Вопросы для оценки результата освоения «Знать»:
1. История в системе гуманитарных наук. Объект, предмет и функции исторической науки.
2. Теория и методология исторической науки.
3. Классификация исторических источников. Роль исторического источника в воссоздании прошлого.
4. Проблемы отечественной историографии.
5. Проблемы политогенеза. Теории и этапы образования государственности.
6. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии.
7. Античная Греция: особенности политического устройства, культура, наука.
8. Античный Рим: политическая система, культура, наука.
9. Переход Европы от античности к феодализму. Варварские государства. Византия.
10. Европа в эпоху позднего феодализма. Великие географические открытия. Реформация.
Вопросы для оценки результата освоения «Уметь»:
1. Буржуазные революции в Европе. Английская революция XVII в. Великая французская революция.
2. XVIII век в европейской и мировой истории. Развитие капиталистических отношений: промышленность и торговля. Формирование колониальной системы.
3. Становление индустриальной цивилизации в Европе в XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
4. Международные отношения в Европе в конце XVIII-нач. XIX вв. Наполеоновские войны.
5. Американская революция и возникновение США. Гражданская война.
6. Основные тенденции мирового развития в XIX в. Европейский колониализм. Секуляризация сознания и развитие науки.
7. Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. Первая мировая война.
8. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 1920-х – 1930-е гг. XX в. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе (Франция, Испания).
9. Международное положение накануне Второй мировой войны.
10. Антигитлеровская коалиция: особенности возникновения и деятельности. Большая тройка.
Вопросы для оценки результата освоения «Владеть»:
1. Причины и основные этапы Второй мировой войны. Потсдамская конференция и Нюрнбергский процесс.
2. Послевоенное устройство мира. Конфронтация двух сверхдержав – США и СССР. Создание НАТО и ОВД.
3. «Холодная война». «Горячие» точки «холодной войны».
4. Формирование третьего мира: предпосылки, особенности, проблемы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции.
5. Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе.
6. Развитие стран Востока во второй половине ХХ в. Создание государства Израиль.
7. Япония после Второй мировой войны.
8. Экономические реформы в Китае.
9. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945–1991 гг.).
10. Доминирующая роль США в мировой экономике. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Вопросы для оценки результата освоения «Знать»:
1. Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX-X вв.). Крещение Руси.
2. 4. Социально-экономическое и политическое устройство Киевской Руси (XI-XII вв.).
3. Причины и последствия княжеской раздробленности.
4. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
5. Русские земли в борьбе с Западом и Востоком. Александр Невский.
6. Объединения русских земель вокруг Москвы. Роль Ивана Калиты в этом процессе.
7. Специфика формирования единого российского государства и роль Ивана III в этом процессе.
8. Реформы Ивана IV. Сущность и последствия опричнины.
9. Основные направления внешней политики Московского государства при Иване IV.
10. Кризис общества и государства в конце XVI-начале XVII вв.: «Смутное время».
11. Восстановление единой государственности после «смуты». Воцарение Михаила Романова.
12. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Соборное Уложение 1649 г.
13. Реформы патриарха Никона. Раскол Русской православной церкви (XVII в.).
14. Процесс закрепощения крестьян. Крестьянские войны в России (XVII-XVIII вв.).
15. Основные тенденции развития всемирной истории в XVIII-XIX вв.
16. Особенности социально-экономической и культурной модернизации первой четверти XVIII в. Петровские преобразования государственного аппарата. Утверждение абсолютизма.
17. Военная реформа Петра I и основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.
18. Причины и характерные черты дворцовых переворотов (1725-1762).
19. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
20. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
21. Россия к началу XIX в. Укрепление самодержавия в эпоху Павла I.
22. Самодержавное реформаторство Александра I.
Вопросы для оценки результата освоения «Уметь»:
1. Объясните основные этапы формирования идеологии декабризма. Сравнить программные документы Южного и Северного обществ.
2. Объясните основные направления возникновения и развития общественной мысли и общественных движений в 30-50-е гг. XIX в.
