Кафедра Экономики и финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волгоградский филиал

Кафедра Экономики и финансов

Семикин Д. В.

 (фамилия, инициалы автора(ов)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки БкЭ-100, БкЭЗ-100

************                 ************

                                                        (код специальности)            (наименование направления подготовки ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2012 г.     И.о зав. кафедрой Ю.В. Брёхова___________________    

 

Волгоград 2012

 



Содержание

Наименование раздела

№ Стр.

Р аздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

  3
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт   3
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины 3
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 4
1.4. Тематический план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 8

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

  24
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 24
2.2. Рекомендации по работе с литературой 24
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 24
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 25
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету) 25

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

  26

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

  41

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

  44

Раздел 6. Данные о мультимедийных и интерактивных занятиях

  44

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной  дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики; использование методов математического моделирования экономической географии; принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географичес­кого детерминизма; методика оценки природных ресурсов: балансовые запасы минерального сырья и топлива; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методика оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ: региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ; методы обоснования развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны в условиях перехода к рыночной экономике; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой: внешнеэкономические связи России и ее регионов.

 


Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

 

1.2. Целью учебной дисциплины экономической географии и регионалистики - дать студентам знания о современном состоянии и тенденциях изменений в размещении производительных сил России, ознакомить с основными закономерностями территориальной организации экономики.

. Основными задачами данного учебного курса являются:

· Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете экономгеографической науки, о методологических основах, структуре экономгеографического знания, социальных функциях дисциплины в современном обществе.

· Демонстрация методических, технических и технологических возможностей экономической географии и регионалистики в решении проблем общества.

· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.

· Передача студентам комплекса умений по практическому применению

теоретического и практического материала.

· Формирование навыков анализа и оценки размещения производительных сил региона в зависимости от природных, исторических и экономических факторов размещения производства. Студенты должны обратить внимание на региональные особенности проявления научно-технического прогресса, формирующиеся рыночные отношения и экологию региона.

В ходе занятий студент должен быть подготовлен к восприятию категорий микро- и макроэкономики, статистики, прогнозирования, организации и управления в увязке с основными категориями размещения производительных сил.

Знания и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.

В условиях становления и развития рыночных отношений, для научного обоснования радикальных экономических реформ, особое значение приобретает экономическая география и регионалистика.

Являясь одной из основных общеобразовательных и мировоззренческих дисциплин, изучая размещение производительных сил и их территориальные сочетания, экономическая география имеет важное значение для понимания современного состояния и тенденций изменений в их размещении.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины (компетенции).

Выпускник после прохождения обучения должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

Выпускник должен уметь вести аналитическую, научно-исследовательская деятельность, обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК 1, 4, 8, 9):

· уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

· уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

 

В результате изучения предмета «Экономическая география» студент должен знать:

1. Основные экономгеографические подходы к проблемам экономики и общества.

2.  Основные законы, закономерности размещения производства и населения.

3. Категории и понятия экономической географии.

4. Основные типы территориально-производственных комплексов.

5. Особенности и специфику современного районирования России.

6. Методологию, методы и особенности эконом-географического анализа социальных и экономических проблем.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Выявить и проанализировать основные экономгеографические проблемы экономики и общества.

2. Увидеть проблемы взаимодействия природы и общества.

3. Прогнозировать развитие территориального размещения хозяйства и населения.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Разработки программы эмпирического экономгеографического исследования проблем взаимодействия современного общества и природы.

2. Отображение данных на карту и обработки первичной информации.

3. Обобщения, анализа и представления итоговой информации.

 Дисциплина «Экономическая география» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по физической географии, философии, экономики, демографии, экологии, математики, статистики и других наук.

Прежде чем рассматривать проблемы экономической географии и регионалистики, студенты в курсе «Экономическая теория» изучают такие категории, как издержки производства, прибыль, риски, индекс цен, валовой внутренний продукт, уровень инфляции и другие. Знание этих категорий позволяет студентам в курсе «Регионалистика» сопоставлять уровни социально-экономического развития разных регионов страны.

Курс «Экономической географии и регионалистики» опирается также на знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Статистика», «Физическая география». Не повторяя их содержания, ЭГиР дает базисные знания в области региональной экономики и предоставляет возможность применить эти знания в сфере экономической деятельности.

Дисциплина является базой для изучения проблем регионального менеджмента, управления макроэкономической деятельности фирм и административных органов власти.

Совокупность этих знаний позволит выпускникам Академии государственной службы эффективно участвовать в региональном и общероссийском бизнесе и успешно использовать потенциал России в общенациональных интересах.

 

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Экономическая география и регионалистика»

на 2012 – 2013 уч. год.

для студентов БкЭ-100, БкЭЗ-100[1]

 

Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме

Основные понятия: Конкурентные преимущества России в связи с ресурсным потенциалом, к онкурентоспособность страны, легкая промышленность (Б), международное разделение труда (связь с ресурсным потенциалом Р.Ф.), Потенциал страны, празмещения производства в условиях рыночной экономики, ресурсный потенциал, природные условия, территориально производственный комплекс (ТПК), факторы, экспорт (природных ресурсов.

Семинарское занятие №1.

Семинарское занятие №2

Литература:

  1. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н., Световцева М. Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). Учебное пособие для вузов .- М.- Юрайт, 2010 – 540 с.

2. Занадворов В. С., Занадворова А. В. Экономика города. – М.: Магистр; 1998 .

  1. Семикин Д. В. Геоэкономика населения (территориальный аспект). Монография. – Волгоград: Изд-во «ВАГС», 2009. – 192 с.
  2. Экономическая география России. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Т.Г. Морозовой /Т. Г. Морозова/.- М.: Юнити-Дана, 2010.

