РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Л.Н. Харченко, Игошева М.А.
ИСТОРИЯ
(История России, всеобщая история)
Учебно-методическое пособие
Ростов-на-Дону
2019
ББК 63.0я7 + 06
Рецензент – доктор философских наук, профессор В.Г. Тахтамышев
Харченко, Л.Н., Игошева М.А.
История: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко, М.А. Игошева; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2019. – 56 с.
Учебно-методическое пособие содержит круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по дисциплине «История (История России, всеобщая история)» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта поколения 3++. В пособии даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса.
Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям студентами 1-го курса всех специальностей и направлений подготовки всех факультетов по дисциплине «История (История России, всеобщая история)».
Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества».
© Харченко Л.Н., Игошева М.А., 2019
© ФГБОУ ВО РГУПС, 2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………… 4
Темы семинарских занятий ………………………………………… 6
Раздел I. Теория и методология исторической науки ……………. 9
Раздел II. Первобытная эпоха и древний мир. Античность ……… 10
Раздел III. Средневековье. Европа в эпоху Нового времени……... 14
Раздел IV. Новейшее время (XX в.). Мир в XXI в. ………………. 20
Раздел V. Русь в эпоху Средневековья ……………………………. 23
Раздел VI. Российская империя (XVIII-XIX вв.) …………………. 30
Раздел VII. Россия, СССР XX в. …………………………………… 37
Раздел VIII. Становление новой Российской государственности
(конец XX в. – нач. XXI в.) ………………………………………… 48
Вопросы для оценки результата освоения ………………………. 51
Введение
Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла – важная составляющая современного высшего образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание основано на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 3++, внедренных в вузах на всей территории РФ.
Учебная дисциплина «История (История России, всеобщая история)» логически вытекает из преподававшихся ранее «Отечественной истории» (1991-2011) и «Истории» (2011-2018), являвшихся базовыми и обязательными в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление обусловили изменениями, происшедшие в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), а затем – в 2000-е гг., которые способствовали формированию иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Кардинальные изменения в экономике и политике обусловили возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделали необходимым критическое осмысление методологических основ истории России в соответствии с новыми подходами.
Преподавание в РГУПС дисциплины «История (История России, всеобщая история)» осуществляется в соответствии с ФГОС 3++ и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса.
В соответствии с ФГОС 3++
Цель дисциплины – сформировать у студентов: способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, потребности к оценкам исторических событий и фактов, комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, интерес к фундаментальным знаниям, ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков:
- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- воспитание нравственности, морали, толерантности;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Требования к освоению содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные направления, проблемы, теории и методы истории;
- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
- основные этапы и ключевые события истории России и мира от древности до настоящего времени; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
Уметь:
- логически мыслить, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, вести научные дискуссии;
- работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
- преобразовывать полученную информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
Владеть:
- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
- навыками анализа исторических источников;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
Темы семинарских занятий
Раздел | Тема практического (семинарского занятия) |
Раздел I Теория и методология исторической науки | 1.1. Сущность, формы и функции исторического знания 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук 1.1.2. Методы и источники изучения истории 1.2. Проблемы историографии 1.2.1. Основные этапы и достижения в развитии исторической науки. 1.2.2. Проблемы отечественной историографии 1.3. Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки. 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности |
Раздел II |
Античность
Раздел III
Новейшее время ( XX в. ).
Мир в XXI в.
Раздел I
Семинар
Проблемы историографии
Терминологический аппарат
Методология, методы, принципы, научные категории, методологические интерпретации, религиозно-историческая теория, всемирно-историческая теория, культурно-историческая теория, исторические источники, источниковедение, историография, формационный подход, цивилизационный подход. Летописи, официальное летописание, неофициальное летописание. Политогенез.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое история и какова ее роль в человеческом обществе?
2. Охарактеризуйте объект и предмет исторической науки.
3. Опишите структуру и функции исторического познания.
4. Какие методы исторического исследования вам известны?
5. Что такое принципы изучения исторических фактов и какие основные принципы вам известны?
6. Что такое исторический факт и исторический источник?
7. Каков вклад В.Н. Татищева в развитие отечественной истории?
8. Каков вклад Н.М. Карамзина в развитие отечественной истории?
9. В чем состоит заслуга С.М. Соловьева и В.О. Ключевского в отечественной исторической науке?
Раздел II
АНТИЧНОСТЬ
Семинар
Терминологический аппарат
Агамный запрет, антропогенез, антропологизм, брак, бронзовый век, групповой брак, дислокальный брак, дуально – родовая организация, инцест, каменный век, культура линейно-ленточной керамики, материнский род, матриархат, матрилокальный брак, медный век, мезолит, моногамия, неолит, неолитическая революция, община, отцовский род, палеолит, парный брак, патриархат, патрилокальный брак, первобытное человеческое стадо, первобытнообщинный строй, племенной союз, племя, полигамия, род, семья, тотемизм, фратрия, экзогамия, энеолит.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите эпохи первобытности. Укажите период, имеющий принципиальное значение для становления цивилизации.
2. Дайте определение антропогенеза и укажите его основные стадии.
3. Чем было востребовано возникновение языка и мышления?
4. Проведите сравнительный анализ присваивающего и производящего хозяйства. Назовите отличительные черты производящего хозяйства.
5. В чем сущность и последствия неолитической революции?
6. В чем сущность первого и второго общественных разделений труда, происшедшего в эпоху неолита?
7. В чем отличие соседской общины от родовой? Что изменилось в жизни людей с переходом от родовой общины к соседской?
8. В чем заключаются причины перехода племен от самоуправления к системе единоличной власти? Объясните причины появления культа вождей, племенных старейшин?
9. Каковы причины формирования институтов государства и права?
10. Когда на исторической арене появились Мидийское и Персидское царство? Когда образовалось Скифское государство?
11. Назовите особенности религии эпохи первобытности. Каковы главные черты первобытного искусства?
Семинар
Античная цивилизация
Приступая к изучению материала необходимо дать определение понятию античность, рассмотреть процесс формирования античной цивилизационной модели, ее основные черты и этапы развития. Следует осмыслить характерные черты полисной системы и ее ценностей, эволюцию полиса и причины его кризиса, а также формы государственного правления, существовавшие в Греции. Важно уяснить особенности организации управления Римским государством в разные периоды его существования, причины кризиса и упадка Древнеримской цивилизации. Особое внимание следует обратить на проблему непреходящего значения античной культуры. Для того, чтобы составить целостное представление по данной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы.
Терминологический аппарат
Автаркия, акрополь, ареопаг, архонт, ахейцы, гелиэя, гимнасий, гиппарх, демократия, диктатор, докимасия, доминат, дорийцы, драхма, зевгиды, илоты, ионийцы, италики, киники, колон, колония, коллегия стратегов, комиций, консул, курия, легион, литургия, метрополия, народное собрание, натуральное хозяйство, нобилитет, олигархия, патриции, периэки, плебеи, полис, принципат, республика, сенат, система ценностей, Совет пятисот, стратег, тирания, триба, утилитаризм, цензор, эллинизм, эллины, этруски.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы характерные черты полиса?
2. Какие формы государственного правления существовали в Греции? Проведите их сравнительный анализ.
