объединения достижений различных дисциплин и групп специальностей предоставила методологический базис и средства для успешной реализации согласованных, командных усилий по формированию и реализации хорошо структурированной деятельности по созданию систем различных классов, отвечающих установленным требованиям, деятельности, которая охватывает все стадии жизненного цикла системы – от замысла до изготовления, эксплуатации, модификации и прекращения применения.
Одними из первых в середине 50-х годов комплекс проблем и подходов системной инженерии рассмотрели Г. Гуд и Р. Макол в своей книге «Системотехника. Введение в проектирование больших систем» [1]. В частности, авторы в своей книге отмечали, что создаваемые людьми большие сложные системы отличаются следующими чертами:
· целостностью, или единством системы: у всей системы имеются какие-то общие цели, общее назначение;
· большими размерами систем – как по числу частей, числу выполняемых функций, числу входов, так и по своей стоимости;
· сложностью поведения системы, например, тем, что изменение одного параметра может повлечь за собой изменение многих других параметров, характеризующих и поведение, и состояние системы;
· высокой степенью автоматизации, что позволяет решать не только технические, но и управленческие задачи;
· нерегулярностью поступления внешних возмущений – с вытекающей отсюда невозможностью точного предсказания нагрузки;
· наличием (в большинстве случаев) в составе системы состязательных конкурирующих сторон;
· усилением внимания к возможностям и функционированию человека-оператора и существенным повышением роли эффективной организации взаимодействия «человек-машина»;
· повышением требований к использованию адекватных методов, облегчающих принятие решений персоналом;
· появлением новых способов организации деятельности по созданию систем с особым акцентом на коллективные, бригадные методы работы.
Реализация таких систем потребовала использования ЭВМ и программного обеспечения.). Взгляд на ПО только как на программу, загруженную в компьютер, слишком узок. Дело в том, что продается (поставляется) не только программа, но еще и документация, в которой можно прочитать как установить программу и как ей пользоваться и данные для установки программы в различных условиях (конфигурационные файлы).
Поэтому ПО иногда называют программным продуктом. То есть. Программный продукт (программное обеспечение) – это не только программы, а также вся связанная с ними документация и конфигурационные данные, необходимые для корректной работы программы.
В зависимости от того, для кого разрабатываются программные продукты (конкретного заказчика или рынка), программные продукты бывают двух типов:
· коробочные продукты (generic products – общие продукты или shrink-wrapped software – упакованное ПО),
· заказные продукты (bespoke – сделанный на заказ или customized products – настроенный продукт). Важная разница между ними заключается в том, кто ставит задачу (определяет, или специфицирует требования) и кто несет ответственность за качество продукта.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 239.