Темы докладов и рефератов

1. Сравнительная характеристика в обеспеченности топливными ресурсами РФ с ведущими экономиками мира.

2. Перспективы развития горнодобывающей промышленности РФ.

3. Проблема дефицита сырья в европейской части РФ.

 

Семинарское занятие №3.

Литература:

  1. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н., Световцева М. Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). Учебное пособие для вузов .- М.- Юрайт, 2010 – 540 с.

2. Занадворов В. С., Занадворова А. В. Экономика города. – М.: Магистр; 1998 .

  1. Семикин Д. В. Геоэкономика населения (территориальный аспект). Монография. – Волгоград: Изд-во «ВАГС», 2009. – 192 с.
  2. Экономическая география России. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Т.Г. Морозовой /Т. Г. Морозова/.- М.: Юнити-Дана, 2010.

Темы докладов и рефератов

1. Основные черты трудовых ресурсов РФ

2. Региональные различия размещения населения и трудовых ресурсов по территории РФ.

3. Основные возможные меры (примеры из истории) необходимые для сбалансированного размещения трудовых ресурсов в стране.

Семинарское занятие №4.

Семинар №7.

Семинарское занятие № 8.

Семинарское занятие № 9.

Тема: Региональные аспекты размещения производительных сил (на примере Волгоградской области). Территориальная организация населения Волгоградской области.

Литература:

1. Симагин Ю. А.    Территориальная организация населения и хозяйства Фин. акад. при Правительстве РФ    2007 (1 экз.)

2. Семикин Д. В. Экономическая география и регионалистика. Изд-во ВАГС Волгоград, 2006. (59 экз.)

3. Семикин Д. В. Геоэкономика населения (территориальный аспект). Монография. – Волгоград: Изд-во «ВАГС», 2009. – 192 с. (9 экз.)

4. Семикин Д. В.     Территориальная организация населения       ВАГС 2005 (2 экз.)

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Отраслевая структура экономики Волгоградской области.

2. ЭГП Волгоградской области ее место в Южном ФО.

3. Перспективы развития производительных сил Волгоградского региона.

 

Организация самостоятельной работы студентов

 

Раздел по организации самостоятельной работе студентов представлен в виде таблицы

 

График самостоятельной работы

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
1 2 3 4 5 6
  1 Теоретические основы экономической географии и регионалистики История формирования экономической (коммерческой географии» СМ, УМ, ПДР. Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 12, 12, 14, 19 ДЛ: 5, 7
  2 Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка Природно-ресурсный потенциал Федеральных округов РФ СМ, УМ, ПДР Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 11, 12 13 14 ДЛ: 5, 7
  3 Население и трудовые ресурсы. Демографические Проблемы России На примере Волгоградской области выявить территориальную организацию населения СМ, УМ, ПДР. Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 11, 12, 14, 19 ДЛ: 5, 7
  4 Экономическое районирование России Последние изменения в экономическом районировании страны. Характеристика Северокавказского и Южного ФО СМ, УМ. Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 11, 12 12, 14, 19 ДЛ: 5, 7
  5 Хозяйственный комплекс России, его отраслевая структура и функциональные особенности Внешнеэкономические связи России.   СМ, УМ, ПДР. Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 11, 12 12, 14, 19 ДЛ: 5, 7
  6 Территориальные аспекты размещения производительных сил экономических районов Российской Федерации Территориальные аспекты размещения производительных сил Восточных Федеральных округов (Уральский ФО включительно) СМ, УМ. Б, З, ОБС. ОЛ: 3, 10, 11, 12 12, 13, 14 ДЛ: 5, 7

 

 

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.

Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:

СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

ПДР – подготовка реферата;

СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;

РОР – рецензирование и оценка письменных работ;

ДИ – участие в разработке деловой игры;

ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);

АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.

Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:

Б     – беседа индивидуальная или с группой;

КО – контрольный опрос;

КР – контрольная работа;

РПР – рецензирование письменных работ студентов;

З     – заслушивание на занятиях подготовленных работ;

ОБС – обсуждение на занятиях результатов.

Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже

Тематика курсовых работ

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

Вопросы к зачету

1. Роль экономической географии как фундаментальной науки по территориальной организации производства. Её место в системе экономических наук.

2. Методы экономической географии. Применение экономико-математических методов.

3. Территориальное разделение труда. Принципы территориальной организации хозяйства. Выбор наиболее эффективного варианта размещения отрасли и предприятия.

4. Экономико–географические закономерности размещения производства в странах рыночной экономики. Специфические черты размещения производства в РФ.

5. Экономическое районирование как метод экономико-географических исследований. Иерархия и таксономические единицы экономического районирования.

6. Принципы экономического районирования. Рыночная специализация и комплексное развитие экономических районов.

7. Территориально-производственные комплексы РФ и их структура.

8. Природно-ресурсный потенциал, его экономическая оценка. Классификация природных ресурсов. Место России в обеспеченности природными ресурсами мира.

9. Размещение природных ресурсов РФ и их экономическая оценка: минеральных, земельных, водных, лесных, рекреационных.

10. Специфика ресурсообеспеченности и ресурсоснабжения – регионов РФ. Проблемы интенсификации экономики в контексте использования природных ресурсов при переходе к рыночной экономике.

11. Население и трудовые ресурсы. Естественное движение, его показатели, факторы и территориальные различия.

12. Размещения населения, региональные различия в плотности, факторы их определяющие. Миграция населения.

13. Урбанизация и связанные с ней проблемы. Функциональная классификация городов, городские агломерации.

14. Социально-экономические особенности размещения сельского населения РФ.