3. В чем, на ваш взгляд, заключается «секрет» феноменальных достижений античных обществ?
4. Как было организовано управление Римским государством в царский, республиканский и имперский периоды?
5. Почему произошел переход от республики к Римской империи?
6. В чем причины гибели Западной Римской империи?
7. Какова роль Рима в развитии Западной цивилизации?
8. Какие виды искусства наиболее активно развивались в античной культуре? Охарактеризуйте их
9. В чем заключается непреходящее значение античной культуры?
Раздел III
Семинар
Высокое Средневековье
а) Возникновение и развитие средневековых городов.
Правовое положение ранних городов. Их внешний вид и население. Борьба городов с феодальными сеньорами и становление городского самоуправления. Цехи и цеховое ремесло. Борьба цехов с патрициатом.
б) Крестовые походы.
Традиционная эпоха крестовых походов. Крестоносная идея. Церковь как идейный вдохновитель крестовых походов. Первый крестовый поход (1096). Возникновение крестоносных государств. Политическое устройство. Социальная структура: пришлые феодалы и местное крестьянство. Военно-рыцарские ордена на территории крестоносных государств. Второй
(1147-1148), третий (1189-1192) и четвертый (1202-1204) крестовые походы. Оформление рыцарства как сословия.
в) Социально-экономическое развитие и становление сословно-представительной монархии в Западной Европе.
Складывание феодальной вотчины. Монастырские вотчины. Распространение железного плуга. Внедрение двухполья и трехполья. Два этапа хозяйственной эволюции деревни: XI-XIII вв. и конец XIII-XIV вв. Обострение социальной напряженности в европейской деревне. Жакерия во Франции (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). Преодоление кризиса аграрной экономики к концу XIV в.
Централизация в XII-XIII вв. в Западной Европе. Складывание новых форм государственной власти. Усложнение социальной структуры. Возникновение сословно-представительных органов власти, их структура и функции в Англии, Франции, Испании, Священной Римской империи германской нации. Общее и особенное в сословно-представительных органах западноевропейских стран. Сословно-представительная монархия как тип государственной власти.
3.1.4 Позднее Средневековье (раннее Новое время,
конец XV - первая пол. XVII в.)
а) Великие географические открытия.
Причины и предпосылки Великих географических открытий. Испано – португальский период Великих географических открытий (середина XV – середина XVI вв.). Выдающиеся мореплаватели. Формирование новой картины миры под воздействием Великих географических открытий. Открытие европейцами морского пути в Индию и на Дальний Восток. Открытие Нового света, кругосветные путешествия, их роль в крушении средневековой географической картины мира. Заключительный этап Великих географических открытий и их последствия.
б) Основные тенденции социально-экономического развития
в XV – начале XVII в.
Зарождение капиталистического уклада. Первоначальное накопление капитала. Мануфактуры. Деформация и усложнение социальной структуры феодального общества. Ранняя буржуазия. Формирование пролетариата.
в) Реформация и Контрреформация. Возникновение абсолютизма в Западной Европе.
Роль и значение Католической церкви для европейской средневековой цивилизации. Причины Реформации, ее предшественники. Сущность Реформации. Учение М. Лютера. Анабаптизм. Кальвинизм: новый смысл земного существования человека. «Оправдание верой» и учение о «божественном предопределении». Кальвинисты глазами католиков и православных. Цвинглианство. Значение Реформации для становления раннеиндустриального общества. Социальные последствия Реформации. Крестьянская война в Германии.
Понятие Контрреформации. «Католическая Реформация». Иезуиты. Восточная Европа: проблема христианского единства перед исламской угрозой. Религиозные войны: от религиозной общности – к государственной. Генрих IV – первый государь Нового времени.
г) Международные отношения в XVI - начала XVII вв.
Территориальные споры европейских держав в XVI – начала XVII вв. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Новая карта Европы.
Терминологический аппарат
Аллод, барон, барщина, бенефиций, вассалитет, Генеральные штаты, герцог, готы, граф, домен, кортесы, лангобарды, логофет, лорд, марка, оммаж, парламент, рейхстаг, рыцари, сеньор, скрипторий, сословно - представительная монархия, стратиоты, схизма, схоластика, сюзерен, талья, урбанизация, фемы, феод, феодализм, франки, цехи, абсолютизм, анабаптизм, англиканская церковь, гуманизм, индепенденты, кальвинизм, колония, контрреформация, левеллеры, лютеранство, протестантизм, Ренессанс, реформация, секуляризация, этнос.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Почему первые века жизни западноевропейской цивилизации называют «темными»? Согласны ли вы с такой позицией? Обоснуйте свой ответ.
2. Какой социально – экономический сдвиг произошел в первые века существования Западной Европы? Какую роль в этом сыграли варвары?
3. Что такое корпоративизм? Какую роль он сыграл в формировании сословий средневекового западноевропейского общества?
4. В чем суть «демократизма» средневековой европейской государственности?
5. Как богословы – рационалисты решали вопрос о соотношении веры и разума? Сравните точки зрения Сигера Брабантского и Фомы Аквинского. Кто из них был более последовательным рационалистом?
6. Какие изменения в экономике произошли на рубеже XV-XVII вв. в Европе?
7. Сформулируйте основные мировоззренческие принципы и доктринальные установки ведущих течений Реформации. Что такое Контрреформация?
Семинар
Терминологический аппарат
Билль, бонапартизм, гегемония, гражданское общество, Конвент, конвенция, конституция, личность, масонство, наука, прогресс, пролетариат, промышленный переворот, республика, реставрация, суверенитет, товаро-денежные отношения, урбанизация, Учредительное (конституционное) собрание, форма правления, якобинцы, колония, модернизация, полуколония.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите хронологические рамки эпохи Нового времени. Каково происхождение этого понятия?
2. Каковы исторические причины буржуазных революций в Европе XVI-XVIII вв.?
3. Каковы особенности американской конституционной модели?
4. Что такое промышленный переворот и каковы особенности его протекания в Европе?
5. Какие национальные государства образовались в Европе в XIX в.? Как происходил процесс их становления?
6. Охарактеризуйте динамику международных отношений в XIX в. В чем заключались причины столкновения интересов ведущих стран мира и формирования противостоящих друг другу военно-политических блоков?
Раздел IV
Семинар
Терминологический аппарат
Тройственный союз, Центральные державы, Антанта, план Шлиффена. Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
Линия Керзона. Линия Мажино. Линия Маннергейма. Политика умиротворения агрессора, пацифизм, коллаборационизм, гетто. «Странная война». Антигитлеровская коалиция, антифашизм, ленд-лиз, Большая тройка.
Биполярный мир, «холодная война», ООН, НАТО, ОВД, СЭВ.
Научно-техническая революция (НТР), постиндустриальное общество, «информационный взрыв», наукоемкие производства, «микроэлектронная революция».
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте причины, основные этапы и последствия Первой мировой войны.
2. Что такое Версальско-Вашингтонская система?
3. Каковы причины зарождения фашизма в Европе и основные этапы его развития в качестве государственной идеологии?
4. Охарактеризуйте международные отношения накануне Второй мировой войны.
5. Что такое антигитлеровская коалиция и каков ее вклад в победу над фашистской Германией?
6. Что такое большая тройка и какова ее роль в событиях второй мировой войны?
