изучение правил поведения способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
совершенствование практических навыков руководителей всех уровней в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, мероприятий гражданской обороны, а также навыков управления силами и средствами РСЧС и ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом сил РСЧС и ГО приемами и способами действий по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Для непосредственной защиты населения от воздействия поражающих факторов источника ЧС выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным , а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).
В целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся н еотложные работы, которые включают в себя:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение – комплекс мер, осуществляемых в
целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к
работам формированиями. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.
В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями аварийно-спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.
Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечивающий характер:
техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;
транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны чрезвычайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;
дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;
гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;
метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;
материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:
начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;
I этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
II этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Оперативное построение группировки сил должно позволять проводить аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1–3 суток), а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.
В первом эшелоне сил проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, принимают участие:
дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
дежурные караулы противопожарных подразделений;
дежурные подразделения скорой медицинской помощи;
маневренные поисковые (водолазные) группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России .
Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.
Основными задачами первого эшелона является локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.
Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:
аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
подразделения Государственной противопожарной службы;
специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;
ведомственные подразделения спасателей;
подразделения ГИМС МЧС России.
Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.
Основные задачами второго эшелона являются проведение аварийно-спасательных других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.
Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:
войска гражданской обороны с тяжелой техникой;
соединения и воинские части Вооруженных Сил;
специализированные части строительно-монтажных организаций и др.
Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.
В задачи третьего эшелона входит радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).
Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.
На объектах аварийно-спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС (для ЧС мирного характера), а также гражданскими организациями гражданской обороны (для ЧС военного характера).
Порядок работы руководителей гражданских организаций гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований (далее – руководитель формирования) при организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя:
уяснение задачи на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
отдание предварительных указаний;
оценка обстановки и выполнение расчета времени;
принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
отдание устного приказа;
организация взаимодействия, обеспечения и управления.
Уясняя задачу, руководитель формирования должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, задачу, место и роль своего формирования в выполнении общей задачи.
При оценке обстановки руководителю формирования необходимо:
оценить характер и объем разрушений, пожаров и поражений на участке (объекте) работ и пути выдвижения;
оценить радиационную, химическую и биологическую обстановку и ее влияние на выполнение задачи;
определить виды и объем предстоящих работ;
установить наиболее целесообразные направления выдвижения и ввода формирования в очаг поражения и на участок (объект) работ;
оценить техническое оснащение и возможности своего и приданных формирований;
уяснить положение, характер действий и задачи соседей;
оценить характер местности и ее влияние на действия формирования, состояние маршрута выдвижения к очагу поражения и на участок (объект) работ;
оценить влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
После оценки обстановки руководитель формирования принимает решение, в котором определяет:
замысел действий (на каком элементе участка работ сосредоточить основные усилия, последовательность выполнения работ, распределение сил и средств);
задачи подчиненных и приданных формирований, способы и сроки их выполнения;
порядок выдвижения на участок (объект) работ;
порядок взаимодействия;
мероприятия по организации управления и обеспечения.
Решение руководителя формирования и задачи подчиненным могут уточняться перед вводом формирования на участок (объект) и в ходе работ. Решение руководителя формирования оформляется графически на плане (карте) с краткой пояснительной запиской. После принятия решения руководитель формирования отдает приказ. В приказе указывается:
в первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки на маршруте выдвижения и участке (объекте) работ;
во втором пункте - задачи формирования;
в третьем пункте - задачи соседей;
в четвертом пункте - замысел действий;
в пятом пункте - после слова "приказываю" ставятся задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям), а также приданным формированиям;
в шестом пункте - места расположения медицинских пунктов пути и порядок эвакуации пострадавших;
в седьмом пункте - допустимые дозы радиоактивного облучения личного состава;
в восьмом пункте - время начала и окончания работ, свое место и заместителей, сигналы оповещения и порядок действия по ним, организацию взаимодействия, материально-технического обеспечения, меры безопасности при проведении работ и т.д.
При обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение имеют: профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С. И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрезвычайная ситуация» относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.
Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.
Определение ЧС в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся, важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.
Положением о классификации чрезвычайных ситуаций (сентябрь 1996 г.) даны определения понятий, характеризующих ЧС:
В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):
Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные . К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.
Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.
По сфере возникновения ( природные, экологические, техногенные, биолого-социальные, террористические, военные .
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.