15. Трудовые ресурсы – важнейший комплексный фактор территориальной организации хозяйства. Проблемы занятости в условиях перехода к рыночной экономике.

16. Народно-хозяйственный комплекс России: количественна и качественная характеристика. Понятие о функциональной структуре хозяйства.

17. Отраслевая и территориальная структура промышленности РФ в условиях рынка.

18. Отраслевое строение экономики РФ. Закономерности и принципы размещения производительных сил.

19. Топливно-энергетический комплекс России, его структура и влияние на территориальную организацию производства.

20. Топливная промышленность России, значение, особенности размещения, проблемы и современные тенденции развития.

21. Основные топливные базы России, их роль в современной экономике.

22. Электроэнергетика, её роль в территориальной организации производительных сил.

23. Типы электростанций, факторы и особенности их размещения. Единая энергосистема России. Проблемы развития.

24. Проблемы и пути развития чёрной металлургии России. Основные металлургические базы страны. Экспортно–импортные отношения в данной отрасли.

25. Агропромышленный комплекс – его значение и структура. Основные факторы, определяющие особенности размещения. Место РФ в мировом производстве продовольствия.

26. Цветная металлургия. Значение структурные и технологические особенности. Факторы размещения. Основные районы и центры.

27. Машиностроительный комплекс – его значение и структура. Основные факторы, определяющие особенности размещения.

28. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района.

29. Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа.

30. Экономико-географическая характеристика Южного федерального округа.

31. Экономико-географическая характеристика Северо–Кавказского федерального округа.

32. Экономико-географическая характеристика Северо–Западного федерального округа.

33. Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа.

34. Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа.

35. Экономико-географическая характеристика Дальне–Восточного федерального округа.

36. Природно-ресурсный потенциал Волгоградской области.

37. Внешнеэкономические связи РФ, их основные тенденции развития в контексте вступления России в ВТО.

38. Основные черты экономического потенциала экономических районов (Федеральных округов) и проблемы их развития.

39. География мировых экономических связей России, экономическая интеграция.

40. Дайте характеристику экономического потенциала стран СНГ Специфика торговых отношений данных стран с РФ

Список литературы

Основная литература

1. Батенин В.М., Масленников В.М. Какие перспективы у энергетики России? // Энергия. – 2004. - № 9.

2. Голубицкая М. Социально-экономическое положение регионов России. // Обозреватель. – 2002. – № 1, 2, 3.

3. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н., Световцева М. Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). Учебное пособие для вузов .- М.- Юрайт, 2010 – 540 с.

4. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства Фин. акад. при Правительстве РФ     2007 (1 экз.)

5. Семикин Д. В. Территориальная организация населения России. Изд-во ВАГС Волгоград, 2005.

6. Семикин Д. В. Экономическая география и регионалистика. Изд-во ВАГС Волгоград, 2006. (59 экз.)

7. Семикин Д. В. Геоэкономика населения (территориальный аспект). Монография. – Волгоград: Изд-во «ВАГС», 2009. – 192 с. (9экз.)

8. Семикин Д. В. Территориальная организация населения       ВАГС 2005 (2 экз. )

9. Тихий В.И. Экономическая география и регионалистика Орл. регион. акад. гос. службы (ОРАГС) 2005

10. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. / Под ред. проф. А.Т.Хрущева – М.: Дрофа, 2003. – 672 с.

11. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.П. Ратановой. - М.: Дрофа, 2004.

12. Экономическая география России. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Т.Г. Морозовой /Т. Г. Морозова/.- М.: Юнити-Дана, 2010.

13. Экономическая безопасность. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под ред. В.А. Богомолова.- М.: ЮНИТИ, 2010 – 295 с.

Дополнительная литература

 

1. Абдулатипов, Р. Г. Федералогия / Р. Г. Абдулатипов. - СПб., 2004. -180 с.

2. Батчаев, А. Р. Государственное регулирование региональной экономики / А. Р. Батчаев, С. М. Климов, А. М. Ходачек. - СПб., 2003. -230 с.

3. Бутов, В. И. Основы региональной экономики / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. - Ростов Н/Д., 2000. -330 с.

4. Вардомский, Л. Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатерщикова. - М., 2002. -220 с.

5. Введение в экономическую географию и региональную экономику России / В. Г.Глушкова [и др.]. - М., 2003. -320 с.

6. Великая, Н. М. Региональное управление / Н. М. Великая [и др.]. – СПб., 2002. -180 с.

7. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение / Ю. Н. Гладкий [и др.]. - М., 2000. -320 с.

8. Государственные и территориальные финансы / под ред. Л. И.Сергеева. - Калининград, 2000. -160с.

9. Гутман, Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман. - М., 2002. -164 с.

10. Колесов, В. В. Территориальное управление экономикой Словарь-справочник / В. В. Колесов [и др.]/ - М. 2001. -400 с.

11. Королевская, В. И. Управление региональной экономикой / В. И. Королевская [и др.]. - М., 2001. -132 с.

12. Лексин, В. Н. Муниципальная Россия. Т.1. / В. Н. Лексин [и др.]. - М., 2001. -480 с.

13. Маршалова, А. С. Управление экономикой региона / А. С. Маршалова - Новосибирск, 2001. -212 с.

14. Настенко, А.Д. Прогнозирование отраслевого и регионального развития / А. Д. Настенко [и др.]. - М., 2002. -120 с

15. Нестеров, П. М. Региональная экономика / П. М. Нестеров [и др.]. - М., 2002. -176 с.

16. Новоселов, А. С. Теория региональных рынков / А. С, Новоселов. – Новосибирск, 2002. -180 с.

17. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин. - М., 2002. -240 с.

18. Региональная экономика / В. И.Видяпин. - М., 2002. -412 с.

19. Региональная экономика / Н. Г.Кузнецов [и др.]. - Ростов Н/Д, 2002. -256 с.

20. Региональная экономика / В. В.Степанов. - М., 2002. -160 с.

 

Приложение 5.

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

 

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на подготовку к семинарским занятиям. Не допускается подготовка по одному источнику, желательно рассмотреть противоположенные подходы к рассматриваемой проблеме. В процессе подготовки и проведения практических занятий студенты закрепляют полученные ранее теоретические знания, приобретают навыки их практического применения, опыт рациональной организации учебной работы, готовятся к сдаче зачета.

Важной задачей является также развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по вопросам регионального развития субъектов РФ.

Поскольку активность студента на практических занятиях является предметом внутрисеместрового контроля его продвижения в освоении курса, подготовка к таким занятиям требует от студента ответственного отношения. Целесообразно иметь отдельную тетрадь для выполнения заданий, качество которых оценивается преподавателем наряду с устными выступлениями. При подготовке к занятию студенты в первую очередь должны использовать материал лекций и соответствующих литературных источников.

 

Рекомендации по работе с литературой

 

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники списка основной литературы:

1. Семикин Д. В. Территориальная организация населения России. Изд-во ВАГС Волгоград, 2005.

2. Семикин Д. В. Экономическая география и регионалистика. Изд-во ВАГС Волгоград, 2006. (59 экз.)

3. Семикин Д. В. Геоэкономика населения (территориальный аспект). Монография. – Волгоград: Изд-во «ВАГС», 2009. – 192 с. (9экз.)

4. Семикин Д. В. Территориальная организация населения       ВАГС 2005 (2 экз. )

5. Экономическая география и регионалистика / Под. ред. Морозовой Т.Г. Изд-во ЮНИТИ 2005г.

 

Приложение 6.

Тест № 1

Тест по темам лекций дисциплины.

1. История возникновения Экономической географии (какие цели ставились перед наукой в период её становления):

  1. Оценка экономического потенциала новых территорий -
  2. Создание фундаментальных концепций экономической географии -
  3. Создания учения о ПТК -
  4. Реорганизация сельскохозяйственного производства -
  5. Реорганизация промышленного производства -

2. Важнейший метод экономической географии основанный на поэтапном изучении территориальных систем и отраслевых комплексов, экон. связей, структуры и т.д:

  1. Программно-целевой метод -
  2. Метод системного анализа -
  3. Метод экономико-математического моделирования -
  4. Индикативный метод -
  5. Картографический метод -

3. Указать раздел не относящийся к принципам размещения производства в условиях рыночного хозяйства:

  1. Приближение производства к источникам сырья -
  2. Первоочередное освоение и комплексное использование природных ресурсов -
  3. Оздоровление экологической обстановки -
  4. Опора в развитии хозяйства страны исключительно на внутренние ресурсы -
  5. Использование выгод международного разделения труда -

4. В середине 1990-х годов структура топливного баланса России выглядела следующим образом. Выберете верный ответ:

  1. Газ 40%, нефть 35%, уголь 14%, -
  2. Газ 26%, нефть 31%, уголь 34% -
  3. Газ 28%, нефть 50%, уголь 12% -
  4. Газ 28%, нефть 62%, уголь 2% -
  5. Газ 20%, нефть 63%, уголь-7% -

5. При добыче какого полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире:

  1. Каменный уголь -
  2. Природный газ -
  3. Медные руды -
  4. Железная руда -
  5. Золото -

6. Какое место занимает Российская Федерация в добыче нефти:

1. 1 -

2. 2 -

3. 5 -

4. 9 -

5. 12 -

7. Указать главный фактор в размещении алюминиевой промышленности:

  1. Климатический -
  2. Потребительский -
  3. Экологический -
  4. Сырьевой -
  5. Энергетический -

8. Какая область является российским полуанклавом (расположена обособлено):

  1. Астраханская -
  2. Мурманская -
  3. Калининградская -
  4. Магаданская -
  5. Волгоградская -

9. Указать отрасль Российской Федерации не входящую в группу «А» (производство средств производства):

  1. Цветная металлургия -
  2. Машиностроение -
  3. Топливная промышленность -
  4. Легкая промышленность -
  5. Черная металлургия -
  6. Производство конструкционных материалов -

10. Указать отрасль Российской Федерации не входящую в группу «Б»:

  1. Пищевая промышленность -
  2. Текстильная промышленность -
  3. Сельское хозяйство -
  4. Производство конструкционных материалов -
  5. Связь -

11. Характеристика географического положения Российской федерации. Указать соседа второго порядка (нет общей сухопутной границы):

  1. Финляндия -
  2. Монголия -
  3. Румыния -
  4. Китай -
  5. Грузия -
  6. Украина -

12. Выберите список, в который входят только республики европейской части России:

  1. Северная Осетия, Удмуртия -
  2. Коми, Башкирия -
  3. Коми, Чувашия -
  4. Башкирия, Бурятия -
  5. Якутия, Карелия -

13. Указать отрасль являющейся основой современной экономики РФ:

  1. Военно-промышленный комплекс -
  2. Лесохимический комплекс -
  3. Рыбная отрасль -
  4. Топливно-энергетический комплекс -
  5. Текстильная промышленность -
  6. Сельское хозяйство -

14. Добывающие отросли как основа современной экономики России. Указать отрасль неэкспортирующую добываемое сырьё:

  1. Газовая -
  2. Алюминиевая -
  3. Никелевая -
  4. Алмазная -
  5. Титановая -
  6. Нефтяная -