7. Каковы основные события послевоенного устройства мира?
8. Охарактеризуйте значение термина «холодная война», причины его появления и введение в употребление для характеристики международных отношений во второй пол. XX в.
9. Охарактеризуйте значение термина «Научно-техническая революция» и поясните основные обстоятельства данного явления.
10. Дайте характеристику постиндустриальному обществу.
Семинар
4.2 Мир в XXI в.: основные тенденции и векторы развития
Приступая к рассмотрению данной темы необходимо уяснить основные события международной политики на рубеже XX-XXI в., а также основные тенденции экономического развития, разобраться в процессах глобализации и дать им оценку, учитывая их противоречивый характер. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток.
Терминологический аппарат
Глобализация, транснациональные компании (ТНК), Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. Международные академические обмены, глобальные кризисы.
Интернет, мегаполисы, урбанизация, массовое сознание, массовая культура, массовое искусство, глобальные сети, дегуманизация культуры.
Демография, терроризм, экология, глобальное потепление.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните значение термина «глобализация» и охарактеризуйте основные события, связанные с этим процессом.
2. Как вы понимаете глобализацию в политической сфере?
3. Охарактеризуйте процессы глобализации в экономике.
4. Каковы характерные черты глобализации в научной сфере?
5. Охарактеризуйте проявления глобализации в сфере культуры.
6. Охарактеризуйте глобальные проблемы человечества на современном этапе.
Раздел V
Семинар
Образование и становление Древнерусского государства ( IX – 20-е гг. XII вв.)
Особенности и основные этапы возникновения и становления древнерусской государственности. Деятельность первых русских князей. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси. Формирование древнерусского законодательства. Крещение Руси: причины и значение.
Терминологический аппарат
Путь «из варяг в греки», вервь (мир), хакан (каган), дружина, «мужи», военная демократия, полюдье, норманнская теория, антинорманская теория, политеизм, монотеизм, язычество, двоеверие, раннефеодальная монархия, вече, аристократия, подсечное земледелие, барщина, натуральный оброк, десятина, гривна, вира, тиуны, холопы, челядь, рядовичи (закупы), изгои, смерды, уделы, «Русская правда», кормление, вотчина, «лествичный» принцип наследования.
Политическая раздробленность, удельные века, удельные князья, натуральное хозяйство, общинная собственность, вотчина, феодальная рента, бояре, боярская дума, боярская республика, вече, «оспода», посадник, посадское население, гости, тысяцкий, волостели, уния, автокефалия.
Золотая Орда, иго, баскак, ордынский выход, ярлык, нойоны, нукеры, тумен, «Яса», курултай, мечеть, медресе, тамга, улус, Невская битва, Ледовое побоище, крестоносцы, крестовые походы, Ливонский орден, орден Меченосцев, уния, шляхта, католическая экспансия, полонизация.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите предпосылки образования государства восточных славян?
2. Какова роль варягов Рюрика и Олега в русской истории?
3. Объясните основные положения норманнской и антинорманской теорий образования Древнерусского государства и назовите их основателей.
4. Какова роль первых киевских князей в истории становления древнерусской государственности?
5. Назовите время и причины принятия князем Владимиром христианства в качестве общегосударственной религии?
6. В чем проявились древнерусско-византийские связи?
7. Каковы причины и хронологические рамки политической раздробленности?
8. Назовите основные политические центры периода феодальной раздробленности Руси и проанализируйте особенности их функционирования.
9. Охарактеризуйте этнический и социальный состав государства Золотая Орда, уровень его экономического развития.
10. Когда и кем было основано Литовско-Русское государство и каковы его взаимоотношения с русскими землями?
11. Охарактеризуйте роль Дмитрия Донского в русской истории.
12. В чем состоят заслуги Сергия Радонежского?
13. Охарактеризуйте роль Александра Невского в русской истории.
Семинар
Терминологический аппарат
Собирание зе6мель, стояние на Угре, иосифляне, нестяжатели, Судебник, боярская дума, дьяки, подьячие, княжата, дети боярские, тяглое население, служилые по отечеству, служилые по прибору, дворяне, поместье, вотчина, тягло, «Москва – Третий Рим», уния, избы, кормления.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте причины возвышения Москвы и охарактеризуйте роль первых московских князей в этом процессе.
2. Какова роль Ивана III в образовании Московского государства?
3. Охарактеризуйте основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера управления в Московском государстве.
4. Судебник – первый свод законов Московского государства.
5. Кто такие иосифляне и какова их роль в формировании идеологии Московской Руси?
6. Кто такие нестяжатели? Каковы основные положения их идеологии?
7. Охарактеризуйте систему управления Московского государства во второй половине XV-первой половине XVI вв.
Семинар
Россия в XVI -нач. XVII вв.
Приступая к рассмотрению настоящей темы необходимо определить место России в системе международных отношений XVI в. Своеобразие условий развития России как централизованного государства: социально-экономические, демографические, природно-климатические, внешнеполитические, внутриполитические факторы. Территория и население. Упрочение господства феодальной экономики. Вотчинное землевладение и поместная система. Развитие феодальной эксплуатации и закрепощение крестьян. Рост городов, специализация ремесленного производства, расширение торговых связей. Препятствие остатков феодальной раздробленности развитию страны.
Выявите и изучите время образования, состав, функции и место в общественно-политической жизни страны боярской думы, Земских соборов, Избранной рады, и обратите внимание на значение принятия царского титула в 1547 г. для России. Изучите процесс становления приказной системы и общий характер проведенным реформам: их причины, содержание, последствия. Стоглавый собор – общерусская церковная реформа 1551 г. – ее смысл и основное содержание.
В процессе изучения темы «Смута в России» необходимо установить связь событий «Смутного времени» с эпохой Ивана Грозного. Выявить причины обострения сословно-классовых, династических и международных противоречий на рубеже XVI-XVII вв., сформулировать представление о Смуте как кризисе московской государственности, выявить ее основные этапы. Хозяйственный упадок 1570–1580-х гг. Проанализировать законодательные акты, направленные на закрепощение крестьян: Указы о крестьянах и холопах, «заповедные лета», «урочные» годы.
Борьба за власть в период правления Федора Ивановича. Борис Годунов и основные черты его политики. Внутренняя и внешняя политика. Установление патриаршества. Крепостническое законодательство и обострение социальных противоречий. Казачество. Голод 1601-1602 гг. Восстание холопов под предводительством Хлопка.
Международное положение России. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Война и Тявзинский мир со Швецией. Строительство крепостей и укрепление западной и южной границ.
Смута» в России
Причины и основные этапы «смуты». «Самозванчество» как феномен русской жизни. Восстановление российской государственности.
Россия и первые Романовы
Терминологический аппарат
Избранная рада, политика компромиссов, Земский собор, Стоглавый собор, Судебник, избранная тысяча, приказы, кормления, местничество, опричнина, опричное войско, опричная дума, земщина, заповедные лета, сословно-представительная монархия, губные старосты, земские старосты, стрелецкое войско, большая соха, форсированная централизация.
Династический кризис, самозванчество, боярский царь, раскол Русской православной церкви, старообрядчество, «заповедные лета», «урочные» годы, «тушинский вор», скрытая интервенция, открытая интервенция, «семибоярщина», ополчение, кружок ревнителей древнего благочестия, «бунташный» век, «хованщина», полки «нового» строя.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «политика компромиссов» и каково ее основное содержание?