3. Проанализируйте основные направления внутренней и внешней политики Николая I.
4. Охарактеризуйте основные направления развития русской культуры в период ее Золотого века».
5. Объясните причины, характер и значение реформ 60-70-х гг. XIX в. (эпоха Александра II).
6. Проанализируйте основные черты постреформенной стабилизации при Александре III.
7. Охарактеризуйте роль XX в. в мировой истории и выявите роль С.Ю. Витте в модернизации российской экономики на рубеже XIX-XX вв.
8. Объясните причины возникновения политических партий в России в конце XIX - начале XX в., их генезис, классификацию, основные программные установки и тактику.
9. Охарактеризуйте причины, основные события и последствия русско-японской войны (1904-1905).
10. Проанализируйте причины, характер и последствия первой русской революции (1905-1907).
11. Объясните смысл и основные аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина.
12. Объясните причины возникновения и основные черты функционирования российского парламента в начале XX в., термин «Третьеиюньская политическая система», причины его возникновения и исторический смысл.
13. Охарактеризуйте причины и основные аспекты участия России в первой мировой войне и последовавшего затем общенационального кризиса.
14. Причины и последствия Февральской революции 1917 г. в России.
15. Объясните причины возникновения и суть двоевластия, расстановку приоритетов в тандеме «временное правительство и Советы» (февраль-октябрь 1917 г.).
16. Объясните причины Октябрьской революции в 1917 г. в России, основные аспекты установления Советской власти и значение первых декретов Советского государства.
17. Объясните причины и последствия гражданской войны в России и основные черты политики «военного коммунизма».
Вопросы для оценки результата освоения «Владеть»:
1. Проанализируйте причины, основные черты и последствия новой экономической политики (20-е гг. XX в.).
2. Проанализируйте причины форсирования темпов экономического развития в СССР в 1930-е гг., сущность индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
3. Проанализируйте причины формирования и укрепления однопартийной системы, основные этапы усиление режима личной власти Сталина и последствия этого процесса.
4. Охарактеризуйте основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг.
5. Охарактеризуйте причины, особенности и основные этапы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
6. Проанализируйте этап Великой Отечественной войны, получивший название коренной перелом.
7. Охарактеризуйте причины и основные составляющие победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
8. Охарактеризуйте расстановку сил в мире после окончания Второй мировой войны и обозначьте роль СССР в этом процессе. Проанализируйте причины и основные этапы холодной войны.
9. Проанализируйте основные направления политического и социально-экономического развития СССР в 1950-60-е гг., попытки реформирования системы и причины неудач.
10. Охарактеризуйте основные направления внутренней и внешней политики СССР в середине 1960-80-х гг., причины возникновения и развития кризисных явлений.
11. Проанализируйте причины, основные этапы и последствия политики перестройки для СССР (1985-1991).
12. Охарактеризуйте причины и последствия распада СССР и образования СНГ.
13. Охарактеризуйте основные этапы становление новой российской государственности (1992- начало XXI в.).
14. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в современной России.
15. Проанализируйте основные черты формирования и развития культура современной России.
16. Охарактеризуйте основные направления внешнеполитической деятельности России в условиях новой геополитической ситуации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c.
Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Ермолаев, И. П. История России с древнейших времен до конца XVIII в : учебное пособие для вузов / И. П. Ермолаев, Т. Ю. Фомина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Харченко, Л. Н. Теория и методология исторической науки: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 35 с.
Харченко, Л. Н., Игошева М.А. История (история России, всеобщая история) / Л.Н. Харченко, М.А. Игошева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 56 с.
Учебное издание
Харченко Любовь Николаевна,
Игошева Марина Анатольевна
История
(ИСТОРИЯ РОССИИ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)
Печатается в авторской редакции
Технический редактор
Подписано в печать . Формат 60×84/16.
Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 3,5.
Тираж экз. Изд. № . Заказ .
Редакционно-издательский центр ФГБОУ ВПО РГУПС.
__________________________________________________________________
Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 248.