 

15. Географическое положение Волгоградской области как субъекта Российской Федерации. Указать ошибку. В границе с «соседом» первого порядка (нет общей границы):

  1. Саратовская область -
  2. Ростовская область -
  3. Украина -
  4. Калмыкия -
  5. Казахстан -

16. Указать главный фактор размещения в г. Волгограде тракторного завода:

  1. Климатический -
  2. Потребительский (пахотное земледелие) -
  3. Энергетический -
  4. Сырьевой
  5. Исторический -

17. Для какой природной зоны характерны постоянные сельские поселения, расположенные вдоль рек и имеющие молочно-мясную специализацию:

  1. Смешанные леса -
  2. Тайга -
  3. Степи -
  4. Горные районы -
  5. Тундра -
  6. Влажные субтропики -

18. Выберите отрасль, использующую в качестве сырья отходы цветной металлургии:

  1. Производство синтетического каучука -
  2. Производство серной кислоты -
  3. Производство стекла -
  4. Производство стального проката -
  5. Производство тканей -

19. Выберите субъект Р.Ф., в котором рождаемость выше смертности, а доля городского населения ниже 50%:

  1. Дагестан -
  2. Мордовия -
  3. Курская область -
  4. Краснодарский край -
  5. Московская область -
  6. Челябинская область -

20. Найдите ошибку в характеристике Подмосковного угольного бассейна:

  1. Расположен в основном на территории Красноярского края -
  2. Вся добыча ведётся закрытым способом -
  3. Уголь перерабатывается на электростанциях Урала, Сибири, Дальнего Востока -
  4. Добывается бурый уголь низкого качества -
  5. Транспортируется в разные регионы России -

21. Выберите главный центр добычи и выплавки никеля России:

  1. Норильск -
  2. Новосибирск -
  3. Мончегорск -
  4. Шелехов -
  5. Новотроицк -
  6. Саратов -

22. В каком Федеральном округе металлургические заводы завозят значительную часть железной руды из Казахстана:

  1. Южном -
  2. Уральском -
  3. Дальневосточном -
  4. Приволжском -
  5. Центральном -
  6. Северо-Западном -

23. Какое место в мире занимает Российская Федерация по численности населения:

1. 1 -

2. 3 -

3. 6 -

4. 10 -

5. 12 -

6. 16 -

24. Какая крупная электростанция из предложенного списка имеет большую мощность и не использует минеральное топливо:

  1. Костромская -
  2. Кольская -
  3. Курская -
  4. Волгоградская -
  5. Балоковская -

25. Выберите вариант, в котором перечислены центры целлюлозно-бумажной промышленности. Расположенные в северо-европейской части РФ на р. Северная Двина:

  1. Братск -
  2. Котлас -
  3. Петрозаводск -
  4. Архангельск -
  5. Магадан -

26. Выберите единственный вид топливных ресурсов, который добывается в Ленинградской области:

  1. Горючие сланцы -
  2. Газ -
  3. Нефть -
  4. Бурый уголь -
  5. Уран -

27. В каком регионе доля сельскохозяйственных угодий в общей площади территории очень высока (до 80%); основную часть угодий составляет пашня:

  1. Карелия -
  2. Пермский край -
  3. Архангельская область -
  4. Карелия -
  5. Ростовская область -

28. Крайне западная область России немеющего устойчивого снежного покрова, имеет важную отрасль добычу органических смол использующих в ювелирной промышленности. Выберите другую важнейшую специализацию региона:

  1. Рыбная промышленность -
  2. Атомная энергетика -
  3. Текстильная промышленность -
  4. Чёрная металлургия -
  5. Авиационная промышленность -

29. Укажите республику Российской Федерации, где доля титульной национальности давшей название республики составляет около 10%:

  1. Татария -
  2. Карелия -
  3. Калмыкия -
  4. Северная Осетия -
  5. Адыгея -

Практикум по решению задач

Практические задания к теме 1.

Задание № 1 (к теме №2)

 

Используя методику А.А. Минца, проведите географическую оценку территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР) по вариантам, (№ 7) Уральский экономический район. Для выполнения данного задания рекомендуется воспользоваться атласом

Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) – это метод географической оценки природных условий и ресурсов. При переходе страны от отраслевого управления хозяйством к территориальному, возрастает значение оценки ТСПР по А.А. Минцу, как одного из элементов предпроектного обоснования размещения предприятий производственного комплекса.

Решение: Природные ресурсы Уральского экономического района отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и развитие. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) этот район занимает ведущее место в мире. 

Топливные ресурсы Урала представлены всеми основными видами: нефтью, природным газом, углём, торфом, горючими сланцами. Месторождение нефти сосредоточены в основном в Пермской (Яринское) и Оренбургской областях, Башкортостане (Туймазинское, Шкаповское), Удмуртии. Природный газ на Урале обнаружен сравнительно недавно. Оренбургское газоконденсатное  месторождение, которое стало базой крупного газохимического комплекса, является самым крупным в европейской части страны. Уголь в ряде районов добывается открытым способом, так как залегает близко к поверхности. Запасы угля невелики (4 млрд. т), наблюдается преобладание бурого угля (75%). Каменные угли (высокозольные и сернистые) Кизельского (геологические запасы 0.7 млрд т) и бурые угли Челябинского (1,1 млрд т) и Южно-Уральского (1,6 млрд т) бассейнов имеют энергетическое значение. Многие угольные месторождения истощены, челябинский бассейн в значительной мере уже отработан, большая часть потребляемого угля ввозится из других районов.