2. Назовите причины и охарактеризуйте содержание и последствия реформ, проведенных в эпоху Ивана IV.
3. Что такое Стоглавый собор и каковы его основные решения?
4. Проанализируйте состояние Царской власти и Земского собора в условиях опричнины.
5. Назовите причины перехода от политики реформ 1540-х-1550-х гг. к опричнине.
6. Назовите причины и повод к началу «смуты», охарактеризуйте основные этапы.
7. Назовите хронологические рамки и основные события династического периода Смуты.
8. Охарактеризуйте социальный период Смуты и назовите основных его представителей.
9. Каковы основные черты и события национального периода Смуты?
10. Почему XVII в. получил название «бунташного» в российской истории?
11. Кто первые представители династии Романовых и каковы основные черты их реформаторской деятельности?
12. Причины и основные события реформы в Русской православной церкви, вызвавшие ее раскол?
13. Охарактеризуйте основные черты российской внешней политики в эпоху Ивана Грозного.
Раздел VI
Терминологический аппарат
«Потешные полки», стрелецкие бунты, немецкая слобода, абсолютная монархия, империя, коллегии, сенат, Святейший синод, местоблюститель патриаршего престола, обер-прокурор, генерал-прокурор, генерал-губернатор, «Табель о рангах», губернии, провинции, дистрикты, рекрутский набор, протекционизм, меркантилизм, подушная подать, фискалы, прибыльщики, рекруты, пасессионные крестьяне, единонаследие.
Верховный тайный совет, Тестамент, Кондиции, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, бироновщина, фаворитизм.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят причины и основные черты петровских преобразований?
2. Проанализируйте состояние России в сравнении с Западной Европой в первой половине XVIII в.: основные направления развития.
3. Охарактеризуйте реформы Петра I в области государственного управления.
4. Проанализируйте реформу Церкви и ее историческое значение.
5. В чем состояла роль западнорусского духовенства в реформаторской деятельности Петра I?
6. Смысл и значение военной реформы Петра I?
7. Каковы основные черты петровской политики в области промышленного производства?
8. Охарактеризуйте основные направления внешней политики в эпоху Петра I.
9. Назовите основные события и итоги Северной войны.
10. Проанализируйте причины, основные события, деятельность главных представителей и последствия эпохи дворцовых переворотов.
Семинар
Основные события
Расширение сословных привилегий дворянства. Ужесточение крепостного права. Создание условий для экономического прогресса страны. Отмена монополий в торговле и промышленности (1762). Появление первых элементов гражданского общества. Ликвидация политической автономии Украины. Отмена самоуправления на Дону. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773-1774). Губернская реформа (Учреждение для управления губерний Всероссийской империи, 1775).
Терминологический аппарат
Просвещенный абсолютизм. Общественный договор. Наказ. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Крестьяне-отходники. Податное сословие. Сословные суды. Комиссия об учреждении народных училищ. Древняя Российская Вивлиофика. Обмирщение культуры. Интеллигенция. Фаворитизм.
Вопросы для самоконтроля
1. Причины дворцового переворота 28 июня 1762 г. и его главные участники.
2. Назовите причины и основные черты политики просвещенного абсолютизма в России и в Западной Европе.
3. Чьи идеи послужили основой воплощения политики просвещенного абсолютизма в европейских державах во второй половине XVIII в.?
4. Каковы причины отказа Екатерины II от политики просвещенного абсолютизма?
5. В чем смысл реформы образования в эпоху Екатерины II?
6. «Жалованные грамоты» – отражение политики сословных привилегий.
7. Охарактеризуйте основные черты внешней политики Екатерины II.
Семинар
Россия в первой пол. XIX в.
Изучение темы необходимо начать с характеристики основных тенденций мирового развития в первой половине XIX в., когда основное содержание определялось модернизационными процессами, происходившими в странах Европы и США. Затем следует выявить общее и особенное в развитии России и европейских государств в этот период. Остановитесь на характеристике завоевательной политики Наполеона и отношении Россия к этой политике. Проанализируйте международное положение России в первой половине XIX века: причины и последствия Отечественной войны 1812 г.; образование «Священного союза» и роль России в его деятельности.
Проанализируйте характерные черты и особенности правления Николая I. Завершая изучение темы, выявите противоречия, которые, сложились в российской истории к середине XIX в., а Крымская война стала зеркалом, отразившим их. Рассмотрите следующие вопросы.
Основные события
Реформа образования 1803 г. Основание университетов: Дерптского (1802), Виленского (1803), Харьковского (1804), Казанского (1804). Реформы М.М. Сперанского. Битва под Аустерлицем (ноябрь 1805). Битва под Фридландом (май 1807). Русско-шведская война, присоединее Финляндии (1808-1809). Отечественная война 1812 г. Заграничные походы рус ской армии (1814-1815), Венский конгресс (1814-1815). Вхождение в состав России Грузии, Бессарабии, большей части Польши. Создание военных поселений 1815 г. Деятельность тайных обществ в России.
Восстание декабристов (1825). Кодификация законов Российской империи (1826-1832). Начало развития железнодорожного транспорта (1837). Развитие системы образования. Русско-иранская война (1826-1828). Туркманчайский трактат 10 февраля 1828 г. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Адрианопольский мирный договор 14 сентября 1829 г. Восстание в Польше (1830-1831). Крымская (Восточная) война (1853-1856), Синопское сражение 1853 г.
Терминологический аппарат
«Непременный совет», Негласный комитет, Комитет министров, министерства, вольные хлебопашцы, «Введение к уложению государственных законов», Государственный совет, военные поселения, аракчеевщина, оброк, барщина, натуральные повинности, удельные крестьяне, Конституция, «Уставная грамота российской империи».
Тайные общества, декабристы, «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество», «Русская правда», междуцарствие. Петрашевцы. Россия – «жандарм Европы».
«Чугунный» устав (1826). Третье отделение Императорской канцелярии. Промышленный переворот, буржуазия. Николаевская железная дорога.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные события мировой и отечественной истории, определившие развитие России в XIX в.?
2. промышленный переворот в Западной Европе и его последствия.
3. Что вам известно об Отечественной войне 1812 г. и ее последствиях для России?
4. Охарактеризуйте основные события правления Александра I?
5. Какова роль М.М. Сперанского в реформаторской деятельности Александра I?
6. Когда в России начался промышленный переворот и в чем его суть?
7. Каковы последствия восстания декабристов?
8. Каковы основные черты правления Николая I и изменения, произошедшие в российском обществе при нем?
9. В чем состояла специфика развития рыночных отношений в дореформенной России?
Семинар
Эпоха Александра II
Крупнейшие реформы 60-70-х гг.: крестьянская, земская, городская, судебная, военная и их историческое значение.
Основные события
Отмена крепостного права (Манифест 19 февраля 1861). Земская реформа (1864). Городская реформа (1870). Судебная реформа (1864). Военная реформа (1862-1874). Университетский Устав 1863 г. Реформы в области образования и просвещения 1864. Общественные движения в России второй половины XIX в. Нарастание революционной ситуации.
