Лекция 1. Основы профориентации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАШИ ЗАДАЧИ

l Предоставить будущим абитуриентами необходимую информацию о НИ МГУ им. Н. П. Огарева

l Показать престижность получения образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева

l Помочь выпускникам сформировать профессиональные планы

l Рассмотреть возможные пути получения профессионального образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева, с помощью Матрицы профессионального выбора

l Дать информацию о ситуации на рынке труда

l Описать специфику разных специальностей и направлений подготовки в НИ МГУ им. Н. П. Огарева;

l Сформировать адекватное представление о профессиях

l Выровнять престиж профессий, которые можно получить, обучаясь НИ МГУ им. Н. П. Огарева

 

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, работники (будущие работники) должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

 

 





Сфера «НАДО»

Задачи:

1. Раскрыть тенденции развития рынка труда (дать прогноз на тему: «Самые востребованные профессии 2015-2010 гг.»);

2. Показать возможность получения востребованных профессий в НИ МГУ им. Н. П. Огарева

«НАДО» - это учет условий и требований рынка труда.

Будущая работа должна быть востребованной!

 

Предположим, городу нужны девяносто девять строителей и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один строителем. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифи­цируются в строителей; уедут в другие города, где есть потреб­ность в их услугах; или умрут голодной смертью…. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы, — это система социаль­но-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, так как он предлагает себя как профессиона­ла тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуа­ции можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходяще­го специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторо­на преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устра­ивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате вы­игрывают обе стороны.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок това­ров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработ­ной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение ра­ботника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая скла­дывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер зара­ботной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рын­ке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работода­телям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом явля­ется безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специа­листов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация назы­вается рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нуж­ны правоохранительные органы и т.д.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобре­татели, люди искусства, представители редких профессий, напри­мер, реставратор, летчик-космонавт, дегустатор, юве­лир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «ни­шу» устремляется большое количество людей, возникает конкурен­ция — неизбежное следствие рыночных отношений. В этом случае будут предъявляться особые требования к вашим ресурсам, т.е. к вашему профессиональному образова­нию и опыту работы, трудовой мотивации и личностным качествам (от­ветственность, работоспособность, способность к профессиональ­ному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образо­вания и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требу­ются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, про­фессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиента­ми, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фра­зой «Я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное зна­ние предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда.

 

В каком направлении строить карьеру? Чтобы не прогадать и быть востребованными, неплохо бы знать, за кем будут «бегать» работодатели через пять-десять лет. Представляем прогноз на тему «Самые востребованные профессии 2015-2020 гг.»

 

По данным Министерства образования и науки РФ, результатов исследования, проведенного «МКЦ «Фаворит», в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специальностях.

Сфера «ХОЧУ»

                                  

      Бездарный ученый, тупица,

                                              прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего,

                                              дав миру десятки таких же бездарных

                                              узких ученых, как он сам.

                                              Тайно по ночам он переплетал книги –

                                                это его истинное призвание: здесь он артист и                                                    

                                              испытывает наслаждение. К нему ходит

                                              переплетчик, любитель учености. Тайно по

                                              ночам он занимается наукой …

                                                                                                              А.П.Чехов

 

Задачи:

1. Определить группы учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, желающих продолжить свое образование в вузах;

2. Содействовать осознанию выпускниками своих профессиональных желаний;

3. Составление выпускниками личного профессионального плана, включающего основной и запасной варианты получения высшего профессионального образования в НИ МГУ им. Н.П. Огарева.

«ХОЧУ» - это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость!

 

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить дом на берегу Волги и т.д.)

- реалистичными, т.е. соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми;

- позитивными (идти не от чего-то – «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то «хочу денег и славы»)

- ограниченными во времени (цель – мечта, которая должна осуществиться к назначенному сроку).

 

       Понять, что именно выпускник хочет, помогает профессиональный план.

 

Профессиональный план – это представление о своем профессиональном будущем.

Структура плана профессионального пути может включать следующие пункты:

l Кем хочу быть, чего хочу достичь

l На каком факультете МГУ им. Н. П. Огарева могу получить выбранную профессию

l Пути и средства достижения профессиональной цели (какие ЕГЭ надо сдавать)

l Запасные варианты

 

Для определения профессионального плана выпускников мы проведем опрос с помощью анкеты профориентации для выпускников школы.