Месторождение железных руд и руд цветных металлов в  основном сконцентрированы в пределах Уральских гор. По добыче железной руды Уральский экономический район уступает только Центрально-Чернозёмному экономическому району. Тем не менее, за счёт собственной добычи железных руд район удовлетворяет лишь 3/5 своих потребностей. Богатые руды (Магнитогорские, Тагило-Кушвимские и др.) уже выработаны, в настоящее время ведётся разработка бедных руд Качканарской и Бакальской групп месторождений.

Железорудные ресурсы (15 млрд. т) представлены магнетитами, титаномагнетитами, сидеритами и другими рудами. Титаномагнетиты, самые крупные по запасам, считаются наиболее перспективным сырьём для уральской металлургии, сосредоточены в Качканарской группе, сидериты – в Бакальской группе месторождений. Уникальны природно – легированные (хромникелевые) железные руды Орско – Халиловской группы месторождений.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов. Это и медные руды (Красноуральское, Кироврградское, Дегтярское, Блявинское, Гайское и др.), и никелевые (Уфалейское, Орское, Буруктальскре, Режское), и цинковые (преимущественно медно-цинковые). По запасам медных руд Уральский экономический район уступает лишь Казахстану. Основные ресурсы меди предоставлены колчеданными рудами, небогатыми по содержанию меди, но встречаются и сравнительно богатые колчеданы (недавно открытое Гайское месторождение в Оренбургской области с содержанием меди в руде до 5 – 10%). Колчеданы наряду с медью содержат цинк, серу (до 50%), железо, золото, серебро, редкие металлы. Как правило, все руды Урала, в тои числе и железные, многокомпонентны, это и делает их добычу рентабельной.

Имеются значительные запасы алюминиевого сырья (бокситы), сосредоточенные в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Сосьвинское и другие месторождения.) Правда, многие месторождения бокситов уже истощены. 

Урал обладает крупными ресурсами калийных и поваренных солей. Здесь расположен один из самых больших в мире соленосных бассейн - Верхнекамский, его балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 172 млрд. т. Следует также отметить Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области, Соликамское.

На Урале имеются большие запасы огнеупорных глин, кварцитов, магнезитов, флюсового сырья, кварцевых песков, разнообразных строительных материалов (цементные мергели, гипс, асбест, уникальные месторождения асбеста Баженовское (Свердловская область) и Киембаевское (Оренбургская область), асфальтит, графит, мрамор).

Широко известны драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни Урала: аквамарин, александрит, гранат, изумруд, сапфир, рубин, топаз,  малахит, дымчатый хрусталь, лазурит, яшма. По запасам алмазов Урал занимает второе место в стране после Республики Саха (Якутия), наиболее крупное месторождение - Вишерское в Пермской области. 

Значительны лесные ресурсы района. Его общая лесопокрытая площадь около 30 млн. га (43,5% площади района), в том числе хвойных лесов – более 14 млн. га. Основные массивы лесов (около 70%) расположены не севере. В  Пермской области, например, лесистость составляет 68,9%, а в Оренбургской - лиши 4,4%. На западном склоне Уральского хребта преобладают еловые и елово-пихтовые леса, на восточном - сосновые. Общие запасы древесины 4,1 млрд м³. Из древесных пород особую ценность в промышленном отношении представляют пихта, лиственница, ель и сосна.

Для многих регионов Урала характерны недостаточность и неравномерность размещения водных ресурсов. Средний многолетний объём речного стока составляет около 136 км³ в год. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности. Около ⅔ Зауралья занимает Западно-Сибирская низменность с заболоченными долинами рек  Тавды, Туры и их притоков. Горные реки по окраинам Южного Урала - верховья Уфы, Белой, Урала - глубоко врезались в недра земли, долины их узкие, с крутыми склонами.

 

Задача №2 (к теме №11)

 

Используя данные таблицы 3, определите содержание полезных компонентов в руде (редкометалльные гранитойды), если величина разубоживания в процессе добычи составляет 10%.

 

Таблица 3

Среднее содержание металлов в руде в недрах, г/т

 

Вариант Со       Ni        Cr        V Zr Sb        Ba Sr Li        Rb
1          27        52        87        127 144 21        441 296 17        34
2          9          24        49        52 240 6,6       1664 249 19        109
3          34        143      50        355 159 20        252 145 12        17
4          19        59        11        85 141 17        534 294 13        36
5          18        51        126      96 272 26        917 194 25        82
6          4,7       15        25        17 113 5          1275 283 7          96
7          5,3       13        15        36 159 4          1833 283 7          129
8          2,4       5          7          33 250 6          3780 350 3          324
9          6,0       58        18        73 250 8          718 345 11        47
10        5,5       14        16        48 17 22        2120 290 6          324

 

Решение:

 

Содержание компонента в недрах (Fe) составляет 47,2%; содержание в концентрате – 91%; содержание в хвостах – 6%. Годовой объем добычи – 100 000 т руды/год.

С учетом разубоживания концентрация компонента в руде, которая окажется на поверхности, будет отличаться от содержания компонента в недрах: при разубоживании 9% (т.е. разбавлении руды 9% пустых пород) соответствующим образом снижается концентрация компонента в руде, извлеченной на поверхность:

=  100 / 100 + доля разубоживания) = 47,2 · 100 /(100 + 9) = 43,30%

Извлечение компонентов при обогащении определяем по формуле (1.1):

Коэффициент обогащения рассчитываем по формуле (1.2)

То есть для получения 1 т концентрата необходимо использовать 2,28 т. руды.