Манифест о незыблемости самодержавия (29 апреля 1881). Положение к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (14 августа 1881). Новые временные правила о печати (август 1882). Университетский Устав (1884). Циркуляр о кухаркиных детях (1887, «О сокращении гимназического образования»). Деятельность К.П. Победоносцевана посту обер-прокурора Св. Синода. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1902).
Зарождение марксизма: группы «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, 1883, Женева); «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин, 1895, Санкт-Петербург).
Парижский мир (1856). Айгунский договор (1858). Пекинский трактат (1860). Берлинский трактат 1878 г. Продажа Аляски США (30 марта 1867).
Терминологический аппарат
Выкупные платежи, «временнообязанные» крестьяне, удельные крестьяне, государственные крестьяне, царане, община, адвокатура, присяжные заседатели, земства, гласные, военные округа, церковно-приходские школы.
Консерватизм, либерализм, народничество, марксизм, экстремизм. Конституция Лорис-Меликова, инородцы, черта оседлости,
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте сравнительную характеристику «Эпохи великих реформ» в России с развитием Европы в этот же период.
2. Каковы хронологические рамки и основные черты Крестьянской реформы?
3. В чем состоял смысл земской реформы?
4. Каковы итоги реформ Александра II по оценкам отечественной историографии.
5. В чем проявилась противоречивость реформ второй половины XIX в.?
6. Почему эпоха правления Александра III вошла в отечественную историю с названием эпохи контрреформ?
7. Какова роль К.П. Победоносцева в политической и культурной истории России эпохи Александра III?
8. Охарактеризуйте основные направления российской внешней политики во второй половине XIX в.
9. Проанализируйте крупнейшие географические открытия и их роль в укреплении российской государственности.
Раздел VII
РОССИЯ, СССР В XX в.
Семинар
Основные события
Стремительное развитие капитализма в России. Наслоение эпох. Патерналистский тип развития экономики: преобладание государственного сектора над частным. Патриархальность сознания основной массы населения. Индустриальная модернизация. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем. Столыпинская аграрная реформа. Противоречия между необходимостью демократизации общества и абсолютизмом. Формирование трех революционных лагерей: правительственного, либерально-буржуазного, революционно-демократического. Национальные движения. Русско-японская война (1904-1905). Кровавое воскресенье (9 января 1905). Первая русская революция (1905-1907). Манифест от 17 октября 1905 г. Закон о военно-полевых судах (19 августа 1906).
Путиловская стачка (январь-февраль 1917), Хлебный бунт (21 февраля 1917), Манифест об отречении Николая II от престола (2 марта 1917), Февральская революция 1917 г., Корниловский мятеж (август 1917), Россия провозглашена Республикой (1 сентября 1917).
Октябрьская революция (25-26 октября 1917 г.), II Всероссийский съезд Советов. Брестский мирный договор (3 марта 1917 г.). Гражданская война (1917-1922/1923), расстрел царской семьи (16-17 июля 1918), Кронштадский мятеж (1-18 марта 1921), политика военного коммунизма (1918-1921).
Терминологический аппарат
Третьеиюньский переворот (3 июня 1906), Третьеиюньская монархия, патриархальность, индустриализация, теория эшелонного развития капитализма, монополии, концерны, синдикаты, тресты, концессии, аграрная перенаселенность, столыпинская аграрная реформа, хутора, отруба, чересполосица, «столыпинский вагон».
Государственная дума, избирательные курии, либерализм, социализм, консерватизм, «крестьянский социализм», социал-демократы, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, эсеры, трудовики, прогрессисты, черносотенцы, военно-полевые суды, «столыпинский галстук», оппозиция.
Двоевластие, Временный комитет государственной думы, Временное правительство, Петросовет, теория социалистической революции, диктатура пролетариата, «Апрельские тезисы», Военно-революционный комитет.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные отличия индустриального общества от традиционного?
2. Назовите основные черты индустриализации в России в конце XIX – начале XX вв. и роль С.Ю. Витте в этом процессе.
3. В чем состоял смысл аграрной реформы П.А. Столыпина и каковы ее итоги?
4. Охарактеризуйте причины и итоги первой русской революции.
5. Первый российский парламент: причины создания и основные черты функционирования.
6. Какова историческая роль деятельности политических партий в России?
7. Какие пролетарские партии, действовавшие в России вам известны? Приведите пример деятельности крупнейшей.
8. Расскажите о деятельности монархических партий в России.
9. Какие крупные либеральные партии, действовавшие в России вам известны и в чем состоял смысл их деятельности?
10. Что такое Третьеиюньская монархия и каковы ее основные черты?
11. Объясните причины падения монархии в России?
12. Расскажите об основных событиях и итогах Февральской революции.
13. Что такое двоевластие, каковы его хронологические рамки и основные события?
14. Что вам известно о корниловском мятеже и его итогах?
15. Каковы причины и основные события Октябрьской революции?
6. Расскажите о роли II Всероссийского съезда Советов в событиях Октябрьской революции.
17. Какова роль В.И. Ленина в событиях Октябрьской революции?
Семинар
Основные события
ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России – принят 21 декабря 1921 г.). Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг.
Культурная революция (1923-1930-е гг.). Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918). Учреждение институтов Красной Профессуры (1921). «Философский пароход» (1922-1923). Введение всеобщего начального образования (1930).
Генуэзская конференция (1922). Заключение Рапалльского договора между РСФСР и Германией (16 апреля 1922). Образование СССР (30 декабря 1922), полоса дипломатического признания СССР (1924). СССР принят в Лигу Наций (1934).
Терминологический аппарат
Учредительное собрание, фабрично-заводские комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, левые эсеры, анархисты, «Декрет о мире», «Декрет о земле».
Чехословацкий мятеж, «Белый террор», «Красный террор», мировая революция, иностранная интервенция, «Директория», «КОМУЧ» (Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания), Учредительное собрание, Сибирское правительство, Омское правительство, Верховный правитель Сибири, Ледяной поход, Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Дальневосточная республика.
«Военный коммунизм», национализация, продразверстка, продналог, продотряды, комбеды, государственная монополия, трудовые армии, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).
НЭП, продналоги, кронштадтский мятеж, иностранные концессии, червонец, хозрасчет, синдикаты, кооперация, кредитование, промысловый налог, «ножницы цен», «заготовительный кризис».
Пятилетний план, плановая экономика, коллективизация, индустриализация, «Диктатура промышленности», стахановское движение, МТС, обобществление, централизованная система управления экономикой (наркоматы).
«Шахтинское дело», «дело Промпартии», «правый уклон», «рабочая оппозиция», «левая оппозиция», «правая оппозиция», марксистско-ленинская идеология. ГПУ, «враги народа», лишенцы, кулаки, спецпереселенцы, номенклатура, административно-командная система.
Культурная революция, пролеткульты, агитпропы, социалистический реализм, ликвидация безграмотности (ликбез), мещанство, рабфаки, политпросвещение, Наркомпрос, Главлит, комсомол.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое Учредительное собрание и какова его историческая роль?
2. Назовите основные мероприятия, сопутствовавшие установлению Советской власти в России.
3. Какие первые законодательные акты Советской власти вам известны и в чем их смысл?
4. Объясните хронологические рамки гражданской войны, ее причины, основные этапы и последствия.
