Формирование торгового ассортимента – одна из основных функций организации розничной торговли, определяющая его конкурентноспособность.
Рассмотрим структуру ассортимента в магазине «Силуэт» отдела «Женской одежды». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляет верхняя одежда, костюмы, блузки, юбки, брюки, трикотаж и кожгалантерея. Целевая категория покупателей – жители близлежащих домов с низкой и средней покупательской способностью.
Товарооборот отдела «Женской одежды» магазина «Силуэт» имеет постоянный рост. В 2006 году его общий объём составил 5777290 рублей, что на 252000 рублей больше, чем в 2005году. Темп прироста в этом случае составил 4%. За счёт роста цен товарооборот магазина «Силуэт» в 2006 году увеличился на¼ часть, данные указаны в таблице №1.
Таблица 1
Оценка показателей конкурентно способности магазина «Силуэт»
Показатель | Магазин «Силуэт», оценка в балах1 |
Ассортимент товаров | 4 |
Цены на товар | 3 |
Качество товара | 4 |
Культура обслуживания | 5 |
Место расположения магазина | 4 |
Интерьер магазина | 5 |
*Примечание: данные представлены на основе опроса покупателей.
Таблица 2
Показатели конкурентоспособности магазина «Силуэт» с различной покупательской способностью, в % *
Показатель | Высока покупательская способность | Средняя покупательская способность | Низкая покупательская способность |
Ассортимент товаров | 23,81 | 28,57 | 19,05 |
Цены на товар | 19,05 | 9,52 | 4,76 |
Качество товара | 28,57 | 19,05 | 23,81 |
Культура обслуживания | 14,29 | 23,81 | 28,57 |
Место расположения магазина | 9,52 | 4,76 | 14,29 |
Интерьер магазина | 4,76 | 14,29 | 9,52 |
*Примечание: данные представлены на основе опроса покупателей.
Показатели представленные в таблицах позволяют отметить, что магазин удачно расположен и имеет красивый интерьер. В магазине «Силуэт» высокий уровень культуры обслуживания покупателей. Однако изучаемое предприятие проигрывает таким показателям, как ассортимент товара. В ходе опроса покупателей было выяснено, что недостаточно расширен ассортимент по некоторым группам товара.
Опрос руководства магазина показал, что формирование ассортимента проводится товароведом на основе заявок продавцов, т.е. данный процесс подвержен влиянию человеческого фактора. Ассортимент – значимый фактор для формирования лояльности клиента. Принимая это во внимание, был проведён анализ ассортимента с использованием методик АВС.
Сущность АВС – анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 80:20». Благодаря своей универсальности эффективности данный метод анализа получил большое распространение. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объёма продаж.
Данные по магазину «Силуэт» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сумма реализованной продукции за 2006 год по группам товара
Наименование товара
Реализация товара
Далее проводим ранжирование ассортимента убыванию вклада в товарооборот каждой позиции (таблица 4).
Таблица 4
Ранжирование ассортимента по убыванию вклада в товарооборот каждой позиции
Наименование | Сумма реализации в рублях | Ранжирование |
Пальто | 2237160 | 2237160 |
Куртка | 870840 | 2325000 |
Костюмы | 861350 | 3186350 |
Брюки | 491040 | 3677390 |
Блуза | 358550 | 4035940 |
Трикотаж | 262080 | 4298020 |
Юбка | 256450 | 4554470 |
Кожгалантерея | 161460 | 4715930 |
Пиджак | 156980 | 4872910 |
Платье | 63140 | 4936050 |
Обувь | 34080 | 4970130 |
Платки | 14800 | 4984930 |
Плащ | 9360 | 4994290 |
итого | 5777290 | 53788570 |
Данный метод позволят определить оптимальное соотношение групп и видов в розничной торговой организации с учётом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары, составляющие около 70% по реализации товара (в рублях). К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% по реализации товара (в рублях), а к категории «С» - около5%. Причём в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%.
Рисунок 1 - Графическое представление распределения товаров на области А, В, С
На основе выше построенных таблиц и графика можно составить рейтинг товаров (таблица 5).
Таблица 5
Рейтинг группы товаров магазина «Силуэт» по методике «АВС» в 2006 году
Группа товаров |
Итого | |
рублей | % | |
Группа товаров А | 5719050 | 71,8 |
1 | 2 | 3 |
Пальто | 2237160 | 4,1 |
Куртки | 2325000 | 4,3 |
Костюм | 3186350 | 5,9 |
Брюки | 3677390 | 6,8 |
Блуза | 4035940 | 7,5 |
Трикотаж | 4298020 | 7,8 |
Юбка | 4554470 | 8,6 |
Кожгалантерея | 4715930 | 8,7 |
Пиджак | 4872910 | 8,8 |
Платье | 4936050 | 9,2 |
Группа товаров В | 48880 | 18,7 |
Обувь | 9,3 | 4970130 |
Платки | 9,4 | 4984930 |
Группа товаров С | 9360 | 9,5 |
Плащ | 4994290 | 9,5 |
АВС – анализ широко применяется в различных торговых организациях. Выделение групп проводится на основе использования одного из следующих параметров;
· товарооборота
· количество проданных единиц
· валовой прибыли
основные характеристики, выводящиеся в отчёте;
1. описание товара
2. складские остатки;
3. сумма продаж;
4. количество проданных единиц;
5. валовая прибыль;
6. процент товара от сумм продаж (количества проданных единиц, валовой прибыли группы);
7. кумулятивный процент;
8. группировка объектов на основе АВС – анализа.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 210.