Выбрали ли Вы профессию?

  Да
  Нет
  Сомневаюсь в выборе

 

Сфера «Могу»

 

Задачи:

1. Описать специфику разных специальностей и направлений подготовки в Ни МГУ им. Н. П. Огарева;

2. Сформировать адекватное представление о выбранных профессиях;

3. Дать возможность выпускнику «примерить» выбираемую профессию, оценить свои способности и возможности профессионального становления по выбранной специальности.

 

 «МОГУ» - обладание набором профессионально важных для данной работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических и пр.

 

Итак, с помощью Матрицы профессионального выборы выпускники могут определить себе профессию. Но каждая профессия предполагает несколько специальностей. Врач – это профессия. Терапевт, хирург, рентгенолог, кардиолог – специальности. Всех этих специалистов будут готовить на одном факультете, но на разных специальностях. Чтобы «примерить» на себя новую роль мы предлагаем поработать группами и пообщаться со студентами, которые уже поступили в НИ МГУ им. Н. П. Огарева и получают образование по выбранной вами профессии и понять какая профессия им ближе. В этом может помочь профессиограмма.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

 

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

В чем суть данной профессии?

Чем конкретно занимается сотрудник?

В каких условиях происходит труд?

Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

На какие заработки можно рассчитывать?

Каковы возможности для карьерного роста?

Каковы требования к рабочему месту?

Каковы возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника?

 

 

Выпускники должны на основании профессиограмм ответить на следующие вопросы:

Основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на их выбор будущей профессии?

 

Лекция 1. Основы профориентации

 

Вопросы лекции

l Что такое профориентация?

l Ее значимость в выборе профессионального будущего?

l Как ее организовать?

 

Профессиональная деятельность занимает примерно треть жизни каждого человека. Особенно если учесть, что еще треть мы проводим во сне. Поэтому так хочется, чтобы люди могли говорить о себе словами Б. Окуджавы: «Я занимаюсь любимым делом, и за это мне еще платят деньги...». К сожалению, для большинства это не так. Среди россиян лишь 14 % опрошенных ответили, что они «вполне удовлетворены» или «удовлетворены» своей работой. Впрочем, «быть удовлетворенным работой» не совсем то же самое, что «заниматься любимым делом». А это значит, что порядка 86% россиян - заложники неверного профессионального выбора.

 

Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. От того, насколько верно человек определится с выбором профессиональной деятельности, зависит будущее его семьи, экономическое развитие нашего города, региона, страны. 

Каждый выпускник задает себе следующие вопросы:

l От чего зависит жизненный успех?

l Какую профессию выбрать? (Слабая информированность выпускников школ о мире профессий. В едином квалификационном справочнике значится около 40 000 различных профессий. В нашей обычной жизни мы можем назвать десятки, может быть, сотни специальностей. В таком огромном мире профессий школьникам, конечно, очень трудно сориентироваться)

l Где получать образование? (Слабая информированность о том, где и как готовят специалистов той или иной профессии (факультет, специальность) в НИ МГУ им. Н. П. Огарева)

l Какие профессии востребованы в настоящем и в будущем? (Слабая информированность о перспективах развития определенного вида производства, где бы выпускники могли бы себя реализовать; какие профессии будут востребованы с учетом социально-экономического развития региона и страны в целом).

l Каковы мои жизненные и профессиональные цели? (Неопределенность целей профессионального самоопределения выпускников. Отсутствие разработанного личного профессионального плана, четко определенных жизненных и профессиональных целей).

 

Ответить на эти вопросы призвана ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.

 

 

Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, профессиональную направленность личности,  но учесть требования рынка труда. Этой цели служит система профориентации.

Профориентация - (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профориентация - сложный процесс, но вы как студенты престижного и одного из крупнейших вузов Поволжья, тоже можете помочь выпускникам выбрать их будущую профессию.