5. Что вам известно о политике «военного коммунизма» и ее основных проявлениях?
6. Когда, кем и на каких условиях был заключен Брестский мирный договор? Назовите его условия и последствия для России.
7. Назовите основных лидеров белого движения и охарактеризуйте их роль в гражданской войне в России.
8. Объясните причины победы большевиков в гражданской войне.
9. Что вам известно о современных оценках событий Октябрьской революции и гражданской войны в России?
10. Что вам известно о событиях гражданской войны на Дону?
11. Каковы на ваш взгляд последствия гражданской войны для развития России в XX в.
12. Каковы хронологические рамки и основные черты и итоги новой экономической политики?
13. Каковы основные причины и ход индустриализации в СССР?
14. Охарактеризуйте причины, ход и значение коллективизации в СССР.
15. Что такое «Культурная революция», каковы ее основные задачи и события?
16. Охарактеризуйте основные черты и принципы формирования СССР. Объясните историческое значение этого события.
17. Каковы основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.? Кто стал первым министром иностранных дел, сыгравшим большую роль в этих событиях?
Семинар
Основные события
Приход к власти национал-социалистической партии в Германии во главе с А. Гитлером (1933), Пакт о ненападении Молотова-Риббентропа (23 августа 1939). Советско-германский договор о дружбе и границах (28 сентября 1939). Столкновение с японской Квантунской армией у озера Хасан (1938) на реке Халхин-Гол (1939), Советско-финская война (1939-1940). Вхождение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии (1940).
Вторая мировая война (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945), Великая Отечественная война (22 июня 1941 – 9 мая 1945), блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944). Московская битва (30 сентября 1941- 7 января 1942). Ржевско-Вяземская операция (8 января-3 марта 1942). Оборона Севастополя (12 сентября 1941- 9 июля 1942). Сталинградская битва (17 июля 1942-2 февраля 1943). Курская битва (5 июля – 23 августа). Битва за Днепр (август-декабрь 1943). Берлинская стратегическая наступательная операция (16 апреля-8 мая 1945). Приказ №227 «Ни шагу назад!» (О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций; 28 июля 1942).
Терминологический аппарат
«Незнаменитая война», фашизм, нацизм, франкизм, «мюнхенский сговор», политика умиротворения агрессора, линия Маннергейма, «странная война», Антикоминтерновский пакт. «План Барбаросса», блицкриг, РОА (Русская освободительная армия).
Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка верховного главнокомандования (СВГК), восточная индустриальная база, народное ополчение, депортация. «Дорога жизни», Невский пятачок, Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича (симфония №7), Дом Павлова, Мамаев курган, коренной перелом, Курская дуга, блокада, «рельсовая война».
Антигитлеровская коалиция, антифашистское движение, ленд-лиз, Нюрнбергский трибунал, второй фронт, Организация объединенных наций (ООН).
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные направления и события международных отношений накануне Второй мировой войны.
2. Каковы основные направления внешней политики советского правительства во второй половине 1930-х-1940-е гг.?
3. «Незнаменитая» или «Зимняя» война. Что вам известно об этом событии и его значении в формировании международных отношений предвоенного мира?
4. Назовите хронологические рамки и охарактеризуйте основные этапы Второй мировой войны.
5. Великая Отечественная война и ее основные этапы.
6. Какие важнейшие события Великой Отечественной войны вам известны? Охарактеризуйте их ход.
7. На каких международных форумах определялись основные направления участия во Второй мировой войне стран антигитлеровской коалиции?
8. Какие страны входили в «большую тройку» и какова их роль во Второй мировой войне?
9. Охарактеризуйте особенности послевоенного устройства мира.
Семинар
Выявите и оцените достижения и противоречия в развитии страны. Индустриальное развитие СССР: капитальное строительство новых и реконструкция действующих крупных промышленных предприятий; слияние мелких промышленных предприятий в крупные комплексы («АвтоЗИЛ»); ввод в действие крупнейших предприятий – АвтоВАЗ в Тольятти, прокладка газопровода Средняя Азия-Центр протяженностью 2750 км, сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы.
Экономическая реформа 1965 г.: ликвидация совнархозов и воссоздание отраслевых министерств. Свертывание экономических реформ (1968). Открытие новых месторождений: Самотлорского и др. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали (1974). Развитие аэрокосмической, автомобильной, нефтегазовой и военной промышленности.
Системный кризис советского общества в конце 1960-х-первой половине 1980-х гг. Затухание демократических тенденций, возникших после XX съезда КПСС. Неспособность советской политической системы противостоять застойным явлениям. Затухание экономических реформ. Нарастание кризисных явлений в социальной сфере. Нарастание духовно-нравственного кризиса.
Внешняя политика СССР – курс на разрядку международной напряженности.
Выявите причины, обусловившие перестройку как объективную необходимость и ее основные этапы. Ускорение социально-экономического развития страны. Отсутствие четко продуманного плана преобразований. Курс на государственную рыночную экономику. Принятие закона о государственном предприятии, предоставившего заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность (1987). Активизация политической жизни в стране. Выборы народных депутатов на альтернативной основе. Антиалкогольная компания. Кризис реформ и обострение социально-политических противоречий (1987-1988). Обострение политической борьбы.
Гласность. Разрешение официальным изданиям выступать с критикой Сталина и Брежнева («Московские новости», «Огонек»). Выступление Н. Андреевой с критикой перестройки («Советская Россия», 1988). Критика Б.Н. Ельциным позиции Е.К. Лигачева. Альтернативные выборы в советы.
Подъем национальных движений. Националистические выступления в Казахстане (1986). Неурегулированность межэтнического конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе (1988-1990). Массовые националистические выступления в Прибалтике (1988-1991).Приднестровье (1990-1991) и др.
Выявите и проанализируйте противоречия, которые привели к формированию двух центров власти: в суверенной России (суверенитет объявлен 12 июня 1990) и в СССР. Выход из КПСС Б.Н. Ельцина, А.А. Собчака, Г.Х. Попова (1990). Критика основ марксизма, социализма, деятельности В.И. Ленина.
Основные события
Передача Крымской области из состава РСФСР Украине (1954 г.). Введение в строй первой в мире Обнинской атомной электростанции (1954). Доклад на XX съезде КПСС о культе личности Сталина (1956). Восстание в Венгрии (1956). Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957). Возведение Берлинской стены (1961). Новочеркасский расстрел (1962). Карибский кризис (1962). Основание Государственного комитета СМ СССР по новой технике (ГКНТ), освоение целины (1954-1965). Прорыв в космос: запуск искусственного спутника Земли (1957), полет первого человека в космос (1961).
Конституция «развитого социализма» (1977, Брежневская).
Пражская весна (1968). Война в Афганистане (1979-1989). Разрядка международной напряженности. Подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) между СССР и США (1972). Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) между СССР и США (1979). XXII летние олимпийские игры (1980, Москва).