 

Коэффициент извлечения массы рассчитываем как величину, обратную KF:

Таким образом, в концентрат извлекается 0,44 т из каждой тонны руды. Тогда, зная годовой объем добычи, можно определить количество концентрата, которое должно будет перевозиться с обогатительного комбината:

Задача 3

 

С учетом разубоживания и технологических особенностей переработки руды (содержания металла в хвостах), а также годового объема добычи руды определите по данным таблицы 4 коэффициент обогащения и количество концентрата, перевозимого с обогатительной фабрики в порт.

 

Таблица 4

Сведения об условиях добычи и переработки руды

Вариант            Содержание Fe в недрах, %    Разубоживание, %         Содержание в концентрате, % Содержание в хвостах, % Добыча, т/год
1          33,4     10        92        8          100 000
2          34,3     8          93        10        50 000
3          35,3     12        88        9          85 000
4          35,2     10        91        20        70 000
5          36,0     9          87        18        75 000
6          33,0     8          89        5          90 000
7          47,2     9          91        6          100 000
8          33,4     10        90        8          125 000
9          51,7     10        88        10        40 000
10        40,4     15        93        8          80 000

Решение:

С учетом разубоживания концентрация компонента в руде, которая окажется на поверхности, будет отличаться от содержания компонента в недрах: при разубоживании 9% (т.е. разбавлении руды 9% пустых пород) соответствующим образом снижается концентрация компонента в руде, извлеченной на поверхность:

С руда = С недра 100 / 100 + доля разубоживания = 47,2 · 100 /(100 + 9) = 43,3 %

Примечание: поскольку концентрация может быть выражена в г/т, а разубоживание выражается в %, предыдущий расчет мог бы выглядеть следующим образом:

С руда = С недра · 1 / 1 + (доля разубоживания

/ 100%)) = = 47,2 · 1 / (1 + (9 / 100)) = 43,3 %

Извлечение компонентов при обогащении определяем по формуле (1.1):

Коэффициент обогащения рассчитываем по формуле (1.2)

То есть для получения 1 т концентрата необходимо использовать 2,15 т. руды.

Задача №4 (к теме №11)

По данным таблицы 5 определите степень извлечения компонентов из руды, коэффициент извлечения массы и коэффициент извлечения при обогащении.

Таблица 5

Вариант Элемент Рудная масса, г/т Отходы, г/т    Запасы элементов в отходах за 1 г работы ГОК, г/т
1 Bi        40        30        37
2 Te        1          1          1,2
3 Zn       66700  3000    3700
4 Cd       100      30        37
5 Pb        11900  1500    1850
6 As       1000    200      246
7 S          192000 1390    1712
8 Ag       16        10        12
9 Se        2          1          1,2
10 Mn      -           10000  12360

Содержание химических элементов в рудах и отходах полиметаллического месторождения

 

Решение:

Степень извлечения компонентов из руды = 190610/192000 = 0,993

 

Коэффициент обогащения = 2,25

Коэффициент извлечения массы рассчитываем как величину, обратную KF:

Используя данные таблицы 6, дайте приблизительную оценку дохода от добычи и реализации металлов из руды. В расчетах используйте следующие цены:

 

Ag 4,00 долл./унция Си 2142 долл./т
Au 380 долл./унция Pb 520 долл./т
Cd 2,50 долл./фунт Zn 1100 долл./т

Таблица 6

 

Сведения о содержании полезных компонентов в марганцевых рудах

 

 

Вариант

Среднее содержание металлов в руде в недрах, %

Си Ag Мп РЬ Zn
1 1,60 0,0006 50,1 0,36 0,08
2 0,028 0,0004 8,2 . 0,02 0,04
3 0,53 0,0003 24,2 0,09 0,047
4 0,41 0,00045 21,5 0,14 0,06
5 0,05 0,0029 12,0 0,08 0,032
6 0,20 0,0001 16,3 0,10 0,079
7 0,43 0,00043 18,4 0,084 0,072
оо 1,02 0,0005 32,0 0,25 0,06
9 0,50 0,0030 21,3 0,32 0,05 '
10 0,38 0,00042 18,2 0,12 0,03

Решение:

Подсчитаем приблизительный доход горнодобывающего предприятия в результате добычи некоторых металлов из руды. Известно, что в марганцевых рудах содержатся следующие концентрации элементов: Си - 0,43%; Ag- 0,00043%; Pb - 0,084%.

При этом цены на добываемые компоненты составляют соответственно Си - 2142 долл./т; Ag - 4,00 долл./унция (или 129 тыс. долл./т); РЬ - 520 долл./т. не учитывая само по себе извлечение марганца, подсчитаем доход от добычи перечисленных компонентов.

При объеме добычи 100 000 т/год и известном коэффициенте извлечения (см. таблица 3) в концентрат попадают следующие количества компонентов:

Си: 100000 т • 0,43% /100 90% / 100 = 387 т;

Ag: 100000 т 0,00043% /100 • 80% / 100 = 0,344 т; РЬ: 100000 т • 0,084% /100 • 90% / 100 = 75,6 т.

При этом стоимость товарной продукции составит соответствующую часть от стоимости заключенного в ней металла (см. таблица 3):

 

Си: 387 т 2142 долл./т 75%/100 = 621715,5 долл.;

 

Ag: 0,344 т • 129 долл./т 95% /100 = 42,2 долл.;

 

РЬ: 75,6 т • 520 долл./т 65% /100 = 25552,8 долл..

Задача №5 ( к теме №10)

Для условных участков (таблица 10) определите, используя данные таблиц 7-9, величину стоимостной оценки древостоев на данном участке леса.

Таблица 7

 

Лесные породы

Лесные подати за 1 плотный м3, руб.