Вы можете:

· рассказать и  показать значимость и престижность получения образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева (рассказать о сегодняшнем дне университета, отвечающего следующим основным требованиям: высокий уровень образования; широкий комплекс образовательных программ; большой объём научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера по профилю своих образовательных программ; интеграция в международный образовательный процесс; лидирующее положение на региональном (национальном) рынке труда в сегменте выпускаемых специалистов; высокий уровень внеучебной работы);

· показать неразрывную связь между желаемой профессией и возможностью получения необходимого образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева;

· раскрыть тенденции развития рынка труда в РМ и РФ в целом (прогноз на тему «Самые востребованные профессии 2015-2020 гг.»);

· описать специфику разных специальностей и направлений подготовки в НИ МГУ им. Н. П. Огарева;

· исправить отрицательный имидж «непрестижных» специальностей;

· предоставить выпускникам необходимую контактную информацию о НИ МГУ им. Н. П. Огарева (факультеты, приемная комиссия);

· предоставить информацию о правилах приема в НИ МГУ им. Н. П. Огарева;

· рассмотреть пути получения профессионального образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева с помощью Матрицы профессионального выбора;

· провести профориентационную игру «Мой выбор»;

· показать презентации факультетов НИ МГУ им. Н. П. Огарева

 

Таким образом, НАША ЦЕЛЬ - познакомить выпускников с деятельностью и особенностями получения профессионального образования в НИ МГУ имени Н. П. Огарева и оказать им помощь в профессиональном самоопределении.

Главной особенностью при проведении профориентационной работы является не только предоставление информации старшеклассникам и выпускникам школ о вузе, направлениях подготовки и специальностях, но и также помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка профессионального выбора.

 

НАШИ ЗАДАЧИ

l Предоставить будущим абитуриентами необходимую информацию о НИ МГУ им. Н. П. Огарева

l Показать престижность получения образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева

l Помочь выпускникам сформировать профессиональные планы

l Рассмотреть возможные пути получения профессионального образования в НИ МГУ им. Н. П. Огарева, с помощью Матрицы профессионального выбора

l Дать информацию о ситуации на рынке труда

l Описать специфику разных специальностей и направлений подготовки в НИ МГУ им. Н. П. Огарева;

l Сформировать адекватное представление о профессиях

l Выровнять престиж профессий, которые можно получить, обучаясь НИ МГУ им. Н. П. Огарева

 

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, работники (будущие работники) должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

 

 





Сфера «НАДО»

Задачи:

1. Раскрыть тенденции развития рынка труда (дать прогноз на тему: «Самые востребованные профессии 2015-2010 гг.»);

2. Показать возможность получения востребованных профессий в НИ МГУ им. Н. П. Огарева

«НАДО» - это учет условий и требований рынка труда.

Будущая работа должна быть востребованной!

 

Предположим, городу нужны девяносто девять строителей и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один строителем. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифи­цируются в строителей; уедут в другие города, где есть потреб­ность в их услугах; или умрут голодной смертью…. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы, — это система социаль­но-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, так как он предлагает себя как профессиона­ла тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуа­ции можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходяще­го специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторо­на преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устра­ивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате вы­игрывают обе стороны.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок това­ров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработ­ной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение ра­ботника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая скла­дывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер зара­ботной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рын­ке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работода­телям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом явля­ется безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специа­листов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация назы­вается рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нуж­ны правоохранительные органы и т.д.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобре­татели, люди искусства, представители редких профессий, напри­мер, реставратор, летчик-космонавт, дегустатор, юве­лир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «ни­шу» устремляется большое количество людей, возникает конкурен­ция — неизбежное следствие рыночных отношений. В этом случае будут предъявляться особые требования к вашим ресурсам, т.е. к вашему профессиональному образова­нию и опыту работы, трудовой мотивации и личностным качествам (от­ветственность, работоспособность, способность к профессиональ­ному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образо­вания и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требу­ются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, про­фессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиента­ми, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фра­зой «Я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное зна­ние предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда.

 

В каком направлении строить карьеру? Чтобы не прогадать и быть востребованными, неплохо бы знать, за кем будут «бегать» работодатели через пять-десять лет. Представляем прогноз на тему «Самые востребованные профессии 2015-2020 гг.»

 

По данным Министерства образования и науки РФ, результатов исследования, проведенного «МКЦ «Фаворит», в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специальностях.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 176.