Избрание Горбачёва Генеральным секретарем ЦК КПСС (март 1985). Апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС. Катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986). Принятие в СССР Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986). Встреча М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Вашингтоне (1987). Подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987). Встреча М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Москве (29 мая - 2 июня 1988). Землетрясение в Армении (декабрь 1988). Завершение вывода советских войск из Афганистана (февраль 1989). Встрече президента США Буша и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Горбачева на Мальте – объявление об окончании «холодной» войны (2 декабря 1989). М. С. Горбачев и канцлер ФРГ Г. Коль договорились об объединении Германии и ее членстве в НАТО (1990). М С. Горбачеву присуждена Нобелевская премия мира (1990). М.С. Горбачев – первый президент СССР (март 1990). Б. Н. Ельцин избран Президентом РСФСР (1991). Распад ОВД (1991). Распущен СЭВ (1991). Запрет деятельности КПСС Б.Н. Ельциным (ноябрь 1991). Беловежское соглашение (8 декабря 1991). Распад СССР (26 декабря 1991).
Терминологический аппарат
Научно-техническая революция (НТР), «оттепель», совнархозы, Децентрализация управления, хозрасчет, совхозы, диссиденты, волюнтаризм, территориально-производственные комплексы, семилетка, целина, коммунизм, профессиональные училища, антирелигиозная компания. «Мирное сосуществование», разоружение, антиколониальная политика.
«Застой», дефицит, «развитой социализм», интеграция экономик, «номенклатура», самиздат. «Разрядка». Перестройка, ускорение, гласность, плюрализм, кооперативы, ГКЧП, парад суверенитетов, национализм, гражданские свободы, глобализация.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные направления внутренней политики СССР в эпоху «оттепели»?
2. Охарактеризуйте аграрную политику Н.С. Хрущева.
3. В чем состояли основные проявления социальной политики Н.С. Хрущева и каковы их последствия?
4. Каковы на ваш взгляд достижения и противоречия эпохи «застоя»?
5. Охарактеризуйте политику советского правительства в промышленном секторе в брежневскую эпоху.
6. Социальная политика в СССР в 1964-1981 гг.
7. Охарактеризуйте основные направления развития науки и культуры в СССР в 1954-1982 гг.
8. Охарактеризуйте предпосылки перестройки иосновные этапы перестройки.
9. Охарактеризуйте преобразования в сфере экономики в годы перестройки.
10. Что вам известно об активизации политической жизни в СССР в годы перестройки?
11. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в годы перестройки.
12. Что такое «парад суверенитетов» и каковы его последствия для СССР?
Раздел VIII
Семинар
Основные события
12 июня 1991 г. – избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. 20 июля 1991 г. Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». 18-21 августа 1991 г. – выступление Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). 23 августа 1991 г. – Указ Ельцина о приостановлении деятельности КП РСФСР, а 6 ноября 1991 г. – о запрещении деятельности КП РСФСР. Беловежское соглашение (декабрь 1991).
Начало приватизации государственной собственности (1992). Указ Б.Н. Ельцина о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов (21 сентября 1993). Штурм Дома Правительства в Москве (1993). Конституционный кризис 1992-1993. 11-12 декабря 1991 г. – выборы в Федеральное собрание РФ (Совет федерации и Государственная Дума). 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции новой России. Чеченские войны: 1994 г., 1999 гг. Ухудшение демографической ситуации в России.
Терминологический аппарат
Департизация, деидеологизация, конституционный кризис, референдум.
«Шоковая терапия», рыночные реформы, либерализация цен, вучер, приватизация, дефицит бюджета, дефолт, финансовая глобализация, безработица, ближнее зарубежье, терроризм, национализм.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные направления внутренней политики правительства Б.Н. Ельцина.
2. В чем состояла суть экономических преобразований в России эпохи Б.Н. Ельцина?
3. В чем состояли причины и особенности военных конфликтов на территории бывшего СССР.
4. Охарактеризуйте основные направления социальной политики России в 1991-1999 гг.
6. Внешняя политика России в 1991-1999 гг.
Семинар
Россия и мир в XXI в.
Российская Федерация на путях реформ. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Социально-экономическое и политическое развитие России на современном этапе (2000-2017): основные направления деятельности на посту главы государства В.В. Путина и Д.А. Медведева. Создание новой политической системы в стране, реформы, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки. Укрепление государственности. Продолжение политики либерализации. Реформы: налоговая, судебной, земельная, банковская, военная, в сфере образования. Начало реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» (2005).
Культура современной России
Реформа образования. Принятие «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» - как программа развития российской культуры.
Основные события
13 мая 2000 г. – созданы Федеральные округа. 17 июня 2000 г. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». 1 сентября 2000 г. – образован Государственный Совет РФ. 9 октября 2007 г. – Концепция демографической политики РФ. Государственная программа развития сельского хозяйства (2008).
Гибель подводной лодки «Курск» (12 августа 2000). Теракты: на Дубровке («Норд Ост», 2002), в Беслане (2004), в Домодедова (2011), в Волгограде (2013) и др.
Терминологический аппарат
Налоговая реформа, банковская реформа, пенсионная реформа, монетизация льгот, гражданское общество, федеральный университет.
Стабилизационный фонд, национальные проекты, «Единая Россия», суверенная демократия, «материнский капитал», инновационный тип развития, нанотехнологии, «Стратегия 2020», олигархи, коррупция, теракты, миграции.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные направления внутренней политики правительства В.В. Путина.
2. В чем состояла суть экономических преобразований в России эпохи В.В. Путина?
3. Охарактеризуйте основные направления внутренней политики современной России (2000-2018).
4. Проанализируйте основные направления внешней политики современной России (2000-2018).
5. Каковы основные черты культурной политики в России на современном этапе?
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Вопросы для оценки результата освоения «Знать»:
1. Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX-X вв.). Крещение Руси.
2. 4. Социально-экономическое и политическое устройство Киевской Руси (XI-XII вв.).
3. Причины и последствия княжеской раздробленности.
4. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
5. Русские земли в борьбе с Западом и Востоком. Александр Невский.
6. Объединения русских земель вокруг Москвы. Роль Ивана Калиты в этом процессе.
7. Специфика формирования единого российского государства и роль Ивана III в этом процессе.
8. Реформы Ивана IV. Сущность и последствия опричнины.
9. Основные направления внешней политики Московского государства при Иване IV.
10. Кризис общества и государства в конце XVI-начале XVII вв.: «Смутное время».
11. Восстановление единой государственности после «смуты». Воцарение Михаила Романова.
12. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Соборное Уложение 1649 г.
13. Реформы патриарха Никона. Раскол Русской православной церкви (XVII в.).
14. Процесс закрепощения крестьян. Крестьянские войны в России (XVII-XVIII вв.).
15. Основные тенденции развития всемирной истории в XVIII-XIX вв.
16. Особенности социально-экономической и культурной модернизации первой четверти XVIII в. Петровские преобразования государственного аппарата. Утверждение абсолютизма.
17. Военная реформа Петра I и основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.
18. Причины и характерные черты дворцовых переворотов (1725-1762).
19. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
20. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
21. Россия к началу XIX в. Укрепление самодержавия в эпоху Павла I.
22. Самодержавное реформаторство Александра I.
Вопросы для оценки результата освоения «Уметь»:
1. Объясните основные этапы формирования идеологии декабризма. Сравнить программные документы Южного и Северного обществ.
2. Объясните основные направления возникновения и развития общественной мысли и общественных движений в 30-50-е гг. XIX в.
3. Проанализируйте основные направления внутренней и внешней политики Николая I.
4. Охарактеризуйте основные направления развития русской культуры в период ее Золотого века».