Деловая древесина

Дровяная

древесина

крупная средняя мелкая
Сосна 1135 810 405 25
Кедр 2040 1460 730 25
Лиственница 680 485 245 25
Ель, пихта 1020 730 365 25
Береза 275 140 70 15
Осина 115 85 40 10

 

 

Лесные, подати на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню в лесах Томской области

Шкала рентных надбавок к лесным податям на деловую древесину, руб.

С праздниками Вас.

Таблица 8

 

 

Ликвидный запас отведен. в рубку древесины на 1 га эксплуат. Площади, м3

Удаленность, км

до 10 10,1– 25,0 25,1 -40,0 40,1 -60,0 60,1 - 80,0 80,1 -100,0 100,1 и более
До 100 400 325 245 185 ПО 60  
101-150 415 355 305 265 210 70 120
Более 151 425 375 340 300 265 30 195

 

Таблица 9

 

Средние запасы лесонасаждений по преобладающим породам в лесохозяйственных районах Томской области, м3 га

Лесные породы

Леса I группы

Леса

II группы

Леса III группы

запрет. полосы по берегам рек полосы вдоль орехопромыс-   ловая зона

Таежный лесохозяйственный район

Сосна 126 105 40 - 121
Ель 176 193 - 174
Пихта 184 173 238   194
Лиственница 196 0 , ,, 170   163
Кедр 205 197 234   214
Береза 111 141 139   150
Осина 163 185 236   229
Южнотаежный лесохозяйственный район

Сосна 108 120 122 135 102
Ель 169 199 199 181 167
Пихта 166 170 193 180 168
Лиственница 138     73 123
Кедр 172 202 234 176 178
Береза 117 150 125 139 134
Осина 179 170 135 119 174

Подтаежный лесохозяйственный район

Сосна 147 181 138 130 146
Ель 205 . 161 166 172 188
Пихта 262 191 156 148 191
Лиственница 160 171 204 159 141
Кедр 251 115 260 207 214
Береза 83 102 119 127 116
Осина 193 136   136 109

Сведения об условных участках лесного фонда

Таблица 10

т

Вариант / участок Район Площадь, га Местоположение участка и состав лесонасаждений
1 Таежный 70 Леса I группы, запретные зоны по берегам рек - 15%, орехопромысловая зона - 85%
2 Южнотаежный 90 Леса I группы, полосы вдоль дорог- 24%, орехопромысловая зона - 76%
3 Подтаежный 100 Леса III группы, удаленность 100 км; в рубку отведено 170 м3/га
4 Таежный - 70% Подтаежный -30% 40 Леса II группы - 20%, леса III группы - 805; разрешено к вырубке 50 м3/га, удаленность 50 км
5 Подтаежный 20 Леса I группы - 75% (ореховопромысловая зона); леса III группы - 25%; к вырубке разрешено 70 м3/га, удаленность 60-80 км
6 Таежный 80 Леса III группы, к вырубке разрешено 90 м3/га, удаленность 60-80 км для 80% участка, 80-100 км для 20%
7 Подтаежный 10 Леса I группы - 20% (запретные полосы вдоль берегов рек и леса вдоль дорог); леса III группы, удаленность 100-110 км; в рубку отведено 90 м3/га
8 Южнотаежный 30 Леса I группы - 805 (ореховопромысловая зона); леса II группы - 20%, к вырубке разрешено 60 м3/га, удаленность 60-80 км
9 Южнотаежный 25 Леса I группы - 8% (запретные полосы вдоль берегов рек и леса вдоль дорог); леса III группы - 92%, удаленность 40-50 км; в рубку отведено 50 м3/га
10 Таежный 40 Леса I группы (ореховопромысловая зона) - 55%; леса III группы - 455, к вырубке разрешено ■ 50 м3/га, удаленность 60-80 км.

 

Определим величину стоимостной оценки для участка леса, расположенного в подтаежном районе. Площадь участка - 10 га; удаленность 100-110 км. Леса отнесены к I группе (20%) и III группе. В рубку отводится 90 м3/га. Продолжение

Задача №6 ( к теме №12)

Определите расстояние, отделяющее зоны размещения указанных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта продукции.

Закономерности размещения сельскохозяйственного производства по Й. Тюнена

Таблица 11

Сельскохозяйственные культуры Доходность на единицу культуры, тыс. руб./т Объемы производства культур, тыс.т
А 18 30,0
Е 100 0,3

 

Транспортный тариф для всех видов сельскохозяйственных культур принять равным 0,2.

Задача №7 ( к теме №15)

Объем отгруженных товаров предприятиями промышленного производства Калининградской области, млн. руб.

Таблица 12

Виды экономической деятельности Первый год Второй год Третий год
Промышленное производство всего, в том числе: 62562,1 81711,3 128379,5
Добыча полезных ископаемых 7529,5 12486,6 12828,8
Обрабатывающая промышленность. Всего, из них: 47827,2 61613,0 106265,3
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 17095,7 19489,1 34091,7
Текстильное и швейное производство 1286,8 1382,5 2502,2
Обработка древесины и изделий из дерева 344,6 437,2 2049,2
Целюлозно–бумажное производство, издательская деятельность 2904,6 3073,9 3452,2
Производство прочих не металлических минеральных продуктов 1679,4 2151,9 2221,7
Производство машин и оборудования 2710,0 4407,5 8744,3
Производство электрооборудования 14057,3 20088,8 23637,7
Производство транспортных средств и оборудования 3004,1 4339,7 18137,5
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды. Всего: 6205,4 7611,7 9285,4

 

 



Волгоградский филиал

Кафедра Экономики и финансов

Семикин Д. В.

 (фамилия, инициалы автора(ов)

Дата: 2019-11-01, просмотров: 271.