Раздел I Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

Раздел I

Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности

1.1 Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии

1.2 Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду

1.3 Методы исследования социально-психологической готовности к труду

1.4 Обобщение и анализ методов исследования социально – психологической готовности к труду выпускников ПТУ

Раздел II

Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ

2.1 Планирование представление и анализ результатов эмпирического исследования.

Заключение

Литература

Приложения



Введение

Актуальность. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.

В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент т. к.: «Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем». [19, с.7]. Личность свое место в жизни, в обществе реализует по-своему, т.к. смысл жизни, потребности и ценности различных людей не совпадают. Для большинства основным механизмом реализации смысложизненных ориентации является профессиональная деятельность.

Цель: теоретическое и практическое изучение социально-психологической готовности к труду, оценка конкретных методов исследования.

Объект: социально-психологическая готовность.

Предмет: исследование методов социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

Гипотеза: у выпускников ПТУ готовность к труду проявляется в понимании важности профессиональной жизненной сферы деятельности.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».

2. Определить подходы к исследованию социально-психологической готовности к труду.

3. Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду выпускников.

4. Провести анализ методов исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

5. Исходя из теоретического анализа определить более подходящий метод исследования провести эмпирическое исследование, представить результаты.



Резюме

Таким образом, мы рассмотрели в первом разделе основные теоретические положения проблемы социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Мы проанализировали проблему социально-психологической готовности к труду в контекстах коммуникативных навыков, а также социально-психологических установок и мотивационно-ценностных ориентаций личности учащихся ПТУ.

Рассмотрели ряд отечественных и зарубежных взглядов, посвященных проблеме социально-психологической готовности к труду.

Далее мы переходим ко второму разделу нашей курсовой работы, где опишем этапы и методы проведенного нами экспериментально-психологического исследования и представим полученные результаты. Для этого нами будет выбрана мотивационно – ценностная структура личности.



Планирование исследования

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения в ПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей и это является показателем психологической готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Исследовать ценностные ориентации студентов.

2. Изучить особенности профессиональной сферы студентов.

3. Произвести анализ полученных данных.

В данном исследовании принимали участие студенты 4 курса, выпускники, обучающиеся в строительном училище. Всего в эксперименте приняло участие 32 человека. Для решения поставленных задач была выбрана методика:

Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), [30] при этом из перечня жизненных сфер исследуемых в этой методики мы особое внимание уделим сфере профессиональной жизни, сфере образования а также сфере общественной активности.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Испытуемым предлагается 112 утверждений, которые необходимо оценить по 5бальной шкале, где 5 – очень важно, а 1 – совсем не важно.

По данным проведения МТЖЦ оказалось, что среди выбора жизненных ценностей у выпускников ПТУ преобладают эгоистично – престижные, это такие ценности как: достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, а также собственный престиж. Средние показатели эгоистично-престижных ценностей у парней больше показателей нравственно-деловых ценностей на 38%, а у девушек на 10%.

Из полученных результатов видно, что наиболее важными жизненными сферами для выпускников ПТУ являются (см. Приложение 2, 3):

Сфера общественной жизни – 60%,

профессиональная сфера – 58%, а также

сфера обучения и образования – 58%.

По этим сферам в % показателях девушек значительно чаще, чем у парней встречаются высокие показатели (см. Приложение 2,3).

Высокие показатели выраженности профессиональной направленности, а также направленности на обучение и образование у выпускников ПТУ свидетельствуют о высокой степени социально-психологической готовности к будущей трудовой деятельности.



Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что лучшим методом для оценки социально - психологической готовности к труду выпускников ПТУ, является «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест позволяет выявить направленность личности, лидирующие жизненные ценности, а также определить важные жизненные сферы выпускников 17-18 лет.

Данный метод показал, что для изучения социально – психологической готовности к труду необходимо определить направленность личности, ориентацию на жизненные ценности в профессиональной и общественной жизненной сфере. В ходе данного исследования были изучены основные терминальные ценности выпускников ПТУ.

Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении. Также результаты теста показали, что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Выпускники ПТУ понимают важность профессиональной сферы деятельности, у выборки осмысленная мотивация в профессиональной сфере жизненных ценностей, это дает возможность определить, что из выборки 32 человека 87 % выпускников социально - психологически готовы к труду. При этом женская и мужская часть находятся в равном соотношении, возможно такие показатели из-за неоднородности выборки для подтверждения необходимо провести исследование на выборке с равным количеством парней и девушек.

Данная методика является актуальной для диагностики направленности личности, она может быть рекомендована для исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.



Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

4. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Нау.-метод. Сборник. – М., 2002.

5. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986. С.14.

6. Вопросы психологии, 85/5 Р.А.. Пономарева (НИИ психологии УССР). Психологические особенности ценностных ориентации молодых рабочих на трудовую деятельность, с.71.

7. Вопросы психологии, 85/5 Я.Л. Коломинский (Минский пединститут им. А. М. Горького). Социально-психогическая готовность к труду с. 14.

8. Вопросы психологии, 85/5 Вопросы психологии Г.В. Шавырина (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). Уровень развития технического мышления как условие формирования психологической готовности к труду с. 82.

9. Вопросы психологии, 85/5 В.С. Ульянов (Запорожское областное управление профтехобразования). Профессиональная мотивация у учащихся ПТУ.с 41.

10. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г

11. Дьяченко М. И, Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Мн.: БГУ, 1978, 182 с.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.

13. Коллектив, личность, общение /Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Кузьмина Е.С.и Семенова В.Е. Лениздат, 1987.

14. Кондрашова Л. Формуючий потенціал навчання в сучасній вищій педагогічній школі// Рідна школа.- 2005.- №8.- с. 25.

15. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998

16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С.39.

17. Кузьмина Н.В. «Професиионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» М 1990

18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1992,

20. Майерс Д. Дж. Социальная психология, 7-е изд., 2002.

Оглавление

Введение

Раздел I

Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности

1.1 Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии

1.2 Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду

1.3 Методы исследования социально-психологической готовности к труду

1.4 Обобщение и анализ методов исследования социально – психологической готовности к труду выпускников ПТУ

Раздел II

Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ

2.1 Планирование представление и анализ результатов эмпирического исследования.

Заключение

Литература

Приложения



Введение

Актуальность. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.

В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент т. к.: «Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем». [19, с.7]. Личность свое место в жизни, в обществе реализует по-своему, т.к. смысл жизни, потребности и ценности различных людей не совпадают. Для большинства основным механизмом реализации смысложизненных ориентации является профессиональная деятельность.

Цель: теоретическое и практическое изучение социально-психологической готовности к труду, оценка конкретных методов исследования.

Объект: социально-психологическая готовность.

Предмет: исследование методов социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

Гипотеза: у выпускников ПТУ готовность к труду проявляется в понимании важности профессиональной жизненной сферы деятельности.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».

2. Определить подходы к исследованию социально-психологической готовности к труду.

3. Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду выпускников.

4. Провести анализ методов исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.

5. Исходя из теоретического анализа определить более подходящий метод исследования провести эмпирическое исследование, представить результаты.



Раздел I Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности

Дата: 2019-11-01, просмотров: 179.