Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов. [24]

Главным итогом проведенной работы за последние 2 года стало выполнение Государственным таможенным комитетом РФ плановых заданий по сбору таможенных платежей на 2006 - 2007 годы.

В 2006 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 436,1 млрд. долларов и по сравнению с 2005 годом вырос на 28,3%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья вырос на 28,7% - до 371,4 млрд. долларов, со странами СНГ - на 25,4%, до 64,7 млрд. долларов. Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2006 году пришлось 53,2% российского товарооборота (в 2005 году - 52,1%), на страны СНГ - 14,8% (15,3%), на страны ЕврАзЭС - 7,8% (7,8%), на страны АТЭС - 16,9% (16,1%).

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в 2006 году перечислила в федеральный бюджет 2 трлн.863 млрд.990 млн. рублей. В структуре платежей порядка 85% занимают экспортные пошлины, 15% - импортные пошлины. ФТС в 2005 году обеспечила 42% поступлений в федеральный бюджет.

В 2007 г. ФТС также справилась с плановым заданием по сбору платежей, несмотря на возникшие в начале года сложности с его выполнением. Годовой план составлял 3,1 триллиона рублей. В первом квартале 2007 года ФТС перечислила в федеральный бюджет 678,51 миллиарда рублей, за шесть месяцев - 1,4 триллиона рублей. За год Федеральная таможенная служба (ФТС) России перечислила в федеральный бюджет 3 трлн.253,82 млрд. рублей, что на 2,1% превышает годовое плановое задание.

За январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей, что на 5,05 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 101,87%.

ФТС России сообщает, что за август 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 429,51 млрд. рублей, что на 26,09 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 106,47%.

Таким образом, как сообщает пресс-служба ФТС России, за восемь месяцев 2008 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3 063,16 млрд. рублей, что составило 100,87% от планового задания. [24]

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. [16, с.44]

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:

постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами. [21, с.167]

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны. [10, с.391]

Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Таким образом, фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения. Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.

Основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. [9, с.163]

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов выдвигает на первый план одну из главных задач деятельности службы на 2008-2010 годы - выявление и пресечение контрабанды, а также взяточничества и других таможенных преступлений. Серьезную угрозу национальной безопасности, предупредил он, представляют и потоки через границу контрабандной продукции.

Еще одной задачей является сокращение времени таможенных процедур на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. Если в 2006 году среднее время составило 23 минуты, то за счет совершенствования организации таможенного контроля и обустройства пунктов, оптимизации их размещения в 2010 году оно должно сократиться до 19 минут. Количество же аэропортов и портов, в которых будет применяться принцип "зеленого коридора" при перемещении товаров, по планам Бельянинова, должно возрасти за три года с 7,7 до 11%. [24]

Следует признать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальном пересмотре. Прежде всего, надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая в необходимых случаях корректировку специфических составляющих комбинированных ставок на отдельные товары.

Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.

Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.

Еще одна необходимая мера - установление одинаковых (унифицированных) ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных на данный момент нарушений - заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины.

Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

Итак, в последние годы ФТС регулярно перевыполняет плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенных реформ.

Однако в ближайшем будущем предстоит решить множество проблем стоящих в настоящий момент перед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входит слабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничество в таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабандной продукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику нашей страны. В таких условиях навести порядок в таможенных органах будет непросто, но необходимо.



Заключение

 

Сегодня проблемы таможенного дела и таможенной службы стоят особенно остро в связи с социальными проблемами общества, связанными с нарушениями в таможенном режиме РФ. Действующий премьер-министр, а в недавнем прошлом Президент РФ, В.В. Путин в свое время уделял много внимания развитию таможенного дела в России и сейчас продолжает следить за состоянием таможенного механизма в РФ. Причины этого в том, что руководство Федеральной таможенной службой (ФТС) с 2006 г. осуществляет правительство РФ, и в том, что своевременное регулирование таможенной деятельности и размеров таможенных тарифов способно стать мощным рычагом в деле регулирования экономических процессов в стране.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

Главное назначение и роль таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенные правила и нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри - и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:

1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений.

К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

В последние годы ФТС регулярно перевыполняет плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенных реформ. Однако перед таможенными органами и перед правительством РФ все еще стоят злободневные проблемы, требующие немедленного решения.



Список используемой литературы

 

1. Таможенный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2006 года. - М: Инфра - М, 2007, - 288 с.

2. Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003, № 164 - ФЗ.

3. Астапов А. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005 - №1 - С.95 - 99.

4. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007. - 240 с.

5. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А., Криштафович В.И. Таможенная экспертиза товаров: учебник. - М: Академия, 2003 - 272 с.

6. Драчка О. Куда идет Россия // Мировая экономика и международные отношения - 2005 - №8 - С.58-63.

7. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. - М.: Бизнес-Пресса, 2004. - 253 с.

8. Жуковская В., Трофимова И., Чертко Н. Что отражает таможенная статистика // Международная экономика и международные отношения. - 2004. - №12. - С.13 - 24.

9. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.

10. Кухаренко В. Современная культура таможни: проблемы развития // Безопасность Евразии. - 2000. - №2. - С.391 - 401.

11. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с.

12. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 265 с.

13. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007 - 318 с.

14. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с.

15. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2004. - 687 с.

16. Парасочка В.Т. Таможенные механизмы регулирования параметров потребительского рынка // Законодательство и экономика - 2001 - №8 - С.44 - 48.

17. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008. - 624 с.

18. Романова Е.В. Таможенные платежи. - Спб.: Питер, 2005. - 232 с.

19. Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005. - 297 с.

20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист - 2005 271 стр.

21. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2003 - 304 с.

22. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец, 2007. - 128 с.

23. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2003. - 208 с.

24. www. tamognia. ru

Дата: 2019-11-01, просмотров: 175.