5. Объясните причины, характер и значение реформ 60-70-х гг. XIX в. (эпоха Александра II).
6. Проанализируйте основные черты постреформенной стабилизации при Александре III.
7. Охарактеризуйте роль XX в. в мировой истории и выявите роль С.Ю. Витте в модернизации российской экономики на рубеже XIX-XX вв.
8. Объясните причины возникновения политических партий в России в конце XIX - начале XX в., их генезис, классификацию, основные программные установки и тактику.
9. Охарактеризуйте причины, основные события и последствия русско-японской войны (1904-1905).
10. Проанализируйте причины, характер и последствия первой русской революции (1905-1907).
11. Объясните смысл и основные аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина.
12. Объясните причины возникновения и основные черты функционирования российского парламента в начале XX в., термин «Третьеиюньская политическая система», причины его возникновения и исторический смысл.
13. Охарактеризуйте причины и основные аспекты участия России в первой мировой войне и последовавшего затем общенационального кризиса.
14. Причины и последствия Февральской революции 1917 г. в России.
15. Объясните причины возникновения и суть двоевластия, расстановку приоритетов в тандеме «временное правительство и Советы» (февраль-октябрь 1917 г.).
16. Объясните причины Октябрьской революции в 1917 г. в России, основные аспекты установления Советской власти и значение первых декретов Советского государства.
17. Объясните причины и последствия гражданской войны в России и основные черты политики «военного коммунизма».
Вопросы для оценки результата освоения «Владеть»:
1. Проанализируйте причины, основные черты и последствия новой экономической политики (20-е гг. XX в.).
2. Проанализируйте причины форсирования темпов экономического развития в СССР в 1930-е гг., сущность индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
3. Проанализируйте причины формирования и укрепления однопартийной системы, основные этапы усиление режима личной власти Сталина и последствия этого процесса.
4. Охарактеризуйте основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг.
5. Охарактеризуйте причины, особенности и основные этапы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
6. Проанализируйте этап Великой Отечественной войны, получивший название коренной перелом.
7. Охарактеризуйте причины и основные составляющие победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
8. Охарактеризуйте расстановку сил в мире после окончания Второй мировой войны и обозначьте роль СССР в этом процессе. Проанализируйте причины и основные этапы холодной войны.
9. Проанализируйте основные направления политического и социально-экономического развития СССР в 1950-60-е гг., попытки реформирования системы и причины неудач.
10. Охарактеризуйте основные направления внутренней и внешней политики СССР в середине 1960-80-х гг., причины возникновения и развития кризисных явлений.
11. Проанализируйте причины, основные этапы и последствия политики перестройки для СССР (1985-1991).
12. Охарактеризуйте причины и последствия распада СССР и образования СНГ.
13. Охарактеризуйте основные этапы становление новой российской государственности (1992- начало XXI в.).
14. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в современной России.
15. Проанализируйте основные черты формирования и развития культура современной России.
16. Охарактеризуйте основные направления внешнеполитической деятельности России в условиях новой геополитической ситуации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, И. А. Андреева [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 888 c.
Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Ермолаев, И. П. История России с древнейших времен до конца XVIII в : учебное пособие для вузов / И. П. Ермолаев, Т. Ю. Фомина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Харченко, Л. Н. Теория и методология исторической науки: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 35 с.
Харченко, Л. Н., Игошева М.А. История (история России, всеобщая история) / Л.Н. Харченко, М.А. Игошева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 56 с.
Учебное издание
Харченко Любовь Николаевна,
Игошева Марина Анатольевна
История
(ИСТОРИЯ РОССИИ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)
Печатается в авторской редакции
Технический редактор
Подписано в печать . Формат 60×84/16.
Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 3,5.
Тираж экз. Изд. № . Заказ .
Редакционно-издательский центр ФГБОУ ВПО РГУПС.
__________________________________________________________________
Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Л.Н. Харченко, Игошева М.А.
ИСТОРИЯ
(История России, всеобщая история)
Учебно-методическое пособие
Ростов-на-Дону
2019
ББК 63.0я7 + 06
Рецензент – доктор философских наук, профессор В.Г. Тахтамышев
Харченко, Л.Н., Игошева М.А.
История: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко, М.А. Игошева; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2019. – 56 с.
Учебно-методическое пособие содержит круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по дисциплине «История (История России, всеобщая история)» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта поколения 3++. В пособии даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса.
Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям студентами 1-го курса всех специальностей и направлений подготовки всех факультетов по дисциплине «История (История России, всеобщая история)».
Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества».
© Харченко Л.Н., Игошева М.А., 2019
© ФГБОУ ВО РГУПС, 2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………… 4
Темы семинарских занятий ………………………………………… 6
Раздел I. Теория и методология исторической науки ……………. 9
Раздел II. Первобытная эпоха и древний мир. Античность ……… 10
Раздел III. Средневековье. Европа в эпоху Нового времени……... 14
Раздел IV. Новейшее время (XX в.). Мир в XXI в. ………………. 20
Раздел V. Русь в эпоху Средневековья ……………………………. 23
Раздел VI. Российская империя (XVIII-XIX вв.) …………………. 30
Раздел VII. Россия, СССР XX в. …………………………………… 37
Раздел VIII. Становление новой Российской государственности
(конец XX в. – нач. XXI в.) ………………………………………… 48
Вопросы для оценки результата освоения ………………………. 51
Введение
Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла – важная составляющая современного высшего образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание основано на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 3++, внедренных в вузах на всей территории РФ.
Учебная дисциплина «История (История России, всеобщая история)» логически вытекает из преподававшихся ранее «Отечественной истории» (1991-2011) и «Истории» (2011-2018), являвшихся базовыми и обязательными в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление обусловили изменениями, происшедшие в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), а затем – в 2000-е гг., которые способствовали формированию иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Кардинальные изменения в экономике и политике обусловили возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделали необходимым критическое осмысление методологических основ истории России в соответствии с новыми подходами.
Преподавание в РГУПС дисциплины «История (История России, всеобщая история)» осуществляется в соответствии с ФГОС 3++ и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса.
В соответствии с ФГОС 3++
Цель дисциплины – сформировать у студентов: способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, потребности к оценкам исторических событий и фактов, комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, интерес к фундаментальным знаниям, ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков:
- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- воспитание нравственности, морали, толерантности;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Требования к освоению содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные направления, проблемы, теории и методы истории;
- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
- основные этапы и ключевые события истории России и мира от древности до настоящего времени; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
Уметь:
- логически мыслить, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, вести научные дискуссии;
- работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
- преобразовывать полученную информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
Владеть:
- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
- навыками анализа исторических источников;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
Темы семинарских занятий
Раздел | Тема практического (семинарского занятия) |
Раздел I Теория и методология исторической науки | 1.1. Сущность, формы и функции исторического знания 1.1.1. Предмет истории и ее место в системе гуманитарных наук 1.1.2. Методы и источники изучения истории 1.2. Проблемы историографии 1.2.1. Основные этапы и достижения в развитии исторической науки. 1.2.2. Проблемы отечественной историографии 1.3. Проблемы политогенеза и этапы образования государственности с точки зрения современной науки. 1.3.1. Теории и концепции происхождения государственности |
Раздел II |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 964.