Раздел II . Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование исследования

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения в ПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей и это является показателем психологической готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Исследовать ценностные ориентации студентов.

2. Изучить особенности профессиональной сферы студентов.

3. Произвести анализ полученных данных.

В данном исследовании принимали участие студенты 4 курса, выпускники, обучающиеся в строительном училище. Всего в эксперименте приняло участие 32 человека. Для решения поставленных задач была выбрана методика:

Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), [30] при этом из перечня жизненных сфер исследуемых в этой методики мы особое внимание уделим сфере профессиональной жизни, сфере образования а также сфере общественной активности.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Испытуемым предлагается 112 утверждений, которые необходимо оценить по 5бальной шкале, где 5 – очень важно, а 1 – совсем не важно.

По данным проведения МТЖЦ оказалось, что среди выбора жизненных ценностей у выпускников ПТУ преобладают эгоистично – престижные, это такие ценности как: достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, а также собственный престиж. Средние показатели эгоистично-престижных ценностей у парней больше показателей нравственно-деловых ценностей на 38%, а у девушек на 10%.

Из полученных результатов видно, что наиболее важными жизненными сферами для выпускников ПТУ являются (см. Приложение 2, 3):

Сфера общественной жизни – 60%,

профессиональная сфера – 58%, а также

сфера обучения и образования – 58%.

По этим сферам в % показателях девушек значительно чаще, чем у парней встречаются высокие показатели (см. Приложение 2,3).

Высокие показатели выраженности профессиональной направленности, а также направленности на обучение и образование у выпускников ПТУ свидетельствуют о высокой степени социально-психологической готовности к будущей трудовой деятельности.



Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что лучшим методом для оценки социально - психологической готовности к труду выпускников ПТУ, является «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест позволяет выявить направленность личности, лидирующие жизненные ценности, а также определить важные жизненные сферы выпускников 17-18 лет.

Данный метод показал, что для изучения социально – психологической готовности к труду необходимо определить направленность личности, ориентацию на жизненные ценности в профессиональной и общественной жизненной сфере. В ходе данного исследования были изучены основные терминальные ценности выпускников ПТУ.

Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении. Также результаты теста показали, что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Выпускники ПТУ понимают важность профессиональной сферы деятельности, у выборки осмысленная мотивация в профессиональной сфере жизненных ценностей, это дает возможность определить, что из выборки 32 человека 87 % выпускников социально - психологически готовы к труду. При этом женская и мужская часть находятся в равном соотношении, возможно такие показатели из-за неоднородности выборки для подтверждения необходимо провести исследование на выборке с равным количеством парней и девушек.

Данная методика является актуальной для диагностики направленности личности, она может быть рекомендована для исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.



Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

4. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Нау.-метод. Сборник. – М., 2002.

5. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986. С.14.

6. Вопросы психологии, 85/5 Р.А.. Пономарева (НИИ психологии УССР). Психологические особенности ценностных ориентации молодых рабочих на трудовую деятельность, с.71.

7. Вопросы психологии, 85/5 Я.Л. Коломинский (Минский пединститут им. А. М. Горького). Социально-психогическая готовность к труду с. 14.

8. Вопросы психологии, 85/5 Вопросы психологии Г.В. Шавырина (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). Уровень развития технического мышления как условие формирования психологической готовности к труду с. 82.

9. Вопросы психологии, 85/5 В.С. Ульянов (Запорожское областное управление профтехобразования). Профессиональная мотивация у учащихся ПТУ.с 41.

10. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г

11. Дьяченко М. И, Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Мн.: БГУ, 1978, 182 с.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.

13. Коллектив, личность, общение /Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Кузьмина Е.С.и Семенова В.Е. Лениздат, 1987.

14. Кондрашова Л. Формуючий потенціал навчання в сучасній вищій педагогічній школі// Рідна школа.- 2005.- №8.- с. 25.

15. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998

16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С.39.

17. Кузьмина Н.В. «Професиионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» М 1990

18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1992,

20. Майерс Д. Дж. Социальная психология, 7-е изд., 2002.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 174.