(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки БкЭ-100, БкЭЗ-100
************ ************
(код специальности) (наименование направления подготовки ).
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2012 г. И.о зав. кафедрой Ю.В. Брёхова___________________ |
Волгоград 2012
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Р аздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | 3 | |
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт | 3 |
1.2.. | Цели и задачи учебной дисциплины | 3 |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | 4 |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | 8 |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | 24 | |
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | 24 |
2.2. | Рекомендации по работе с литературой | 24 |
2.3. | Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса | 24 |
2.4. | Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами | 25 |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | 25 |
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 6. Данные о мультимедийных и интерактивных занятиях
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования образовательного стандарта
по учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»
Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики; использование методов математического моделирования экономической географии; принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географического детерминизма; методика оценки природных ресурсов: балансовые запасы минерального сырья и топлива; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методика оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ: региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ; методы обоснования развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны в условиях перехода к рыночной экономике; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой: внешнеэкономические связи России и ее регионов.
Дидактические единицы
по учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»
1.2. Целью учебной дисциплины экономической географии и регионалистики - дать студентам знания о современном состоянии и тенденциях изменений в размещении производительных сил России, ознакомить с основными закономерностями территориальной организации экономики.
. Основными задачами данного учебного курса являются:
· Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете экономгеографической науки, о методологических основах, структуре экономгеографического знания, социальных функциях дисциплины в современном обществе.
· Демонстрация методических, технических и технологических возможностей экономической географии и регионалистики в решении проблем общества.
· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.
· Передача студентам комплекса умений по практическому применению
теоретического и практического материала.
· Формирование навыков анализа и оценки размещения производительных сил региона в зависимости от природных, исторических и экономических факторов размещения производства. Студенты должны обратить внимание на региональные особенности проявления научно-технического прогресса, формирующиеся рыночные отношения и экологию региона.
В ходе занятий студент должен быть подготовлен к восприятию категорий микро- и макроэкономики, статистики, прогнозирования, организации и управления в увязке с основными категориями размещения производительных сил.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.
В условиях становления и развития рыночных отношений, для научного обоснования радикальных экономических реформ, особое значение приобретает экономическая география и регионалистика.
Являясь одной из основных общеобразовательных и мировоззренческих дисциплин, изучая размещение производительных сил и их территориальные сочетания, экономическая география имеет важное значение для понимания современного состояния и тенденций изменений в их размещении.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины (компетенции).
Выпускник после прохождения обучения должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
Выпускник должен уметь вести аналитическую, научно-исследовательская деятельность, обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК 1, 4, 8, 9):
· уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
· уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
В результате изучения предмета «Экономическая география» студент должен знать:
1. Основные экономгеографические подходы к проблемам экономики и общества.
2. Основные законы, закономерности размещения производства и населения.
3. Категории и понятия экономической географии.
4. Основные типы территориально-производственных комплексов.
5. Особенности и специфику современного районирования России.
6. Методологию, методы и особенности эконом-географического анализа социальных и экономических проблем.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
1. Выявить и проанализировать основные экономгеографические проблемы экономики и общества.
2. Увидеть проблемы взаимодействия природы и общества.
3. Прогнозировать развитие территориального размещения хозяйства и населения.
Студент должен приобрести следующие навыки:
1. Разработки программы эмпирического экономгеографического исследования проблем взаимодействия современного общества и природы.
2. Отображение данных на карту и обработки первичной информации.
3. Обобщения, анализа и представления итоговой информации.
Дисциплина «Экономическая география» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по физической географии, философии, экономики, демографии, экологии, математики, статистики и других наук.
Прежде чем рассматривать проблемы экономической географии и регионалистики, студенты в курсе «Экономическая теория» изучают такие категории, как издержки производства, прибыль, риски, индекс цен, валовой внутренний продукт, уровень инфляции и другие. Знание этих категорий позволяет студентам в курсе «Регионалистика» сопоставлять уровни социально-экономического развития разных регионов страны.
Курс «Экономической географии и регионалистики» опирается также на знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Статистика», «Физическая география». Не повторяя их содержания, ЭГиР дает базисные знания в области региональной экономики и предоставляет возможность применить эти знания в сфере экономической деятельности.
Дисциплина является базой для изучения проблем регионального менеджмента, управления макроэкономической деятельности фирм и административных органов власти.
Совокупность этих знаний позволит выпускникам Академии государственной службы эффективно участвовать в региональном и общероссийском бизнесе и успешно использовать потенциал России в общенациональных интересах.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Экономическая география и регионалистика»
на 2012 – 2013 уч. год.
для студентов БкЭ-100, БкЭЗ-100[1]
Наименование тем
Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Дата: 2019-11-01, просмотров: 205.